|
Необычный экзамен по педагогике прошел на 5 курсе семинарии06 июня 2012 г. 30 мая и 4-го июня 2012 года у семинаристов 5 курса Московской духовной академии прошёл экзамен по педагогике. Экзамен – это время, когда преподаватели и студенты меняются местами: студенты, задававшие вопросы преподавателю в течение семестра, теперь отвечают на его вопросы... Для удобства проведения экзамена игумен Киприан (Ященко) уступил кафедру с микрофоном подготовившим выступления семинаристам, а сам спрашивал отвечающих, сидя за партой. Стоит отметить, что такая форма проведения экзамена – не беседа тет-а-тет с преподавателем, а выступление перед однокурсниками с лекцией по выбранной теме – очень полезна и интересна, ведь в процессе экзамена можно освежить в памяти весь пройденный материал и даже еще чему-то поучиться. Особенно это полезно тем студентам, которые когда-либо не смогли присутствовать на лекциях или не успели подготовиться ко всем экзаменационным вопросам. В ходе экзамена студенты показали вполне зрелое изложение педагогических истин. Они не просто делали сообщения по прочитанному, но творчески, самостоятельно подходили к изложению вопроса. В своих выступлениях семинаристы использовали образные сравнения, приводили в доказательство своих слов притчи, истории из патериков, использовали материал Священного Писания и творчество святых отцов. Так, один из семинаристов рассказал интересную и назидательную притчу об осле, которые упал в колодец. Подумав, что ослика уже не вытащить, его хозяин решил засыпать и ветхий колодец, и старого осла. Но тот всю землю, падающую ему на спину, стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца... Так и людям, на которых падают, как снежный ком, незаслуженные поношения, нужно помнить, что их можно стряхнуть и даже, благодаря этим неприятностям, подняться немного выше. Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в нас, но ступая по этим камням, мы можем перейти бурный поток. В течение экзамена были освещены такие вопросы и проблемы как «Райская педагогика», «Семья как домашняя церковь», «Телесное, душевное и духовное становление детей различных возрастных периодов», «Возможности сотрудничества церкви и государства в области образования», «Основные направления деятельности воскресной школы», «Дидактические принципы церковного обучения» и многие другие. Также семинаристами были представлены творческий проект «Московская духовная семинария как центр воспитания благочестивого священства – духовных вождей русского народа» и анализ опыта самовоспитания добродетелей и борьбы со страстями «Моя жизнь во Христе». Интересным, образным и убедительным оказался ответ по теме «Искоренение порока гордости». Отвечающий показал свободное владение не только материалом, но и аргументированной и четко выстроенной речью, что немаловажно в искусстве лекции как жанре публичного выступления священника перед мирянами. Особое оживленную дискуссию вызвало изложение вопроса, связанного с возможностью создания электронной духовной семинарии. Не отрицая положительные стороны этого проекта, семинаристы выказали свой бурный протест против формализации подхода к овладению знаниями, связанной с распространением дистанционного обучения. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - писал В.О.Ключевский. Эти принцип педагогический деятельности, несомненно, воплотился на экзамене по педагогике. Цель экзамена – не просто поставить оценку в ведомость, но донести знания и понимание важности педагогической деятельности для будущих (или уже настоящих) священнослужителей, которые всю свою жизнь посвятят воспитанию прихожан. Экзамен показал, что студенты 5-го курса имеют достаточные для своей специализации знания в области педагогики, детской психологии и дидактики, вследствие чего выпускники семинарии могут быть рекомендованы для проведения лекций и уроков по духовной культуре для подрастающего поколения. Педагогический кабинет МДА |