Оглавление:
Предисловие
Введение. Общая характеристика литературной эпохи мужей апостольских. Состав
литературных произведений этой эпохи. Состояние вопроса о вероучении мужей
апостольских в западной и русской богословской науке. Вытекающие отсюда задачи
историко-догматического исследования. Общая схема и план того исследования
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Ереси первовекового
христианства и их мировоззрение
Глава первая. Происхождение христианских ересей и их основа в
синкретическом движении дохристианского мира. Значение ересей в истории христианского
вероучения как внешнего повода к раскрытию положительной христианской мысли.
Два главных направления еретической мысли в период мужей апостольских:
евионейско-иудейское и гностическо-языческое. Религиозный синкретизм как общее
исходное начало образования первохристианских ересей. Система Филона как
отражение религиозного синкретизма среди иудеев рассеяния. Религиозные
воззрения иудеев-палестинцев как выражение самобытно-иудейской синкретизации.
Иудейские сектанты: фарисеи, саддукеи, ессеи, самаряне. Неопифагореизм как
фокус религиозно-философской синкретизации в языческом греко-римском мире.
Гностицизм и евионейство как выражение языческой и иудейской синкретизации в
христианстве
Глава
вторая. Иудействующие
еретики первохристианской эпохи. Религиозные основы и происхождение
иудео-христианских ересей вообще. Евионизм как общее типичное выражение
иудео-христианской религиозной мысли. Три фазы развития евионейства:
назорейство, евионейство в собственном смысле и евионейство в стадии
соприкосновения с элкезаитством. Вырождение евионейства как иудейского течения
и приближение его к языко-гностицизму. Две партии иудео-гностических течений:
одна — с преобладанием начал иудейской религиозной идеологии номизма —
оссинство, сампсейство и элкезаитство в изображении «Климентин», и другая—с
преобладанием начал языко-гностической идеологии антиномизма. Учение Керинфа,
Карпократа и Кердона, как выразителей иудейского гнозиса
Глава
третья. Древнехристианские
гностические секты. Общая характеристика гностических сект как выражения их
языческой идеологии. Космополитическая задача гнозиса. Расслоения в гностицизме.
Вопрос о классификации гностических сект в науке. Типичные особенности
гностицизма. Его связь с теософией Филона и неопифагорейства. Соприкосновение
с христианством в области сотериологии. Своеобразно-языческая постановка сотериологии
в гностических сектах. Понятие о гнозисе в связи с решением онтологической,
гносеологической и космологической проблем на основах платонизма.
Индивидуальные черты гностицизма как христианского движения. Мистицизм
гностиков. Эонология в связи с решением космологической проблемы. Сотериология
гностиков и идея искупительного значения знания. Лжеименной разум.
Практические постулаты сотериологии гностиков: аскетика, либертинизм. Аллегоризм
и символика. Отношение гностиков к иудейству и идея антиномизма.
Дуалистическая тенденция гностиков в решении космологической проблемы. Вопрос
о творении мира и гностический демиургизм. Христология гностиков и ее
обоснование. Экклезиология и эсхатология гностиков. Общий вывод и схематическое
построение основных положений гностического учения. Расслоения в гностицизме —
школы. Вопрос о хронологическом расположении гностических школ. Три периода
эволюции гностицизма и их особенности. Прототип гностицизма в офитизме. Общая
характеристика офитских сект в их
теологических основаниях. Расслоения в офитизме
в области учения о втором и третьем началах бытия. Учение — наассенов, ператов,
сифиан, каинитов, Иустина-гностика, офитов Иринея, варвело-гностиков Иринея.
Космология офитов, их эонология и демиургизм. Расслоения офитов в области
решения космологической проблемы: офиты—пессимисты и оптимисты. Крайний
анти-номизм первых и сглаженный антиномизм вторых. Ангелология офитов.
Антропология. Аскетика. Сотериология и вытекающие из нее особенности офитской
христологии. Три типа христологии офитов. Экклезиология и эсхатология офитов.
Ересь Симона Волхва и Менандра как развитие офитизма
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О руководительных
началах христианского ведения по
учению мужей
апостольских
Глава первая. Противоположение гностическому и евионейскому
миросозерцанию христианского учения как истины непреложной и по ее
происхождению, и по содержанию. Постановка вопроса об Откровении как объективном и непреложном
источнике христианской истины у мужей апостольских, в противоположность
расплывчатому субъективизму гностиков и евионитов. Понятие о догмате как норме
учения, обоснованного на выражении воли Божией в Откровении
Глава вторая. Учение о Священном Писании как источнике непреложной
христианской истины, данной в Откровении. Понятие о Св. Писании у мужей апостольских, в противоположность
евионизму и гностицизму. Вопрос об отношении ветхозаветного Откровения к
новозаветному — у Варнавы, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Способы
истолкования Св. Писания у мужей апостольских. Вопрос о боговдохновенности Св.
Писания Ветхого Завета и его канон. Вопрос о боговдохновенности Св. Писания
Нового Завета и его канон
Глава третья. Учение о Священном Предании как
руководитель-ном начале христианской истины в Церкви и через Церковь. Понятие
о Св. Предании у мужей апостольских — Поликарпа Смирнского, Папия Иерапольского
и Игнатия Богоносца. Значение Предания, его виды и способы его хранения в
Церкви и через Церковь. Выражение Предания в форме «заповедей»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Христологическое учение
мужей апостольских
Глава первая. Теологические основы христологии и идеи
спасения. Характерные особенности
теологических взглядов мужей апостольских. Тринитарный вопрос — у Климента
Римского, Варнавы, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа и автора «Учения». Общий
вывод, формулирующий теологические и тринитарные взгляды мужей апостольских
Глава вторая. Учение о лице Христа Спасителя как Совершителя
нашего спасения. Связь теологии с
христологией и обоснование на ней истины Божества и человечества Христа Спасителя
— в противовес гностической и евионейской христологии. Значение учения
Игнатия, как устанавливающего полную христологическую концепцию. Христология
Поликарпа Смирнского, Варнавы, Климента Римского, Ерма. Общий вывод, определяющий
объем содержания христологического учения мужей апостольских, его формулу и
значение как предпосылки для решения сотериологической проблемы
Глава третья. О спасении, как деле, совершенном Христом Богочеловеком.
Обоснование идеи
спасения как тайны домостроительства Божия, от века предназначенного к
осуществлению через Сына Божия. Объективные основания спасения в личности
Христа Спасителя. Общий моральный характер спасения, совершенного Христом
Богочеловеком, как выражения любви Божией. Сущность спасения — во врачевании
человека от греха (отрицательный момент) и в даровании «жизни в Боге»
(положительный момент). Средства спасения — сообщение Христом «знания истины»
и приведение человека к «нетлению». Проблема о пророческо-учительном знании
Христа Спасителя. Христос — Учитель не только в теоретическом смысле этого
слова, но и Наставник жизни, простирающий Свою спасительную деятельность на
целокупную личность человека — не только на его дух, но и на плоть. Образ
Христа Спасителя как Пророка и Учителя любви,
явленной в фактах Его
собственной жизни. Идея обожения человечества во Христе Богочеловеке.
Обоснование идеи христианского аскетизма. Оттенок мистицизма в сотериологии
мужей апостольских. Во Христе—основа нетления духовного и физического.
Проблема о первосвященническом служении Христа Спасителя. Понятие о жертве,
принесенной Им в целях искупления, и значение этой жертвы. Учение об
искуплении, оправдании и освящении, как отдельных актах общего спасительного
процесса. Понятие о благодати, как излиянии особых даров освящения,
приводящих человека ко спасению. Действенная сила благодати в личности
человека. Совершение спасения как результат усвоения человеком спасительных
даров Христа Спасителя. Сущность спасительной жизни — в созидании благочестия и
праведности Христовой на основах веры, любви и надежды. Выяснение вопроса о
вере как добродетели, соотносительной знанию во Христе Иисусе. Сущность
оправдания как деятельного выражения любви в вере и надежде. Эсхатологический
характер надежды как добродетели упования на нетление, достигаемое через веру
и любовь
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Экклезиология мужей
апостольских
Глава первая. Общее учение о Церкви как средоточии спасительных
средств во Христе Иисусе. Идея
Церкви и ее обоснование в сотериологии. Определение Церкви и признаки, входящие
в состав понятия о ней. Идея предсуществования Церкви. Церковь — дух и тело во
Христе. Учение о единстве Церкви и его обоснование в христологии и
сотериологии. Единство идейное и внешнее в жизни Церкви. Понятие о святости
Церкви. Смысл учения Ерма о святости членов церковного союза. Церковь
строящаяся и воинствующая. Условия строительства Церкви и ее воинствования.
Понятие о таинствах как средствах освящения. Крещение. Покаяние и понятие о
нем у Ерма и других апостольских мужей. Таинство Евхаристии — смысл и значение
этого таинства по свидетельствам автора «Учения» и Игнатия Богоносца. Таинство
брака. Общее понятие о таинствах. Учение о наказаниях как средствах освящения.
Общение со святыми. Общее понятие о Церкви как духовно-невидимой и видимой
величине. Терминология, приуроченная к обозначению того и
другого понятия
Глава вторая. Учение об иерархии. Значение учения об иерархии для выяснения
понятия о Церкви. Важность вопроса и постановка его в протестантской науке,
как обоснование экклезиологии. Основные положения протестантских взглядов на
состояние иерархического вопроса в древней Церкви. Несоответствие
протестантских выводов в приложении к фактам религиозно-исторического сознания
древней Церкви по вопросу об иерархии. «Canones ecclesiastici» и «Canones Hippolyti» — как указующие и поверительные исторические памятники при
выяснении иерархического сознания древней Церкви. Анализ свидетельств «Canones ecclesiastici» по церковно-иерархическому вопросу. Показания
«Canones Hippolyti» о трех степенях иерархии и их служении. Общие
выводы из свидетельств этих памятников. Свидетельства новозаветной
письменности о степенях иерархии и их служении — из Деяний апостольских,
Первого послания ап. Петра, посланий ап. Павла — более ранней эпохи: Фессалоникийцам,
Коринфянам, Римлянам, Ефесянам, Колоссянам, пастырских посланий — к Титу и
Тимофею, Евреям, посланий ап. Иоанна и Апокалипсиса. Иерархический строй
Иерусалимской церкви по Деяниям и Посланию к Галатам. Общий вывод из новозаветных
свидетельств по вопросу об иерархии и переходк показаниям мужей апостольских.
Общая характеристика учения мужей апостольских об иерархии. Учение Климента
Римского о необходимости иерархического строя как духовно-благодатного и
внешнеобразующего начала церковной жизни. Учение Ерма о возглавляющем значении
иерархии. Учение Игнатия Богоносца о необходимости иерархии и идея
монархического епископата, как власти духовной и внешнеобразующей. Связь
учения Игнатия с иерархическими взглядами предшествующего времени. Вопрос о
происхождении иерархии и ее преемстве у Климента. Акт поставления и одобрения.
Общее значение иерархического служения в Церкви — по учению Игнатия, Климента
и Ерма. Вопрос о степенях священства и их значении — у Климента Римского,
автора «Учения», Ерма, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Значение
учения мужей апостольских об иерархии для установления понятия о Церкви как
невидимо-видимой величины
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Эсхатология мужей
апостольских
Значение эсхатологии мужей апостольских и ее
отношение к их сотериологии, христологии и экклезиологии. Учение о «будущем
веке» как завершительном акте спасительного процесса. Учение о воскресении мертвых,
его смысл и обоснование. Идея Божественного суда как акта выявления заслуг
человека в деле собственного спасения. Хилиазм мужей апостольских и его смысл.
Ожидание скорого пришествия Сына Божия. Признаки этого пришествия. Идея Царства
Божия и ее отношение к учению о Церкви