АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Алексей Иванович Сидоров

Ученое звание
профессор
Ученая степень
кандидат исторических наук
кандидат богословия
доктор церковной истории
Должность
Кафедра богословия: Профессор

Дата рождения - 27 ноября 1944 г.

Тезоименитство - 30 марта
Образование
  • Московский государственный университет, исторический факультет (1975 г.)
  • Московская духовная семинария, экстернат (1990 г.)
  • Московская духовная академия, экстернат (1991 г.)
Преподает
Магистратура:
Патрология, Святоотеческое учение об обожении, Греческая патрология
Бакалавриат:
Патрология
Общий педагогический стаж:
28 лет
Стаж работы по специальности:
28 лет
Награды
  • Медаль «Ветеран труда» (1990 г.)
  • Орден преп. Сергия Радонежского III степени (2004 г.)
Библиография

I. КНИГИ И МОНОГРАФИИ
1. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М.,1993 (23 а.л.).

 

1а. Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (31 а.л.).

 

2. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994 (20,5 а.л.).

 

3. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М.,1994 (23 а.л.).

 

4. Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступительная статья, перевод и комментарии. М.,1996 (28 а.л.).

 

5. А.И.Сидоров. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М.,1996 (20 а.л.).

 

6. Творения древних отцов-подвижников. Св.Аммон, св.Серапион Тмуитский, преп.Макарий Египетский, св.Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж.Иперехий. Перевод, вступительная статья и комментарии. М., 1997 (28 а.л.).

 

7. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998 (11 а.л.).

 

8. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2002 (22 а.л.).

 

9. Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2003 (25 а.л.). При участии М.В.Никифорова.

 

II. СТАТЬИ, ПРЕДИСЛОВИЯ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕВОДЫ И РЕЦЕНЗИИ
1976 год
1. К вопросу о взаимоотношении эллинского и восточного мировоззрения в позднюю античность // XIV Международная конференция античников соцстран. Тезисы докладов. Ереван, 1976 (0,1 а.л.).

 

1978 год
2. Современная зарубежная литература по гностицизму (Критико-аналитический обзор) // Сборник “Современные зарубежные исследования по античной философии”. М., 1978 (1,3 а.л.).

 

1979 год
3. Плотин и гностики // Вестник древней истории, 1979, № 1 (1,5 а.л.).

 

1980 год
4. Неоплатонизм и манихейство // Вестник древней истории, 1980, № 3 (1,7 а.л.).

 

1981 год
5. Рецензия на книгу К.Рудольфа “Гностицизм. Сущность и история одной позднеантичной религии”. Лейпциг, 1977 // Вестник древней истории, 1981, № 1 (0,7 а.л.).

 

6. Открытие фрагмента из “Евангелия” Мани // VIII Всесоюзная конференция Вестника древней истории. Тезисы докладов. М.,1981 (0,1 а.л.).

 

1982 год
7. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Ежегодник “Религии мира. История и современность”. М.,1982 (1,5 а.л.).

 

8. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Сборник “Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982 (1,5 а.л.).

 

1983 год
9. Манихейство в изображении Августина // Вестник древней истории, 1983, № 2 (1,6 а.л.).

 

10. Статьи: Гностицизм. Герметизм. Манихейство. Нумений // Философский энциклопедический словарь. М.,1983 (0,4 а.л.).

 

1984 год
11. Рецензия на материалы Международного симпозиума, посвященного творчеству Максима Исповедника //Византийский Временник, 1984, т.45 (0,6 а.л.).

 

1986 год
12. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский Временник, 1986, т.47 (1,7 а.л.).

 

13. Некоторые замечания по поводу изучения “Изборника Святослава 1073 г.” // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М.,1986 (0,5 а.л.).

 

14. Некоторые проблемы ранневизантийской философии // Там же (1 а.л.).

 

15. Преподобный Максим Исповедник. “Толкование на Отче наш”. Вступительная статья, перевод и комментарии // Журнал Московской Патриархии, 1986, №7-8 (2,5 а.л.).

 

1987 год
16. Преподобный Максим Исповедник. “Тайноводство”. Вступительная статья, перевод и комментарии // Журнал Московской Патриархии, №4,5,7,8,10 (3 а.л.).

 

17. Гностическая философия истории // Палестинский Сборник, 1987, Вып.29 (92) (1,2 а.л.).

 

1988 год
18. Арианство в свете современных исследований // Вестник древней истории, 1988, №2 (1,1 а.л.).

 

19. “Монофелитская” уния по свидетельству “Повествования о делах армянских” // Историко-филологический журнал. Ереван, 1988, №3 (0,7 а.л.).

 

20. Иоанн Грамматик Кесарийский. К характеристике византийской философии в VI в. // Византийский Временник, 1988, т.49 (1,8 а.л.).

 

21. Рецензия на критическое издание “Вопросоответов к Фалассию” и “Вопросов и недоумений” Максима Исповедника // Там же (0,4 а.л.).

 

1989 год
22. Проблема “единого действия” у Анастасия I Антиохийского. К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров // Byzantinoslavica, 1989, t.50, N 1 (0,8 а.л.).

 

23. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита и Псевдо-Анастасия Синаита // Византийский Временник, 1989, т.50 (1,2 а.л.).

 

24. Рецензия на критические издания трудов Анастасия Синаита, Никифора Влеммида и анонимного автора трактата “Против иудеев” // Там же (0,4 а.л.).

 

25. Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью // Историко-философский Ежегодник 89. М., 1989 (1,1 а.л.).

 

26. Преподобный Максим Исповедник. “Различные богословские и домостроительные главы”. “Толкование на 59 Псалом”. Перевод и комментарии // Символ, № 22, 1989 (1,2 а.л.).

 

1990 год
27. Христианство // Преподавание истории в школе, 1990, №5 (1 а.л.). Также перепечатано: Религии мира. Пособие для учителя. М.,1994.

 

28. Преподобный Анастасий Синаит. “Об устроении человека по образу и подобию Божию”. Слово первое. Перевод и комментарии // Символ, №23, 1990 (1 а.л.).

 

1991 год
29. Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (к вопросу об идейных истоках иконоборчества) // Византийский Временник, 1991, т.51 (1,4 а.л.).

 

30. Рецензия на критическое издание греческих катен на книги “Бытие” и “Исход” // Там же (0,3 а.л.).

 

31. Политика и богословие в Византии VII в. Вступительная статья, редакция перевода и комментарии к “Житию преп. Максима Исповедника” // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып.I. М., 1991 (5 а.л.).

 

32. Максим Исповедник. “Мистагогия”. Предисловие, перевод и комментарии // Восток, 1991, №2 (1,7 а.л.).

 

33. Рецензия на критическое издание сочинений Иоанна Кантакузина и Леонтия Иерусалимского // Византийский Временник, 1991, т.52 (0,4 а.л.).

 

34. Феодор Раифский и Феодор Фаранский (по поводу одного из авторов “Изборника Святослава” 1073 г.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1990 год. М., 1991 (2,2 а.л.).

 

35. Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале “Изборника Святослава” 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М.,1991 (0,7 а.л.).

 

36. Анонимный трактат “Метод священной молитвы и внимания” и его место традиции исихазма // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. М.,1991 (0,2 а.л.).

 

37. Преподобный Макарий Египетский. “Новые поучения”. Перевод и комментарии // Символ, № 26, 1991 (3 а.л.).

 

1992 год
38. “Триады” святителя Григория Паламы // Журнал Московской Патриархии, 1992, №5 (0,3 а.л.).

 

39. Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате) // Журнал Московской Патриархии, 1992, №6 (1,6 а.л.).

 

40. Логико-богословский трактат в “Путеводителе” Анастасия Синаита // Памятники науки и техники. 1990 год. М.,1992 (2 а.л.).

 

1993 год
41. Учение двенадцати Апостолов. Перевод и комментарии // Символ, 1993, № 29 (2 а.л.).

 

42. “Дидахе” (вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи) // Там же (0,7 а.л.).

 

1995 год
43. Трактат “Метод священной молитвы и внимания” и его место в истории исихазма” // Символ,1995, № 34 (2 а.л.).

 

44. Библиотека отцов и учителей Церкви. Предисловие к серии // В кн.: Св.Иустин Философ и Мученик. Творения. М.,1995 (0,2 а.л.).

 

1996 год
45. С.Л.Епифанович и его книга о преп.Максиме Исповеднике. Предисловие // В кн.: С.Л.Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.,1996 (0,3 а.л.).

 

46. Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых. Предисловие к серии // В кн.: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св.Григория Паламы. М.,1996 (0,2 а.л.).

 

47. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Там же (4 а.л.).

 

48. Монументальный труд по святоотеческой аскетике С.М.Зарина. Предисловие // Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. М.,1996 (2 а.л.).

 

49. Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческих творений св. Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. М.,1996 (1 а.л.).           

 

50. Преосвященный Филарет (Гумилевский) - основатель русской патрологической школы. Предисловие // Историческое учение об отцах Церкви Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского и  Нежинского. М.,1996 (2 а.л.).

 

 51. “Мысли” (гл.1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 1992-1996. М.,1996. (0,6 а.л.).

 

52. Предисловие // Творения св.Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.,1996 (0,5 а.л.).

 

1997
53. Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый // Архиепископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997 (1,6 а.л.).

 

54. Св.Аммон: личность и творения // Богословские труды, сб.33, 1997 (4,5 а.л.).

 

55. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию LVI-LVIII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (14), 1997 (2 а.л.).

 

56. Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х.Урса фон Бальтазара // Там же (0,5 а.л.).

 

1998
57. Неофита Монаха и Затворника Десять Слов о заповедях Христовых. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (15), 1998 (2 а.л.).

 

58. Библейско-критический труд Оригена: «Гекзаплы» // Альфа и Омега, № 2 (16), 1998 (0,5 а.л.).

 

59. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Ученые записки Российского Православного Университета ап.Иоанна Богослова. Вып. 3, 1998 (6,5 а.л.).

 

60. Сагарда А.И. - Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители // Там же (3 а.л.).

 

61. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви // Альфа и Омега, № 3 (17), 1998 (2 а.л.).

 

62. Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По поводу книги иеромонаха (Алфеева) «Мир Исаака Сирина» // Православное Книжное Обозрение. Специальное приложение (1 а.л.).

 

63. Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово первое. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 4 (18), 1998 (2,5 а.л.).

 

1999
64. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX // Альфа и Омега, № 1 (19), 1999 (1,6 а.л.).

 

65. Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово второе // Там же (1,2 а.л.).

 

66. Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) // Предисловие к кн.: Глубоковский Н. Святый Апостол Лука. Евангелист и Дееписатель. М., 1999 (0,3 а.л.).

 

67. Василий Васильевич Болотов - человек и ученый // Вступительная статья к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.1. Учение Оригена о Святой Троице. М., 1999 (2 а.л.).

 

68. Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово третье // Альфа и Омега, № 2 (20), 1999 (2,5 а.л.).

 

69. Митрополит Макарий (Оксиюк) и его церковно-научная деятельность // Вступительная статья к кн.: Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св.Григория Нисского. М., 1999 (2 а.л.).

 

70. Классический труд по православному догматическому богословию // Предисловие к кн.: Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. М., 1999 (0,2 а.л.).

 

71. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» // Альфа и Омега, № 3 (21) - 4 (22), 1999 (4 а.л).

 

72. Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова) // Вступительная статья к кн.: Святитель Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. М.,1999 (2 а.л.).

 

2000
73. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (23), 2000 (0,8 а.л.).

 

74. Предисловие // Правила святых Апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000 (0,2 а.л.).

 

75. Святитель Афанасий Великий. О девстве, или о подвижничестве (Слово спасения к девственнице). Вступительная статья, редакция перевода и комментарии // Альфа и Омега, № 2 (24), 2000 (1,8 а.л.).

 

76. Примечания к кн.: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000 (1,5 а.л.).

 

77. Актуальные проблемы современной патрологической науки в России (Тезисы выступления) // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. М., 2000 (0,2 а.л.).

 

78. Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послание I-II. Предисловие, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (25), 2000 (1,6 а.л.).

 

79. Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Предисловие, перевод, комментарии // Альфа и Омега, № 4 (26), 2000 (1,5 а.л.); Альфа и Омега, № 1 (27), 2001 (1,4 а.л.).

 

80. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения // Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Книга 1. М., 2000 (8 а.л.).

 

2001
81. Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.3. М., 2001 (1 а.л.).

 

82. Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001 (1,5 а.л.).

 

83. Жизненный путь Оригена // Там же (3 а.л.).

 

2002
84. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие // Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002 (4,7 а.л.).

 

85. Предисловие // Николаева О. Православие и свобода. М., 2002 (0,1 а.л.).

 

86. Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.4. М., 2002 (0,5 а.л.).

 

2003

 

87. Профессор Александр Львович Катанский (1836-1919) // Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей Церкви до Оригена включительно. М., 2003 (1,3 а.л.) - В соавторстве с В.Д.Юдиным.

 

88. Предисловие // Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли, т.I. М.,2003 (0,2 а.л.).

 

89. Предисловие // Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 2003 (0,2 а.л.).

 

90. Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть первая. Вступительная статья, перевод, комментарии // Богословские труды, сб.38, 2003 (6 а.л.).

 

91. Преподобный Максим Исповедник. «Вопросоответы к Фалассию». Вопрос LXI. Перевод и комментарии // Там же (1 а.л.).

 

92. Святой Ефрем, патриарх Антиохийский: его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора // Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003 (1,5 а.л.)

 

2004
93. Некоторые аспекты экклесиологии преподобного Максима Исповедника // Альфа и Омега, № 1 (39), 2004 (1 а.л.).

 

94. Предисловие (в соавторстве с А.А.Тимофеевым) и общая редакция // Попов И.В. Труды по патрологии, т.I. Святые отцы II –IV вв. Сергиев Посад, 2004 (1 а.л.).

 

95. Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть вторая. Перевод и комментарии // Богословские труды, сб.39, 2004 (5 а.л.).

 

96. Экзегетические труды Оригена: Гомилии на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 2 (40), 2004 (2 а.л.).

 

97. Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послания третье, четвертое и пятое. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (41), 2004 (1,2 а.л.).

 

98. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61) // Приложение к кн.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (1,4 а.л.).

 

99. Вступительная статья // Ларше Ж.- К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004 (0,7 а.л.).

 

2005

 

100. Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 1 (42), 2005 (1 а.л.).

 

101. Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет (продолжение) // Альфа и Омега, № 2 (43), 2005 (1 а.л.).

 

102. Жизненный путь Евагрия Понтийского // Труды Минской Духовной Академии, № 3, 2005 (1,2 а.л.).

 

103. Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (44), 2005 (2 а.л.).

 

 

Публикации на сайте
Биография

С 1968 по 1975 гг. обучался в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по специальности история древнего мира. С октября 1975 года по настоящее время - младший научный сотрудник, затем научный сотрудник Института истории СССР АН СССР (ныне - Институт всеобщей истории РАН). Является ведущим научным сотрудником РАН. 20 мая 1981 года ему была присуждена учёная степень кандидата исторических наук. 18 августа 1987 года утверждён в должности преподавателя МДАиС. В марте 1990 года назначен заведующим Аспирантурой при МДА. В июне 1991 года окончил экстерном Московскую духовную академию с присуждением учёной степени кандидата богословия за диссертацию на тему: «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры (учение наассенов)». В декабре 1991 года утверждён в звании доцента. 13 ноября 1997 года утверждён в звании профессора. 18 ноября 1999 года присуждена учёная степень доктора церковной истории. Преподаватель Истории Древней Церкви и Патрологии в МДА.


Повышение квалификации:
Центр дополнительного образования МДА, Курсы повышения квалификации преподавателей по теме «Разработка образовательных программ по направлению «Теология» на основании ФГОС ВПО 3+» в объёме 72 час., 18.04.2016 – 07.05.2016
Центр дополнительного образования МДА, Курсы повышения квалификации ППС «Информационные и компьютерные технологии» в объёме 72 час., 31.10.2016 - 11.11.2016

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.