АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Апологетик. К Скапуле

Санкт-Петербург
2005 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 86.2(0)3
УДК: 27-29
256 стр.
ISBN: 5-89740-124-9
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился между 150 и 170 гг. в Карфагене и умер между 220 и 240 гг. Приняв в зрелом возрасте христиан­ство, он стал одним из самых ярких и ярых его защитников. Отстаивая свою веру, он громит язычников, спорит с иудеями, атакует еретиков-гностиков, борется за чистоту нравов внутри христианской общины. Вниманию чита­телей предлагается новый перевод на русский язык «Апологетика», одного из первых сочинений Тертуллиана, и «К Скапуле», одного из его последних творений. Обе эти работы были адресованы языческой аудитории. Поле­мика Тертуллиана с идолопоклонством носит бескомпромиссный характер, наиболее ярко отражая борьбу новой религии с традиционными верования­ми. Во вступительной статье затрагивается вопрос взаимоотношений ан­тичной и христианской культур. Поверхностный на первый взгляд конфликт между отжившими мифами и Библией отражает противоречие между двумя мировоззрениями, двумя религиозными парадигмами: иудео-христианским креационизмом и языческим манифестационизмом. Отношение Тертуллиа­на к мифологии показывает нам отношение образованного христианина, жившего на рубеже IIIII вв. в западной части Римской империи, к своему преодоленному прошлому. Перевод снабжен комментариями, указателем имен и библиографией.
Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина

Оглавление:

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан — христианин в мире язычников

Языческие авторы

Климент Александрийский

Внелитературные источники

Интерпретация мифов у Тертуллиана

Мифы как вымыслы поэтов

Мифы как деяния демонов

Мифы как истории обожествленных людей

Боги и герои

Литературные персонажи

Персонажи религиозных культов

Воцерковленный мифологический образ

АПОЛОГЕТИК

Глава I. Незнание язычников о христианах. Разное поведение христиан и преступников перед судом

Глава И. Язычники обращаются с христианами иначе, чем с преступниками

Глава III. Ненависть язычников к христианскому имени

Глава IV. Об антихристианских законах и об отмене устаревших законов

Глава V. Законы о введении новых богов. Императоры-гонители христиан и императоры-защитники

Глава VI. Язычники отменили законы против роскоши и пьянства и постановления консулов, изгнавших Либера и египетских богов

Глава VII. О молве

Глава VIII. Опровержение обвинения в фиестовых трапезах и кровосмешении

Глава IX. Упомянутые преступления открыто совершаются самими язычниками

Глава X. Христиане не чтут богов, поскольку те — не боги. Доказательство этого на примере Сатурна

Глава XI. Анализ причин, по которым высший Бог мог бы делать людей богами

Глава XII. Об идолах и их изготовлении

Глава XIII. Язычники сами нечестивы по отношению к своим богам

Глава XIV. Язычники жертвуют богам отбросы. Насмешки над богами в языческой литературе

Глава XV. Насмешки над богами в театре. Разврат в храмах. Их ограбления

Глава XVI. О почитании христианами ослиной головы, креста, солнца…

Глава XVII. О едином Боге, о свидетельстве души

Глава XVIII. О пророках и переводе Писания на греческий язык

Глава XIX. О древности Писания

Глава XX. Божественность Писания доказывается исполнением ранее предсказанного в нем

Глава XXI. Об иудеях, о пришествии Христа, Его страданиях, смерти, воскресении и вознесении. «Мы чтим Бога через Христа»

Глава XXII. О демонах

ГлаваXXIII. Демоны и боги — одно и тоже. Экзорцизм

Глава XXIV. Лишь христианам запрещено иметь собственную религию

Глава XXV. Опровержение веры в то, что боги дали могущество Риму

Глава XXVI. Могущество дает Бог

Глава XXVII. О кознях демонов против христиан

Глава XXVIII. О принуждении к жертвоприношениям

Глава XXIX. Опровержение обвинения в оскорблении величия: боги бессильны

Глава XXX. Христиане молятся за императора истинному Богу

Глава XXXI. Молиться за императора христианам велит Писание

Глава XXXII. Христиане не клянутся гениями императоров

Глава XXXIII. Император — не бог

Глава XXXIV. Называть императора богом — опасная лесть

Глава XXXV. Христиане не участвуют в непотребных празднествах в честь императора. Враги императора — не из числа христиан

Глава XXXVI. Отношение христиан одинаково ко всем людям

Глава XXXVII. О гипотетической мести христиан

Глава XXXVIII. Христиане не опасны для общественного спокойствия

Глава XXXIX. Христианские быт и нравы в сравнении с языческими: христиане, сходясь, образуют не группировку (factio), а совет (curia)

Глава XL. Стихийные бедствия как Божья кара обрушивались на человечество и раньше; с появлением христиан их сила ослабла

Глава XLI. Бедствия случаются по вине язычников, подкрепляя христианскую надежду

Глава XLII. Христиане не бесполезны для торговли

Глава XLIII. Христиане бесполезны для сводников, убийц, магов, гадателей, звездочетов

Глава XLIV. Все преступники — из числа язычников

Глава XLV. Христиане научены непорочности Богом

Глава XLVI. Христиане и философы

Глава XLVII. Философы и поэты заимствовали истину в Писании, извратив ее

Глава XLVIII. О метемпсихозе и воскресении

Глава XLIX. Поскольку христианское учение полезно, оно не может быть ложным

Глава L. Сравнение мучеников с солдатами. Примеры презрения к страданиям и смерти у язычников.

«Когда вы осуждаете нас, Бог нас оправдывает»

Примечания

К СКАПУЛЕ

Примечания

Указатель имен

Сокращения

Библиография

Источники

Переводы

Исследования

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.