|
Кинематограф должен воспитывать верность отечественным традициямКаждому зрителю
фестиваля «Лучезарный Ангел» знакомо чувство переживания особого восхищения от
встречи с настоящим киноискусством. Жесткий отбор, который проходит каждый
фильм-претендент, является гарантией его высокого качества. Причем не только с
точки зрения профессионального мастерства, но и с точки зрения
духовно-нравственного содержания. О высоком призвании кинотворцов наш разговор
с членом Духовного экспертного совета, профессором
Московской духовной академии архимандритом Платоном (Игумновым). 26 января 2011 г.
Отец Платон, какие критерии были для вас основными при оценке фестивальных работ? В этом году я оценивал ряд документальных лент. Считаю, что каждый фильм должен иметь правильную духовную, религиозную, нравственную, мировоззренческую направленность. От работ, допускаемых к участию в конкурсе, требуется высокая степень профессионализма. В основу сценария должна быть положена определенная высшая спасительная идея, которая сюжетно развивается и облекается в художественную форму. Фильм обязательно должен научить зрителя чему-то полезному, вдохновить его светлым и благодатным смыслом высокого человеческого призвания, доставить радость переживания причастности к полноте вселенского бытия. В противном случае картина не несет творческого заряда и ничего зрителю, кроме опустошенности и разочарования, не принесет. Нужна ли, на ваш взгляд, духовная экспертиза на стадии написания сценария, съемки кинокартины? Все зависит от личности художника, его духовной зрелости и творческой целостности. А также от того, насколько последовательно и твердо он следует религиозным и нравственным традициям отечественной культуры. В России творцы искусства всегда ощущали величие задачи актуального исполнения Евангелия в собственной жизни и в художественном воплощении. Эта острота религиозного чувства – гарант того, что плоды художественного творчества нашей интеллигенции займут свое достойное место в парадигме высших мировоззренческих и этических ценностей христианской веры. Режиссеры и авторы сценария в процессе работы всегда могут обратиться за советом и консультацией к пастырям, обладающим достаточно высокой степенью духовного и религиозного опыта. Работа кого из режиссеров-современников заслуживает высокой оценки? В свое время на меня произвел впечатление фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Долгое время в нашей стране господствовало мифологическое историческое сознание: дореволюционная Россия представлялась темным царством нищеты, безграмотности и отсталости. Говорухин же в своей кинокартине развенчал этот порожденный революцией миф. После просмотра фильма становится понятно, почему царская Россия была великой державой: она стремилась в жизни мира к воплощению высокого Евангельского идеала, к исполнению своего Божественного предназначения на земле. Царская Россия явила в своей истории идеальную модель геополитического устроения мира, она включала в свою ограду многие народы, которые, сохраняя свою национальную идентичность, формировались в благодатной стихии русской, в основе своей православной, культуры. Какие из фильмов VII Международного фестиваля «Лучезарный Ангел» вы бы отметили? Заслуживает объективной позитивной оценки фильм «Люди и пчелы» режиссеров Валерия и Людмилы Деминых. Замечателен он тем, что воспитывает любовь к природе, к творению Божьему, говорит о великой мудрости Создателя. Авторы ненавязчиво проводят мысль о том, что верующие люди – сторонники возрождения исконных традиций медового промысла, христианского бережливого отношения к окружающему миру. Увлекателен и назидателен фильм режиссера Бориса Галкина «Талдом», в котором главный герой в детстве проводил лето у бабушки. В кадре – живописная природа и еще уцелевший быт деревни. Кинолента учит любить родную землю, уходящую деревенскую Русь, повествует о том, что наши предки – старые благочестивые люди – обладали мудростью от Бога, многое предвидели и предсказывали, например, возрождение закрытых и подвергнутых разорению и запустению храмов. Ежегодно фестиваль посещает все больше и больше молодых людей, после показа фильмы обсуждают в кулуарах и на форумах в интернете. Располагает ли, на ваш взгляд, добрый кинематограф воспитательным потенциалом, может ли влиять на мировоззрение, формировать духовно-нравственную культуру молодежи? Доброе кино, на мой взгляд, не должно игнорировать те острые вопросы, которые стоят сегодня перед молодыми людьми. Алкоголизм и наркомания – это не только личная нравственная проблема, но и социально-экономическая, это духовная болезнь, которая требует врачевания. Человеку трудно освободиться от какой-либо страсти, от какого угодно вида зависимости. Кино может подсказать молодому человеку спасительный путь в плане преодоления того или иного комплекса, оно способно воздействовать на человека так, чтобы он захотел встать на этот путь. Просмотр фильма может оказаться поворотным моментом в чьей-то жизни. Для этого авторы должны мобилизовать все художественные средства. Огромной силой воздействия обладают визуальные образы. Одному американскому актеру, страдавшему страстью к табакокурению, показали картину разрушения легких курильщика, после чего у него навсегда отпало желание курить. Содействие искоренению нравственных и социальных пороков является, несомненно, важной функцией нравственно ориентированного кинематографа. Кинематограф должен воспитывать в сознании молодых людей верность отечественным традициям, имеющим свое основание в мировоззренческих и нравственных ценностях христианства. Ценным является то, что в максимальной степени соответствует Евангельскому идеалу вечной жизни, ибо вне перспективы вечной жизни остается лишь нигилизм и ценностный релятивизм. Беседовала Ольга Гордонова |