АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Очерки из истории христианского вероучения патристического периода: Век мужей апостольских (I и начало II в.)

Автор: Л. И. Писарев
2009 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 86.372
УДК: 281.1
576 стр.
ISBN: 978-5-903525-38-6

Оглавление:

Предисловие

Введение. Общая характеристика литературной эпохи мужей апостольских. Состав литературных произведений этой эпохи. Состояние вопроса о вероучении мужей апостольских в запад­ной и русской богословской науке. Вытекающие отсюда задачи историко-догматического исследования. Общая схема и план того исследования

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Ереси первовекового христианства и их мировоззрение

 

Глава первая. Происхождение христианских ересей и их основа в синкретическом движении дохристианского мира. Значение ересей в истории христианского вероучения как внешнего повода к раскрытию положительной христианской мысли. Два главных направления еретической мысли в период мужей апостольских: евионейско-иудейское и гностическо-языческое. Религиозный синкретизм как общее исходное начало образования первохристианских ересей. Система Филона как отражение религиозного синкретизма среди иудеев рассеяния. Религиозные воззрения иудеев-палестинцев как выражение самобытно-иудейской синкретизации. Иудейские сектанты: фарисеи, саддукеи, ессеи, самаряне. Неопифагореизм как фокус религиозно-философской синкретизации в языческом греко-римском мире. Гностицизм и евионейство как выражение языческой и иудейской синкретизации в христианстве

Глава вторая. Иудействующие еретики первохристианской эпохи. Религиозные основы и происхождение иудео-христианских ере­сей вообще. Евионизм как общее типичное выражение иудео-хри­стианской религиозной мысли. Три фазы развития евионейства: назорейство, евионейство в собственном смысле и евионейство в стадии соприкосновения с элкезаитством. Вырождение евионей­ства как иудейского течения и приближение его к языко-гностицизму. Две партии иудео-гностических течений: одна — с пре­обладанием начал иудейской религиозной идеологии номизма — оссинство, сампсейство и элкезаитство в изображении «Климентин», и другая—с преобладанием начал языко-гностической идео­логии антиномизма. Учение Керинфа, Карпократа и Кердона, как выразителей иудейского гнозиса

Глава третья. Древнехристианские гностические секты. Общая характеристика гностических сект как выражения их языческой идеологии. Космополитическая задача гнозиса. Расслоения в гно­стицизме. Вопрос о классификации гностических сект в науке. Типичные особенности гностицизма. Его связь с теософией Фи­лона и неопифагорейства. Соприкосновение с христианством в области сотериологии. Своеобразно-языческая постановка сотериологии в гностических сектах. Понятие о гнозисе в связи с ре­шением онтологической, гносеологической и космологической проблем на основах платонизма. Индивидуальные черты гности­цизма как христианского движения. Мистицизм гностиков. Эонология в связи с решением космологической проблемы. Сотериология гностиков и идея искупительного значения знания. Лже­именной разум. Практические постулаты сотериологии гностиков: аскетика, либертинизм. Аллегоризм и символика. Отношение гно­стиков к иудейству и идея антиномизма. Дуалистическая тенден­ция гностиков в решении космологической проблемы. Вопрос о творении мира и гностический демиургизм. Христология гности­ков и ее обоснование. Экклезиология и эсхатология гностиков. Общий вывод и схематическое построение основных положений гностического учения. Расслоения в гностицизме — школы. Во­прос о хронологическом расположении гностических школ. Три периода эволюции гностицизма и их особенности. Прототип гно­стицизма в офитизме. Общая характеристика офитских сект в их

теологических основаниях. Расслоения в офитизме в области учения о втором и третьем началах бытия. Учение — наассенов, ператов, сифиан, каинитов, Иустина-гностика, офитов Иринея, варвело-гностиков Иринея. Космология офитов, их эонология и демиургизм. Расслоения офитов в области решения космологиче­ской проблемы: офиты—пессимисты и оптимисты. Крайний анти-номизм первых и сглаженный антиномизм вторых. Ангелология офитов. Антропология. Аскетика. Сотериология и вытекающие из нее особенности офитской христологии. Три типа христологии офитов. Экклезиология и эсхатология офитов. Ересь Симона Волхва и Менандра как развитие офитизма

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О руководительных началах христианского ведения по

учению мужей апостольских

 

Глава первая. Противоположение гностическому и евионейскому миросозерцанию христианского учения как истины не­преложной и по ее происхождению, и по содержанию. Поста­новка вопроса об Откровении как объективном и непреложном источнике христианской истины у мужей апостольских, в проти­воположность расплывчатому субъективизму гностиков и евионитов. Понятие о догмате как норме учения, обоснованного на выражении воли Божией в Откровении

Глава вторая. Учение о Священном Писании как источнике непре­ложной христианской истины, данной в Откровении. Поня­тие о Св. Писании у мужей апостольских, в противоположность евионизму и гностицизму. Вопрос об отношении ветхозаветного Откровения к новозаветному — у Варнавы, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Способы истолкования Св. Писания у мужей апостольских. Вопрос о боговдохновенности Св. Писания Ветхого Завета и его канон. Вопрос о боговдохновенности Св. Пи­сания Нового Завета и его канон

Глава третья. Учение о Священном Предании как руководитель-ном начале христианской истины в Церкви и через Церковь. Понятие о Св. Предании у мужей апостольских — Поликарпа Смирнского, Папия Иерапольского и Игнатия Богоносца. Значение Предания, его виды и способы его хранения в Церкви и через Церковь. Выражение Предания в форме «заповедей»

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Христологическое учение мужей апостольских

 

Глава первая. Теологические основы христологии и идеи спасения. Характерные особенности теологических взглядов мужей апо­стольских. Тринитарный вопрос — у Климента Римского, Вар­навы, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа и автора «Учения». Общий вывод, формулирующий теологические и тринитарные взгляды мужей апостольских

Глава вторая. Учение о лице Христа Спасителя как Соверши­теля нашего спасения. Связь теологии с христологией и об­основание на ней истины Божества и человечества Христа Спа­сителя — в противовес гностической и евионейской христоло­гии. Значение учения Игнатия, как устанавливающего полную христологическую концепцию. Христология Поликарпа Смирнского, Варнавы, Климента Римского, Ерма. Общий вывод, опре­деляющий объем содержания христологического учения мужей апостольских, его формулу и значение как предпосылки для ре­шения сотериологической проблемы

Глава третья. О спасении, как деле, совершенном Христом Бого­человеком. Обоснование идеи спасения как тайны домострои­тельства Божия, от века предназначенного к осуществлению че­рез Сына Божия. Объективные основания спасения в личности Христа Спасителя. Общий моральный характер спасения, совер­шенного Христом Богочеловеком, как выражения любви Божией. Сущность спасения — во врачевании человека от греха (отри­цательный момент) и в даровании «жизни в Боге» (положитель­ный момент). Средства спасения — сообщение Христом «знания истины» и приведение человека к «нетлению». Проблема о пророческо-учительном знании Христа Спасителя. Христос — Учи­тель не только в теоретическом смысле этого слова, но и Настав­ник жизни, простирающий Свою спасительную деятельность на целокупную личность человека — не только на его дух, но и на плоть. Образ Христа Спасителя как Пророка и Учителя любви,

явленной в фактах Его собственной жизни. Идея обожения че­ловечества во Христе Богочеловеке. Обоснование идеи христи­анского аскетизма. Оттенок мистицизма в сотериологии мужей апостольских. Во Христе—основа нетления духовного и физиче­ского. Проблема о первосвященническом служении Христа Спа­сителя. Понятие о жертве, принесенной Им в целях искупления, и значение этой жертвы. Учение об искуплении, оправдании и освящении, как отдельных актах общего спасительного процес­са. Понятие о благодати, как излиянии особых даров освяще­ния, приводящих человека ко спасению. Действенная сила благо­дати в личности человека. Совершение спасения как результат усвоения человеком спасительных даров Христа Спасителя. Сущность спасительной жизни — в созидании благочестия и праведности Христовой на основах веры, любви и надежды. Вы­яснение вопроса о вере как добродетели, соотносительной зна­нию во Христе Иисусе. Сущность оправдания как деятельного выражения любви в вере и надежде. Эсхатологический харак­тер надежды как добродетели упования на нетление, достигае­мое через веру и любовь

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Экклезиология мужей апостольских

 

Глава первая. Общее учение о Церкви как средоточии спаситель­ных средств во Христе Иисусе. Идея Церкви и ее обоснова­ние в сотериологии. Определение Церкви и признаки, входя­щие в состав понятия о ней. Идея предсуществования Церкви. Церковь — дух и тело во Христе. Учение о единстве Церкви и его обоснование в христологии и сотериологии. Единство идей­ное и внешнее в жизни Церкви. Понятие о святости Церкви. Смысл учения Ерма о святости членов церковного союза. Цер­ковь строящаяся и воинствующая. Условия строительства Церк­ви и ее воинствования. Понятие о таинствах как средствах освя­щения. Крещение. Покаяние и понятие о нем у Ерма и других апостольских мужей. Таинство Евхаристии — смысл и значе­ние этого таинства по свидетельствам автора «Учения» и Игна­тия Богоносца. Таинство брака. Общее понятие о таинствах. Учение о наказаниях как средствах освящения. Общение со святы­ми. Общее понятие о Церкви как духовно-невидимой и видимой величине. Терминология, приуроченная к обозначению того и

другого понятия

Глава вторая. Учение об иерархии. Значение учения об иерархии для выяснения понятия о Церкви. Важность вопроса и поста­новка его в протестантской науке, как обоснование экклезиологии. Основные положения протестантских взглядов на состоя­ние иерархического вопроса в древней Церкви. Несоответствие протестантских выводов в приложении к фактам религиозно-исторического сознания древней Церкви по вопросу об иерар­хии. «Canones ecclesiastici» и «Canones Hippolyti» — как указую­щие и поверительные исторические памятники при выяснении иерархического сознания древней Церкви. Анализ свидетельств «Canones ecclesiastici» по церковно-иерархическому вопросу. По­казания «Canones Hippolyti» о трех степенях иерархии и их слу­жении. Общие выводы из свидетельств этих памятников. Сви­детельства новозаветной письменности о степенях иерархии и их служении — из Деяний апостольских, Первого послания ап. Петра, посланий ап. Павла — более ранней эпохи: Фессалоникийцам, Коринфянам, Римлянам, Ефесянам, Колоссянам, пас­тырских посланий — к Титу и Тимофею, Евреям, посланий ап. Иоанна и Апокалипсиса. Иерархический строй Иерусалимской церкви по Деяниям и Посланию к Галатам. Общий вывод из но­возаветных свидетельств по вопросу об иерархии и переходк по­казаниям мужей апостольских. Общая характеристика учения мужей апостольских об иерархии. Учение Климента Римского о необходимости иерархического строя как духовно-благодат­ного и внешнеобразующего начала церковной жизни. Учение Ерма о возглавляющем значении иерархии. Учение Игнатия Бо­гоносца о необходимости иерархии и идея монархического епи­скопата, как власти духовной и внешнеобразующей. Связь учения Игнатия с иерархическими взглядами предшествующего вре­мени. Вопрос о происхождении иерархии и ее преемстве у Климента. Акт поставления и одобрения. Общее значение иерархи­ческого служения в Церкви — по учению Игнатия, Климента и Ерма. Вопрос о степенях священства и их значении — у Климента Римского, автора «Учения», Ерма, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Значение учения мужей апостольских об иерархии для установления понятия о Церкви как невидимо-видимой величины

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Эсхатология мужей апостольских

 

Значение эсхатологии мужей апостольских и ее отношение к их сотериологии, христологии и экклезиологии. Учение о «будущем веке» как завершительном акте спасительного процесса. Уче­ние о воскресении мертвых, его смысл и обоснование. Идея Бо­жественного суда как акта выявления заслуг человека в деле собственного спасения. Хилиазм мужей апостольских и его смысл. Ожидание скорого пришествия Сына Божия. Признаки этого пришествия. Идея Царства Божия и ее отношение к уче­нию о Церкви

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.