АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Нина Валериевна Квливидзе

Ученое звание
доцент
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Должность
Духовная академия: Профессор
Кафедра истории и теории церковного искусства: Заведующая кафедрой

Дата рождения - 29 апреля 1955 г.

Тезоименитство - 27 января
Образование
  • В 1977 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;
  • В 1983 г. окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности история искусства;
  • В 1999 г. окончила в аспирантуру Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.
Преподает
Магистратура:
Церковное искусство и иконография, История византийского искусства, Искусство средневековой Руси, Христианская иконография
Бакалавриат:
Основы христианской иконографии
Общий педагогический стаж:
18 лет
Стаж работы по специальности:
10 лет
Библиография

Автор более 80 научных работ.

1. Лицевой летописный свод и Годуновская псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи конца XVI в. // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 417–430.

2. «Видение Евлогия» в росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. 2-я пол. XV — нач. XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: Сб. статей. М.: Северный паломник, 2005. С. 294–301.

3. Иконографическая программа алтарных росписей московских храмов второй половины XVI в. // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 621–646.

4. Священный образ царя в московской живописи второй половины XVI в. // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти. М.: Наука, 2006. С. 430–439.

5. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в московском искусстве второй половины XVI в. // Вестник РГГУ. № 10/07. М., 2007. С. 230–237.

6. Западноевропейские источники иконографии «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2008. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 175–190.

7. Композиция «Собор Богородицы» в Успенском соборе Свияжского монастыря // Иконографические новации и традиции в русском искусстве XVI в. М.: Индрик, 2008. С. 217–234

8. Миниатюры лицевого списка «Хожения» игумена Даниила XVII в. // Православный Палестинский сборник. 106-й выпуск. М., 2008. С. 103–120.

9. Апокрифы о Богородице в живописных циклах времени царя Ивана Грозного (XVI в.) // Biblia Slavorum Apocryphorum. Novum Testamentum. Lodz, 2009. P. 205–219.

10. Византийские фрески Каппадокии: художественные направления и основные темы росписей // Каптеревские чтения. 7. М.: ИВИ РАН, 2009. С. 29–36.

11. Сотворение мира и история Адама и Евы в росписи Успенского собора Свияжского монастыря: к проблеме интерпретации сакрального пространства в русском искусстве XVI в. М.: Северный паломник, 2009.

12. Иконография Александра Невского //Александр Невский.Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 267–284.

13. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема Троицы в русской культуре XVI в.) // Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 342–359.

14. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 49–56.

15. Икона Софии Премудрости Божией и особенности новгородской литургической традиции в конце XV века // Сакральная топография средневекового города: Известия Института христианской культуры средневековья. Т. 1. М., 1998. С. 86–99.

16. Историография русского церковного искусства // Исторический вестник. 7–8. Москва; Воронеж, 2000. С. 238–263.

Биография

В 1977 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В 1983 г. окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности история искусства.

В 1994 г. присвоено ученое звание доцента по Кафедре методологии и технологии реставрации.

В 1996–1999 гг. училась в аспирантуре Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.

В 1999 г. — кандидат искусствоведения, диссертация «Фрески церкви Троицы в Вязёмах. Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи»

В 1983–1992 гг. — искусствовед в объединении «Союзреставрация» Министерства культуры СССР.

В 1992–2004 гг. — искусствовед в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении Министерства культуры РФ.

С 2004 г. по настоящее время — доцент Российского государственного гуманитарного университета.

С 1991 по 1994 г. — преподаватель, с 1994 по 1999 г. — доцент православного Свято-Тихоновского богословского института.

С 2 сентября 1997 г. — доцент Кафедры истории православного искусства и иконографии Иконописной школы при МДА.

С 1 сентября 2005 г. переведена в штат преподавателей церковно-практической Кафедры.
С 2013 года является заведующей кафедрой Истории и теории церковного искусства.

В настоящее время: доцент Московской духовной академии, доцент Кафедры всеобщей истории искусств Российского государственного гуманитарного Университета; преподает древнерусское и византийское искусство и иконографию. Является специалистом по истории древнерусского и византийского искусства, христианской иконографии, занимается проблемой византийских и западноевропейских источников в русском искусстве позднего Средневековья. Разработала и читает курсы по истории древнерусского искусства, истории византийского искусства, христианской иконографии. С 1998 г. по настоящее время является научным куратором редакции Церковного искусства и археологии «Православной энциклопедии», членом научно-редакционного совета «Православной энциклопедии».С 2003 по настоящее время является членом Императорского православного палестинского общества.

 

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.