АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Объяснение молитв и песнопений Недели о блудном сыне

28 февраля 2016 г.

Предлагаем Вашему вниманию разбор молитв и песнопений Недели о блудном сыне преподавателя церковно-славянского языка Московской духовной академии Натальи Ефимовны Афанасьевой.


– означает не только «усердствовать», «стараться», «заботиться», «делать что-нибудь тщательно» (как в современном русском языке), но и «торопиться», «спешить». Так,  существительное «тщание» греч. σπουδή значит не только «усердие, рвение, заботу, старание, усилие», но и «поспешность, торопливость».

В Евангелии от Луки 1,39, читаемом на Богородичных праздниках, говорится о Матери Божией, что Она 

т. е., согласно Синодальному переводу, «с поспешностью пошла в нагорную страну…».

В греческом языке понятие «блудный» -σῳτος значит: безнадежный, погибший; пропащий, несчастный; расточительный, распутный.

Греческое слово -σῳτος (цсл. и рус.«блудный») связано с целой группой важнейших православных понятий. Прежде всего, -σῳτος -эточеловек не целый, не цельный, не целомудренный, ибо именно слово σάος (стяж. σῶς )  значит здравый, невредимый; целый, находящийся в полной сохранности, неповрежденный , а целомудриепо-гречески  - σωφροσύνη . Вот почему грех всегда мыслится именно как духовная рана, как язва, нарушающая цельность и души и тела человека, и в Святом Евангелии говорится, что Христос Спаситель, исцеляя телесные язвы и болезни, прежде всего исцеляет поразившие человеческую душу язвы греха.

Затем слово -σῳτος означает и то, что такого человека нельзя спасти,по крайней мере, в теперешнем греховном его состоянии до того, как он покается, ибо именно от этого корня происходит и σαόω   =  σώζω -   спасать;   беречь, оберегать, (с)охранять.

В церковнославянском же и в русском языке, а следовательно и в нашем сознании, это понятие, выраженное словом «блудный», связано с понятием блуждания как отклонения от верного, прямого, правого пути Христовых заповедей, пути ко спасению, ибо этот Путь есть Сам Христос(Мф.14. 6).В русском языке существует множество сходных слов: беспутный, непутёвый, наконец, - распутный. В слове «блудный» имеется и еще один смысловой оттенок.  Здесь присутствует понятие о свободном выборе человека, о вольном его произволении в том, какой путь ему избрать, -  блуждать ли на распутиях греха, скитаться ли без пути по мрачным топям и болотам, - или быть верным спасительному и правому Пути к Небесному Царствию, явленному нам Христом.

  – я расточил, издержал, собств. прожил. Аорист 1 лица ед. числа от глагола «иждúти» (см. Раздел «Аорист»).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «иждивать, иждитьрасходовать, изживать, проживать (говоря о времени и об имуществе)». Отсюда и употребительное в современном русском языке слово «иждивенье» – издержка, содержание, сумма, на что-либо назначенная. Так непонятное, на первый взгляд, церковнославянское слово оказывается вполне знакомым и даже употребительным в современном русском языке, хотя и в деловом его стиле.

  – жизнь, образ жизни; средства к жизни.
На двойственности значения этого слова – жизнь как земное бытие и средства к жизни – строится образ. Слову «житие», обозначающему жизнь земную, в церковнославянском языке противопоставлено слово «живот», которое как правило имеет смысл онтологического бытия, Вечной Жизни, победившей тление и смерть. Церковнославянское «живот» соответствует греческому ζωή. В церковнославянском языке имеется и слово «жизнь», также являющееся славянским переводом греческого слова ζωή. Хотя обе эти лексемы соответствуют греческому  
ζωή и, казалось бы, вполне взаимозаменяемы, однако, анализ древних рукописей (к примеру, службы Успения Божией Матери) свидетельствует о том, что в процессе книжных справ они друг друга практически не заменяли, чего не следует делать и сейчас.


  – милостей

  – в сердечном сокрушении (см. Тропарь Покрову Божией Матери).

 
Аорист 1 лица ед. числа от глагола "согрешити".

Благодатный Огонь

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.