АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Когда иконы раскрываются...


Статья опубликована в информационно-просветительской газете «Маковец» в  №13 (15) от 15.07.2010 года.
15 июля 2011 г.

Сотрудники реставрационной мастерской – это, по их собственному признанию, счастливцы, чьей профессией и повседневной работой стало проникновение в тайны написания, воссоздание и сохранение необыкновенного богатства иконостасов всех храмов Лавры. Это им выпала удача замечать и познавать необычное, когда иконы раскрываются.

Об истории создания мастерской, о людях, заложивших традиции реставрации в Лавре, о своей сегодняшней работе, созвучной по содержанию и масштабам  с историческими изысканиями,  рассказали Наталья Евгеньевна Алдошина – заведующая  мастерской и  старейшие ее сотрудники Лидия Степановна Говядина и Алдошина Анна Евгеньевна.

История мастерской начинается с возрождения Лавры в 1946 году. Тогда остро встала задача одновременного восстановления всего. Нужны были  специалисты, которые могли  бы справиться с этой непростой задачей. Таким человеком, иконописцем и реставратором, стала тогда Мария Николаевна Соколова. Она, художник по образованию и глубоко церковный человек, писала иконы и во времена гонений на церковь, несмотря на угрозы и преследование. Она, по сути, и стала основательницей лаврской реставрационной мастерской.

Возрождение Лавры привлекло сюда лучших мастеров реставрации. К 1949 году были выполнены росписи в Серапионовой палатке Марией Николаевной Соколовой. Это была ее творческая работа, выполненная за два летних месяца. В этом же году проводилась реставрация фресок Троицкого собора. Одной из бригад руководил С.С. Чураков – известный реставратор и исследователь древних фресок. У него работали молодые художники Е.С. Чуракова и И.В. Ватагина (в последствии – художники-реставраторы высшей категории). Они-то и стали ученицами М.Н. Соколовой в иконописи и ее первыми помощницами.

Затем, в начале пятидесятых годов была воссоздана сень над ракой преподобного Никона в Никоновском приделе Троицкого собора. Мария Николаева написала все иконы над ракой. Тогда же были написаны и иконы преподобного Сергия с житием у мощей Игумена земли русской и икона Явления Божией Матери преподобному Сергию.

В 1957 году были устроены два новых придела в Сергиевском храме, для которых Мария Николаевна написала все иконы. Позже была осуществлена реставрация росписей всего Сергиевского храма и Трапезной палаты при нем. Это была большая работа. Все росписи были забелены. Осталось воспоминание об огромном изображении Паши Ангелиной на тракторе поверх фрески Страшного Суда.

В восстановлении росписи принимали участие и насельники Лавры. Один из первых насельников — архимандрит Николай, художник по образованию и хранитель Троицкого собора. В его воспоминаниях есть такие слова. «Лавра вся лежала в запустении. Все было разрушено. Как важно, что такой человек (Соколова, ред.) пришел в Лавру». А в воспоминаниях Е.С. Чураковой остались фраза архимандрита Николая – его ежедневное утреннее приглашение к началу работы: «Катя, на Страшный Суд!»

В пятидесятых годах в Лавре появляется яркая личность – архимандрит Алипий, будущий наместник Псково-Печерской Лавры. Здесь, в Троице, сразу после пострига он стал ризничим и вплоть до 59-го возглавлял художественные работы (художник – живописец, он прошел войну с этюдником).

Не сохранились иконостасы в  Трапезном и Покровском храмах. После  открытия Лавры в  Трапезный храм передали иконостас разрушенного в тридцатых годах храма Николы Большой Крест, который был одним из самых красивых и известных храмов в Москве. Его редчайшие уникальные иконы находились на хранении в Третьяковской галерее и стали основой иконостаса возрождаемого храма. А в 1973 году Мария Николаевна с ученицами Т.Я. Волковой, Е.М. Волковой и Е.С. Чураковой реставрировала все переданные иконы.

В период с 1969 по 1972 год Соколовой была проведена ответственейшая работа по реставрации икон древнего иконостаса Троицкого собора. Результатом могут любоваться все: иконы в прекрасном состоянии и сегодня.  

Важную роль в становлении мастерской сыграл во времена своего наместничества в Лавре Святейший Патриарх Пимен. И в феврале 1976 года по решению уже Патриарха Пимена для мастерской выделено место в Луковой башне. Эта башня с хорошим освещением в  верхней части и стала местом восстановления икон в Троице-Сергиевой Лавре.Много добрых слов надо сказать в адрес одного из основоположников реставрационной школы недавно скончавшегося Виктора Васильевича Филатова. После ухода Марии Николаевны он много лет курировал работы и руководил мастерской. Сразу же был поставлен вопрос об аттестации всех сотрудников мастерской. Все реставраторы в те годы прошли стажировку в мастерских И.Э. Грабаря.

И в наши дни масштаб решаемых задач велик. Поддерживать, например, такой иконостас, как в Успенском соборе – это и честь, и ответственность. Иконостас не первый, эпохи Грозного, а более поздний и находится под тремя слоями записи. От древнего иконостаса осталось только шесть икон XVI века. Остальные – XVII, а самый верхний пятый ярус – XVIII век. Преждеработы по этому иконостасу проводились до революции в 1911 году Сафоновым. Работы хоть и назывались реставрационными, реально были «поновительными». В соответствии с традициями того времени иконам пытались придать благолепный вид, что фактически приводило к сплошной записи. Поэтому сегодняшние иконы – это многослойная запись нескольких  веков. Наша работа позволяет создать «окошечки», заглянув в которые, можно в какой-то степени представить себе, что было в Лавре в разные периоды.

В средине восьмидесятых были раскрыты иконы преподобных Сергия и Никона XVII века из местного ряда Успенского собора. А к тысячелетию Крещения Руси раскрыта икона Успения Пресвятой Богородицы XVI века — главная икона Успенского собора. Контроль осуществляла специально созданная Министерством Культуры комиссия, и контроль этот был боле, чем строгий. В результате – реставраторы мастерской получили максимально высокую оценку и первую категорию. И уже гораздо проще принимались решения о раскрытии уникальных икон из Трапезного храма царских изографов в 2000 году. Одна из них – подписная –  «Кирилл Уланов 1703 год» - Неделя всех Святых. Другая – Успенье Божьей Матери.

Как и в первые годы реставрации, и сегодня  все работы проводятся под наблюдением и контролем, в первую очередь лаврского реставрационного совета – ведущих специалистов России. В таких центрах, как наша Лавра, где каждая икона – драгоценность, ошибки недопустимы.

Сейчас в мастерской работает 10 человек. У всех художественное светское образование и у многих - богатая реставрационная практика. Лидия Степановна Говядина, например, работает в мастерской с 74 года (35 лет), Наталья Евгеньевна Алдошина – с 1979,  Анна Евгеньевна Алдошина – с 1978 года. За долгие годы каждая икона изучена. Отмечаются малейшие изменения. Хорошая база, слаженный коллектив, понимание руководства, такая работа — счастье.

Самые яркие впечатления дарят работы по раскрытию икон. Таких работ на счету мастерской уже немало, ноособо впечатляющая – это реставрация иконы преподобного Сергия из местного ряда Троицкого собора. Прежде икону раскрывали в 1919 году.  Нами она раскрыта с помощью бинокуляра и микроскальпеля.  Каждый день почти три года мы смотрели на икону в микроскоп. Это раскрытие – как чтение мудрой книги, в которой, сколько ни читай, обязательно найдешь новое.

Для мира искусствоведов это раскрытие стало событием. Еще на половине работы  известный искусствовед Л. И. Лившиц  увидел, что это «икона первого эшелона». Дата создания в пределах 1480-1490 годов, допускается предположение о более раннем периоде деятельности Дионисия. До сих пор живо ощущение значимости того проекта, хотя и сегодняшние работы мастерской необычайно ответственны, интересны и профессионально содержательны. Это и раскрытие древней иконы Архангела Михаила с деяниями со столпа Троицкого собора XVI века – выполненное в 2006 году,  и последняя завершенная работа – реставрация иконы преподобного Сергия с Житием, и сегодняшнее раскрытие  иконы XV века Божьей Матери Одигитрии из Троицкого собора.

Наша работа – кропотливый труд и, самое главное,  необыкновенная радость.

Рассказ записала А.Путилина

30 ноября 2018 г.
29 ноября 2018 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось совещание-вебинар по перспективам развития иконописного образования. Работу совещания возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Почетным участником мероприятия стала проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.
31 октября 2018 г.
31 октября Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки. С днем тезоименитства Московская духовная академия поздравляет заведующего Иконописной школой архимандрита Луку (Головкова).
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
04 октября 2018 г.
21 сентября 2018 года заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука участвовал в богослужении великого освящения кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Лондоне. За богослужениями 20-21 сентября также молились преподаватели школы, расписывавшие храм.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.