|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
иеромонах Герасим (Дьячков). Белевский край: Очерки церковной жизни XX - XXI вв.Настоящее исследование посвящено церковной
истории кафедрального города Белева Тульской епархии в XX—XXI вв. Основная тема
книги — судьбы духовенства, монашествующих и мирян, монастырей, церквей и
духовно-учебных заведений г. Белева и Белевского района. Особое внимание
посвящается истории белевских монастырей, а в особенности — Белевского
Спасо-Преображенского монастыря.
Послесловие В XX век Русская Православная Церковь вошла с богатым духовным, историческим и культурным потенциалом, накопленным в течение почти тысячелетнего совместного сосуществования Церкви и государства, а также развитым социальным служением. Наступившая после отречения 2 марта 1917 г. царя Николая II полоса государственных реформ повлекла серьезные изменения: с одной стороны, в Церкви было восстановлено Патриаршество, но с другой — в церковных кругах началось брожение умов, выступавших за «демократизацию» и «обновление» Церкви. Приход к власти большевиков стал ключом, отверзшим, по попущению Божию, бездны адовы, исторгшие на народ и Святую Церковь гонения и репрессии, разрушение монастырей и церквей, мучения и убийства верующих. Провозглашенные в масштабах всей страны антицерковные кампании первых лет Советской власти не ограничивались центром, они планомерно и беспощадно осуществлялись и на местах — в частности, в Белеве. Страницы церковной истории Белевского края наглядно показывают, что предпринятый Советской властью разгром Церкви, выразившийся в национализации церковной собственности, ликвидации монастырей, изъятии церковных ценностей, внедрении обновленческого раскола, повлекшего замену архиереев и епархиальных управлений сторонниками обновленческого ВЦУ, выразившийся в гонениях и уничтожении верующих и многом другом, — не смог, в конечном счете, полностью парализовать церковную жизнь. В обстановке широкомасштабного террора, проводимого Советской властью, когда кругом царила трусость, измена и обман, священномученик Игнатий и его сподвижники сохранили верность Святой Церкви, положив начало такому явлению в истории Тульской епархии, как тайное монашество. В послевоенные годы наряду с атеистической пропагандой и гонениями на верующих, уничтожением церквей и монастырей, особенно обострившихся в годы правления Н. С. Хрущева, параллельно шла работа по сохранению памятников истории и культуры, в списках которых все чаще и чаще появлялись памятники церковной архитектуры. Еще в 1921 г. Белевский Спасо-Преображенский монастырь был взят на учет Главнаукой Наркомпроса. Сохранению и предотвращению полного уничтожения белевских монастырей способствовало, в частности, заселение их людьми после выселения из них монашествующих, устроение в Спасо-Преображенском монастыре музея старины и быта, а в Крестовоздвиженском — расположение воинской части. В 1969 г. на государственный учет были поставлены Белевский Спасо-Преображенский и Крестовоздвиженский монастыри, как памятники истории и культуры регионального значения. Включение в 1970 г. Белева в состав 115 исторических городов-памятников стало поворотным, решающим этапом в деле восстановлении белевских монастырей. В 1970-80-х гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы по всем архитектурным памятникам монастырских ансамблей. Новая эпоха, наступившая в 90-х гг. XX в., ознаменована радикальными изменениями в отношениях Церкви и государства. Она стала для Тульской епархии и для Белевского края временем восстановления порушенных святынь и постепенного возрождения церковной жизни. В 1995 г. архитектурные ансамбли белевских монастырей были отнесены к объектам культурного наследия федерального значения. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в стране углубился финансово-экономический кризис. Поэтому начатая в 1970-х гг. реставрация белевских монастырей в конце 1980-х гг. была свернута. Открытие же множества церквей и монастырей в Тульской епархии, а также кадровая проблема монастырей не позволили епархиальному управлению сразу принять монастыри в пользование. Отреставрированные храмы монастырей вновь подверглись разграблению людьми и разрушению слепой стихией. Однако в то же самое время прошла широкая канонизация святых Русской Православной Церкви, в том числе и пострадавших в 1920-1930-х гг. в г. Белеве: священномученика Игнатия (Садковского), епископа Скопинского, священномученика Никиты (Прибыткова), епископа Белевского, преподобномученика Исаакия (Бобракова), преподобномученицы Августы (Защук), преподобномученицы Марии (Лактионовой), преподобномученицы Макарии (Сапрыкиной), преподобномученицы Агриппины (Лесиной). В 2005—2007 гг. были сделаны, наконец, первые шаги по возрождению монашеской жизни в белевских монастырях и передаче монастырских зданий Церкви. 22 апреля 2009 г. была зарегистрирована «Православная религиозная организация Спасо-Преображенского мужского епархиального монастыря г. Белева Тульской области». Впереди — передача Церкви архитектурных ансамблей Белевского Спасо-Преображенского и Крестовоздвиженского монастырей. Так, пройдя сквозь тяжелое горнило испытаний, Церковь достойно вышла из него — осененная множеством святых, вновь обретя отнятые у нее права и свободы, направленные на служение Богу и России. Церковная история Белевского края в XX-XXI вв. являет собою яркое свидетельство непреложности обетования Спасителя: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). Архивные материалы, а также по крупицам рассеянные в периодических изданиях сведения, относящиеся к новейшему периоду истории Тульской епархии, все еще ждут кропотливого исследователя. Особого внимания, на наш взгляд, требуют следующие темы: Тульская епархия в эпоху перемен, 1917—1918 гг. Первые годы Советской власти в Тульской епархии, 1917-1922 гг. Отделение Церкви от школы в Тульской епархии в 1918-1919 гг. История обновленческого раскола в Тульской епархии, 1922-1944 гг. Национализация и ликвидация монастырей Тульской епархии, 1918-1922 гг. Архипастыри Тульской епархии в годы гонений, 1920 30-е гг. Духовенство, монашество и миряне Тульской епархии в годы гонений, 1920—30-е гг. Монашество Тульской епархии в годы гонений 1920—30-е гг. Феномен тайного монашества в Тульской епархии, 1920-е гг. — вторая половина XX в. Канонизация святых Земли Тульской в XX—XXI вв. Деятельность Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области в 1943—1990 гг. Борьба с Церковью и антирелигиозная пропаганда в Тульской области в 1920—30-х гг. Деятельность Союза воинствующих безбожников в Тульской области в 1920—1930 гг. Методы борьбы с религиозными убеждениями в Тульской губернии (области) в 1920—1930 гг. Антирелигиозная (научно-атеистическая) пропаганда в Тульской области в 1940—80-х гг. Тульское епархиальное управление в 1917—2009 гг. Историко-канонический очерк. Приходские храмы Тульской епархии, XX—XXI вв. Церкви и монастыри Тульской области — памятники истории и культуры (постановка на государственный учет, использование, реставрационные работы). Тульская епархия. Эпоха возрождения, конец XX — начало XXI вв. Тульский патерик. Белевский патерик. Одни из намеченных тем предполагают больший объем, другие — меньший, но не это главное. Надо, прежде всего, помнить, что только все мы вместе, совокупно, сможем создать столь необходимую для потомков живую мозаику истории Тульской епархии, вывести в свет погребенные архивные материалы, осветить темы, которые в свое время будут проанализированы и обстоятельно изложены в серьезных изданиях. Да поможет нам в этом Господь. |