|
Проповедь в неделю Всех святыхПроповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в 10 июня в неделю Всех святых. 11 июня 2012 г.
С Праздником отцы, братия и сестры! Сегодня Святая Церковь призывает нас совершить прославление всех святых угодивших Богу. Неделю назад мы праздновали рождение Церкви. В день Пятидесятницы Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, и они облеклись Силою Свыше, и во всех концах вселенной была услышана их Евангельская проповедь, утверждаемая различными чудесами и знамениями. И вот теперь Церковь приносит плоды Богу - «Яко начатки естества, насадителю твари ...» -богоносных мучеников, апостолов, пророков, святителей, преподобных и всех явленных и не явленных святых. Ближе всех ко Господу предстоит и ходатайствует о нас Пресвятая Владычица наша Богородица. Святая Церковь снова напоминает нам о цели христианской жизни — о святости. Будьте святы, будьте совершенны — говорит Господь. Постоянно в течении года Церковь нас призывает подражать святым, приводит нам на память примеры благочестивой, праведной жизни. Но сегодня особый день, когда весь собор святых предстает перед нашим взором, и указывает нам путь ко спасению. Невозможно немощному человеку высказать хотя бы малую часть божественной мудрости. Но с Божией помощью постараемся ныне сказать о трех вещах — святости, желании и благодарении. Святость относится к понятию воли. Воля Божия Всесвятая — Бог в Своих стремлениях руководится исключительно добром. Бог чист от греха и не может грешить. Поэтому для нас быть святыми означает не согрешать. Творить добро — значит следовать указаниям Воли Божией — то есть жить по заповедям. Доброе дело, не то, которое нам самим кажется добрым, и не потому что «все так поступают», или «всем от этого будет только лучше». Нет, добрым является только то, что Бог назвал добрым. Я делаю то или это, потому что Отец ... Бог так сказал. Мы не должны жить как попало, как придется, а как правильно. Мы должны познать праведность жизни по заповедям Божиим. И вот когда мы познали отчасти что такое святость. Нам нужно стать святыми. Чтобы стать праведным необходимо пожелать этого. И не просто, а очень сильно пожелать. Мы свободны в своих желаниях, и от нас зависит хотеть чего-либо или нет. Многие живут по принципу — «мне не хочется и я не буду этого делать, такова моя природа». Как будто ты — это одно, а твои желания совсем другое. А много ли в жизни у человека настоящих желаний? Есть, пить, спать, работать и прочее — это нужда, необходимость. Жизнь человеческой души, как говорит прп. Иоанн Дамаскин, заключается в познании вещей божественных и человеческих. Но у познания, как и у других деяний человека должна быть цель, иначе бесцельность поступков сродни безумию. Значит у знания есть цель. Эта высочайшая цель — познание Бога — соединение с Ним — обожение — Святость. Человек сам не знает чего ему хотеть, к чему стремиться. Источником знания для нас является Бог. Поэтому желания наши должны направляться к цели — к святости. А многие ли из нас хотят по настоящему стать святыми? Кто-то скажет, что это не скромно. Кто-то скажет, что когда Бог даст мне силы — тогда стану святым. Кто-то скажет Богу - «хочу Господи, но не сегодня!». Выходит, что мы не святы, только лишь потому, что не хотим этого. Хотеть святости — это наша возможность и обязанность. Силы — благодать - таланты Господь дал, и если их пустить в дело, то еще больше даст. Прп. Серафим Саровский уже ответил на этот вопрос, почему нет сейчас таких великих святых как в древности? — потому что нет ревности, нет сильного желания стать святым. А к воле необходимо приложить еще «раздражительную» силу души. Как сказано о святых — «божественною любовию распаляемии». И вот снова и снова Церковь научает нас ревностно бороться за свои желания, учиться добру, укоренять в душе своей добрые помыслы, чувства и желания. Если что уже имеется в душе, то хранить от расхищения, а чего нет — то с усилием, понуждением насаждать. Поэтому мы и читаем псалтирь и святоотеческие молитвы, чтобы душа приобрела правильный навык. Порой мы даже уговариваем себя - «душе моя, душе моя, что спиши ....». Поэтому все святые прославленные и неизвестные нам, известные Богу, сегодня влекут нас за собой своим примером, своею ревностию, своим пламенным желанием святости, в Царство Небесное. И вот что еще мы должны помнить, что сошествие Святаго Духа, Таинства Церкви и сама Блаженная Жизнь, нам дарованы благодаря заслугам Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Учение, Заповеди, Подвиг, Страдания и Крестная смерть, Гроб и Воскресение Спасителя — дали нам возможность быть святыми. Поэтому не будем забывать для чего мы в приходим в храм. Мы приходим благодарить Бога «о всех и за вся» - согласно его заповеди и через все, что Он ради нас совершил. Исповедуем и восхваляем Христа Бога в Церкви, как Сам Он сказал - «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным». Дивному во Святых Своих Богу нашему Слава во веки веков. Аминь. |
30 ноября 2018 г.
29 ноября 2018 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось совещание-вебинар по перспективам развития иконописного образования. Работу совещания возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Почетным участником мероприятия стала проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.
31 октября 2018 г.
31 октября Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки. С днем тезоименитства Московская духовная академия поздравляет заведующего Иконописной школой архимандрита Луку (Головкова).
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
04 октября 2018 г.
21 сентября 2018 года заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука участвовал в богослужении великого освящения кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Лондоне. За богослужениями 20-21 сентября также молились преподаватели школы, расписывавшие храм.
|