АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

О душе

2008 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 86.37
УДК: 27-29
256 стр.
ISBN: 978-5-903525-14-0
Вниманию читателей впервые предлагаются русский и латинский тексты трактата Тертуллиана «О душе». Русский перевод снабжен предисловием, обширными комментариями и указателем имен. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился между 150 и 170 гг. до Р. X. в Карфагене и умер между 220 и 240 гг. В своих сочинениях он предстает перед нами в разных масках. То он выступает как ортодоксальный христианин, то как монтанист, то как основатель собственной секты, то как ученик киников и стоиков. Иногда в его облике проступают черты, выдающие бывшего приверженца культа Митры. В действительности же этот страстный, весьма плодовитый исследователь всегда оставался человеком, ищущим учение, отвечающее его самым высоким требованиям, патриотом Карфагена, ригористом, догматиком, блестящим и зачастую парадоксальным писателем. Трактат «О душе» написан в «монтанистский» период творчества Тер­туллиана. Несмотря на многие отнюдь неортодоксальные положения, а мо­жет быть, именно благодаря им, трактат представляет большой интерес для всех интересующихся историей раннего христианства, когда в борьбе с ошибочными мнениями рождалось кафолическое церковное учение о человеке, человеческой душе, мире и Боге.
Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина.

Оглавление:

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

Тертуллиан и Карфаген

Тертуллиан и митраизм

Тертуллиан и стоицизм

Тертуллиан и монтанизм

Тертуллиан и его читатели

«О душе»

Проблемы

Источники

О душе

Глава I. Не от философов, но от Бога следует узнавать о душе

Глава II. В том, что пишут о душе философы, много спорного и недостоверного

Глава III. Происхождение души — из дыхания Бога

Глава IV. Душа рождена и сотворена

Глава V. Душа — это тело

Глава VI. Опровержение платоников, отрицающих телесность души

Глава VII. Телесность души очевидна из слов Евангелия

Глава VIII. Душа является телом несмотря на свое отличие от других тел

Глава IX. Душа наделена определенным обликом, формой и размерами

Глава X. Душа является простой и однородной

Глава XI. Душа названа духом, потому что она дышит, а не потому что она собственно есть дух

Глава XII. О душе и уме

Глава XIII. Ум — орудие души

Глава XIV. Душа является несоставной и неделимой

Глава XV. У души есть ведущее начало, пребывающее в сердце

Глава XVI. Две части души: природное разумное начало и возникшее позже неразумное

Глава XVII. Об истинности пяти чувств

Глава XVIII. Интеллект нельзя предпочитать чувству и отделять от него

Глава XIX. Опровержение тех, кто утверждает, что человек получает интеллект позже души

Глава XX. Душа однородна по семени, разные судьбы обусловливаются внешними воздействиями

Глава XXI. О свободе воли и изменчивости природы всех рожденных и сотворенных

Глава XXII. Определение души

Глава XXIII. Мнения различных еретиков, заимствующих учение Платона

Глава XXIV. Опровержение учения Платона о воспоминании души

Глава XXV. Опровержение мнения, что душа появляется после рождения

Глава XXVI. Писание подтверждает то, что душа есть у еще неродившихся младенцев

Глава XXVII. Душа и тело зачинаются одновременно

Глава XXVIII. Разоблачение обмана Пифагора

Глава XXIX. Опровержение учения о переселении душ

Глава XXX. Опровержение учения о переселении душ (продолжение)

Глава XXXI. Нелепость учения о переселении душ

Глава XXXII. Опровержение учения о вселении человеческой души в животных

Глава XXXIII. Бессмысленность и неадекватность воздаяния, осуществляемого посредством вселения человеческой души в различных животных

Глава XXXIV. Опровержение учения Симона Самаритянина

Глава XXXV. Опровержение учения Карпократа

Глава XXXVI. О мужском и женском полах

Глава XXXVII. О вынашивании младенца, его рождении и дальнейшем росте

Глава XXXVIII. Плоть — дом души, а душа — жилец плоти

Глава XXXIX. О суевериях, связанных с родами

Глава XL. Плоть — служанка души

Глава XLI. Как нет души без греха, так нет и души без семени добра

Глава XLII. Опровержение учения Эпикура о смерти

Глава XLIII. О естественности сна

Глава XLIV. О случае с Гермотимом

Глава XLV. О сне и экстазе

Глава XLVI. О достоверности сновидений

Глава XLVII. Четыре вида сновидений

Глава XLVIII. О влиянии времени, положения человека и поста на сновидения

Глава XLIX. Не существует душ, свободных от сновидений

Глава L. Опровержение Менандра, учившего, что смерть к его последователям не относится

Глава LI. Смерть сразу и полностью отделяет душу от тела

Глава LII. Человек не был создан для смерти, любая смерть является насилием над природой

Глава LIII. Видимость угасания души при болезнях возникает благодаря процессам, происходящим в теле больного

Глава LIV. О прибежище души после смерти согласно различным философам

Глава LV. Преисподняя согласно учению христиан; рай сразу после смерти — привилегия мучеников

Глава LVI. Опровержение мнения, что души непогребенных и погибших преждевременно находятся среди живых

Глава LVII. Под именем душ, вызываемых магами, действуют демоны

Глава LVIII. О посмертной участи душ

Примечания

DEANIMA (латинский текст)

Библиография

Указатель имен

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.