|
Праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия ВеликогоПроповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 14 января 2011 года. 21 января 2011 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «ВСЕХ ГОСПОДЬ ОБРЕЗАНИЕ ТЕРПИТ, И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ ЯКО БЛАГ ОБРЕЗУЕТ, ДАЕТ СПАСЕНИЕ ДНЕСЬ МИРУ; РАДУЕТСЯ ЖЕ В ВЫШНИХ И СОЗДАТЕЛЕВ ИЕРАРХ, И СВЕТОНОСНЫЙ, БОЖЕСТВЕННЫЙ ТАИННИК ХРИСТОВ ВАСИЛИЙ». С праздником, братья и сестры! Мы все знаем как пал Адам. И последствия грехопадения прародителей очевидны. Словами Святого Василия мы сегодня благодарили Бога. В Божественной Литургии Святитель говорит: «Правдою и судом истинным вся навел еси на ны...» «человека... умервщлена же своими прегрешеньми, изгнал еси праведным твоим судом, Боже». «Понеже бо человеком грех вниде в мир, и грехом смерть, благоволи единородный твой сын, …быв под законом, осудити грех во плоти своей...». И далее: «И очистив водою, и освятив Духом Святым, даде себе измену смерти». В беседе на 48-й псалом Святитель Василий говорит: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но того, кто превосходит тебя естеством, не простого человека, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу выкуп за всех нас, потому что Его Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его (Рим. 3,25)». Святая Церковь удивляется Божественному снизхождению. Восемь дней назад мы начали праздновать Рождество Христа Бога. Скоро будем прославлять Крещение Господне. Церковь открыла нам Великую Тайну Благочестия. Бог явился во плоти. Для чего Бог родился, в восьмой день был обрезан по закону и назван Иисусом (Спасителем), а в 30 лет крестился во Иордане? Святитель Василий отвечает — чтобы принять осуждение за грехи всего мира на себя (осудить грех во плоти своей), чтобы дать Богу выкуп за всех нас. Почему нельзя было просто отменить приговор? Или вовсе не наказывать людей? Ответ прост. Бог Справедлив. Правда — свойство воли Божией, которое означает, что Бог будучи Сам Свят, требует святости от Своих разумных творений. Поэтому именуется в Священном Писании Законодателем и Судией. Пророк Давид воспевает: «Яко праведен Господь: и правды возлюби: правоты виде лице Его». Бог и есть Сам — и Закон, и Суд, и Любовь, и Благость. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Ибо потому, что называется Он Благим и Правосудным, и Вседержителем и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи один и тот же, бесчисленные открывает действия Божества». У Божественной Справедливости есть Цель — Святость человека. Будьте святы. «Будьте совершены» — говорит Господь. Требуя от нас святости, Бог не поступает как тиран, а как любящий Отец. То есть он предпринимает все возможные действия, чтобы мы достигали Цели — становились богами по благодати. Он дал Закон. За исполнение — награду. За нарушение — наказание. Установил для человека правила покаяния. Если сам сознаешься в преступлении — будешь прощен и избежишь наказания. Но и солгать Бог не может. Сказав — накажу, не наказать. И наказывает, не отмщая, а исправляя. Его Любовь не может существовать без Справедливости, и Правда без Милости. «Не называй Бога справедливым», — читаем мы у отцов. Но справедливым не называй по человеческим понятиям, так правда у людей простое равенство без цели — и приводит к безумным поступкам. Преподобный Симеон учит нас: «Приговор Божий пребывает навсегда карою вечною». Это значит, что Адам не раскаялся в своем преступлении и справедливо наказан. Но Бог не желает погибели, но всем человекам спасения. И отменяет приговор, но не просто так, а по справедливости. Божественная Справедливость требует исполнения приговора на ком-то другом. Но не на ком другом Бог не хотел исполнить приговор, как только на Самом Себе. Но приговор Божий — смерть человека, а не смерть Бога. Ради нашего прощения Сын Божий стал человеком — чтобы умереть. Смерть определяется — как разлучение души и тела. И Христос стал новым Адамом, и вместо Адама совершил все, следуя своему собственному закону справедливости. Преподобный Симеон говорит: «Чтобы благоволительно прощено было преступление Адама … Христос повешен был на древе крестном, чтоб принести себя в жертву Отцу Своему, как сказано, и уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством жертвы». То, что Иисус Христос — человек, позволило Ему страдать и умереть, а то, что Он — Бог, сообщило его жертве бесконечное достоинство. И теперь, не нарушая Божественного правосудия, мы получаем прощение грехов и примиряемся с Богом, благодаря заслугам Христа. И теперь люди приступают ко крещению, и на них начертывает священник невидимые знаки отличия. Как в древности Бог повелел Аврааму и его потомству обрезывать мужеский пол, чтобы это было знамением Завета с Богом. И кто не был обрезан, тот погибал. Так и ныне мы носим на себе знаки крещения для духовного мира. Потому что не благоволил Бог нам очищаться собственною кровию, но помазанием святаго елея дал образ крестных страданий Христа, а погружением в воде образ тридневного погребения. Имея на себе знаки Крещения, мы вступаем в войско Христово и находимся под Его защитой. Братия и сестры! Сегодня мы убеждаемся в истинности воплощения Сына Божия, воспоминая Его обрезание. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Бог... настолько став ради нас одним из нас и нам подобным человеком, что неверующим даже и Богом не казался». Закон обрезания был прообразом нашего Крещения. Господь подчинился закону как человек, и обрезанием крайней плоти, заградил уста еретиков, не признающих истинность Его воплощения. Обрезание Господне явилось началом Его вольных страданий. Святая Церковь призывает нас сегодня и всегда помнить о Спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Ибо благодаря им мы имеет возможность каяться на исповеди в сколь угодно многих грехах и в сколь угодно великих, и получать прощение от Христа, искупившего нас Своею Кровию. Кто-то скажет, что это не справедливо: «Греши, да кайся до смерти». Но рассудит так по-человечески. Бог — Справедлив. Каяться можно пока жив, а часа своей смерти мы не знаем. Поэтому нет времени. Но учиться покаянию нужно все время. Не пытаться самому исправлять свои ошибки, а немедля взывать к Богу о прощении греха. И потом не лениться чаще приходить на исповедь. И вот когда мы познаем силу покаяния. Когда каждый раз с верою будем принимать извещение от священника о полном оставлении наших долгов. Тогда научимся никого кроме себя не осуждать и всех прощать, как и Бог простил нас. Перестанем тревожиться о будущем, так как Страшный Суд уже предваряется покаянием на исповеди. Будем радостно, а не со стыдом ожидать Второго пришествия Спасителя. Тогда, молитвами Святителя Василия Великого, найдем великое утешение и покой в этой жизни, а в будущей получим Царствие Небесное. Аминь. |
30 ноября 2018 г.
29 ноября 2018 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось совещание-вебинар по перспективам развития иконописного образования. Работу совещания возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Почетным участником мероприятия стала проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.
31 октября 2018 г.
31 октября Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки. С днем тезоименитства Московская духовная академия поздравляет заведующего Иконописной школой архимандрита Луку (Головкова).
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
04 октября 2018 г.
21 сентября 2018 года заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука участвовал в богослужении великого освящения кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Лондоне. За богослужениями 20-21 сентября также молились преподаватели школы, расписывавшие храм.
|