АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Интеллектуальные традиции античности и средних веков

Москва
Кругъ
2010 г.
Книга в библиотеке МДА
736 стр.
ISBN: 978-5-7396-0167-4
Книга представляет собой издание, посвященное проблемам изу­чения интеллектуальных традиций, их непрерывности в Античности и в Средние века. На обширном тематическом материале (наука и образование, идеология и культура, идеи и понятия, история арте­фактов) авторы сборника демонстрируют, как сосуществовали и влияли друг на друга самые разные, порой плохо совместимые тра­диции, как они трансформировались и видоизменялись. Публикуют­ся (полностью или во фрагментах) комментированные переводы со­чинений античных (Аристотель, Макробий) и средневековых авторов (Кассиодор, Беда, Иоанн Скотт, Фома Аквинский, Альдхельм Малмсберийский и др.). Для историков, историков философии, культурологов, литерату­роведов.
Составление и общая редакция М. С. Петровой

Оглавление:

Вместо Предисловия

I.  Интеллектуальные традиции: проблемы исследования (Л. П. Репина)

II. Интеллектуальные традиции: актуальные вопросы и их решение (М. С. Петрова

 

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И

ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

А. В. Серегин

Горгий и гуманизм

1. Карл Поппер и «чары Платона»

2. Эгоизм Сократа

3. Антигедонизм Сократа

4. Антигуманизм Сократа

5. Альтруизм Сократ

 

С. В. Месяц

Учение о генадах: Прокл, Сириан, Ямвлих

1. Теория генад в изложении Прокла

2. Теория генад у Сириана

3. Кто является автором теории генад?

4. Реконструкция ямвлиховской теории генад

 

А. Р. Фокин

Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина

 

Т. Ю. Бородай

Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским

Понятие мира: единство, универсальность и порядок

Греческая философская традиция до Платона: один мир, множество миров, бесконечное множество миров в пространстве и во времени

Учение Платона о творении мира и создании времени как «подвижного образа вечности

Аристотель о парадоксах платоновского креационизма.

Критика Платона с позиций метафизики и физики

Плотин: критика платоновского учения о творении с точки

зрения теологии

Иоанн Филопон как платоник и аристотелик в вопросе о

вечности мира

Фома Аквинский. О вечности мира.  (Перевод с латинского и примечания Т. Ю. Бородай)

 

В. П. Гайденко

О двух трактатах, относящихся к кругу Фомы Аквинского

I. О природе слова, [рождаемого] интеллектом

1. Что такое слово

2. Как рождается слово

И. Об интеллекте и умопостигаемом (Перевод с латинского и примечания В. П. Гайденко)

 

ОНЕЙРОКРИТИКА И ОНЕЙРОМАНТИКА

 

М. А. Солопова

Возникновение науки о снах и сновидениях в Древней Греции (к публикации трактата Аристотеля О предсказаниях во сне)

1. Сочинения Аристотеля о сне в составе Parva naturalia

2. Сны и чудесное

3. От мифов к логосу

4. Античные комментарии

Аристотель. О предсказаниях во сне  (Перевод с древнегреческого и примечания М. А. Солоповой)

 

М. С. Петрова

Онейрокритика в Античности и в Средние века (на примере Макробия)

I. Дискуссии о снах в Античности

I. 1. Классификация Макробия

I. 2. Классификация Артемидора

I. 3. Макробий и Артемидор: общее и особенное

I. 4. Макробий и 'Сон Сципиона' Цицерона

I. 5. Макробий и латинские авторы: Тертуллиан и Калкидий

I. 6. Учение платоников и иудейская «философия» в латинской традиции интерпретации сновидений

II. Средневековые представления о сновидениях

Приложение: Макробий. Комментарий на 'Сон Сципиона' (I, 3)  (Перевод с латинского и примечания М. С. Петровой)

 

ЦЕНТРЫ УЧЕНОСТИ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

 

Эдуард Жоно

Translatio studii: перенесение учености (одна из тем Жильсона) (Перевод с английского и примечания М. С. Петровой)

Приложение: Thomas Hibernicus. De tribus sensibus Sacrae Scripturae (f. 12va - f. 13vb), ed. Е. Jeauneau

Фома Ирландский. О трех смыслах Священного писания (f. 12va - f. 13vb), пер. с лат. и примеч. М. С. Петровой

 

Т. Н. Джаксон

Древняя Русь и Исландия: школы и центры учености в первые века христианства

 

А. А. Сазонова

Трансляция латинской интеллектуальной традиции:

Альдхельм Малмсберийский

1. Латинское образование Альдхельма в ирландском монастыре и в Кентерберийской школе

2. Авторский замысел и исторические обстоятельства создания сборника энигм Альдхельма

3. Синтез христианского и языческого мифологического начал в Загадках Альдхельма

4. Внутренняя структура цикла и теория четырех элементов

5. Репрезентация интеллектуальной жизни и артефактов ученой деятельности

6. Концептуальные и содержательные влияния Исидора Севильского на Загадки Альдхельма

7. Авторские новации и переосмысление Альдхельмом традиций античной и раннесредневековой культуры

8. Характеристика двух систем образования в Ирландии и в архиепископской школе по Гисперийским речениям

9. Интеллектуальный авторитет Альдхельма в кругу его младших современников

Приложение I: Альдхельм. Загадки (XX. Пчела. XXX. Алфавит. XXXII. Записные книжки. LII. Свеча. LIX. Писчее перо. LXXXIX. Книжный ларь)

Приложение II: Послание Альдхельма к Вихтфриду  (Перевод с латинского и примечания A. A. Сазоновой)

 

СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ ПРОСТРАНСТВА

И ТРАДИЦИЯ ЕГО ОСВОЕНИЯ

 

А. В. Подосинов

Время и пространство в архаической картине мира

 

И. Г. Коновалова

Топоним как способ освоения пространства: «Русская река» ал-Идриси

 

                                          ТЕКСТЫ И ИХ АНАЛИЗ     

 

П. П. Шкаренков

Variae Кассиодора в контексте латинской риторической традиции Поздней Античности

 

М. С. Петрова

Два панегирика эпохи Каролингов

I. Карлу Великому

II. Пипину, королю Италии

Неизвестный автор. Песнь о победе Пипина над аварами в 796 году  (Перевод с латинского и примечания М. С. Петровой)

 

В. В. Петров

Aulae Sidereae Иоанна Скотта (w. 72-101) и предшествующая поэтическая традиция

 

И. В. Пролыгина

Ритм как один из критериев авторства Pseudo-Chrysostomica и традиция его изучения

 

СВЯТЫЕ И МИСТИКИ

 

М. Р. Ненарокова

Текст и его источники: Беда и его Жизнеописание пяти отцов-настоятелей

1. Жанр сочинения и его цель

2. Основные черты Жизнеописания и Риторика к Гереннию

3. Время и место в Жизнеописании

4. Пространство в Жизнеописании

5. Действующие лица

6. Жизнеописание и Житие преподобного Пахомия

Беда Преподобный. Жизнеописание пяти отцов-настоятелей

Книга I

Книга II

(Перевод с латинского и примечания М. Р. Ненароковой)

 

А. Г. Суприянович

Тело и душа в репрезентации английских позднесредневековых женщин-мистиков

ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ

ТРАДИЦИЯ

 

В. В. Петров

Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы)

1. Лейденский глоссарий

2. Киннор и невел

2. 1. Струнные у цивилизаций, предшествовавших еврейской

2. 1. 1. Шумер

2. 1. 2. Египет

§ 1. Арфы

§ 2. Лиры

2. 2. Еврейская иконография

2. 2. 1. Невел

2. 2. 2. Иконография II—IV вв. — римское влияние

2. 3. Ближний Восток и Передняя Азия

2. 3. 1. Лиры

2. 3. 2. Треугольные вавилонские арфы

3. Кифара и псалтерий

3. 1. Греческие струнные

3. 2. Древний псалтерий — это угловая арфа

4. Символическое представление музыкальных инструментов

4. 1. Поздняя Античность: Аристид Квинтилиан

4. 2. Христианская экзегетическая традиция (III—IX вв)

5. Средние века

5. 1. Раннее Средневековье

5. 1. 1. Лиры

5. 1. 2. Арфы

5. 2. Высокое Средневековье (XII-XIV вв)

5. 2. 1. Псалтерий

5. 2. 2. Арфы

5. 2. 3. Необычные инструменты

5. 2. 4. Андалусия

6. Заключительное рассуждение: glossa sesundum historiam

 

Библиографические сокращения

Об авторах

Summaries

Contents

Оглавление

 

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.