|
Проповедь в Неделю о расслабленномПроповедь произнесенная в Покровском академическом храме за
Божественной литургией в Неделю о расслабленном 25 апреля 2010 года.
25 апреля 2010 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Братья и сестры, Христос воскресе! Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангельское повествование об исцелении расслабленного в Иерусалиме, – повествование глубоко символичное, каждая подробность его может сообщить нам не одну спасительную истину. Прежде всего, чудотворная купальня в Иерусалиме – это отдаленный прообраз нашего христианского Крещения, в котором все погружаемые во имя Отца и Сына и Святого Духа исцеляются от грехов, по вере своей или вере своих восприемников. И если в Иерусалимскую купальню лишь время от времени входил Ангел Господень, исцеляя кого-то одного, то в купель крещения сходит Сам Господь животворящий, Дух Святой, освящая воду и всем крестящимся даруя отпущение грехов и благодать обновления и оживотворения нашего естества. Без этой благодати мы навсегда были бы отвергнуты от лица Божия, ведь Бог, чистейший Дух, гнушается всякой греховной нечистоты. А исцеленный Господом Иисусом расслабленный изображает собою все человечество, несколько тысяч лет пребывавшее в духовной немощи. До пришествия в мир Спасителя ничто не могло исцелить человека от греха и смерти, – ни языческая мудрость, ни даже истинное богопознание и благочестие, сохранявшееся в избранном еврейском народе. По словам Священного Писания, не было ни одного праведного, все согрешили и все были лишены славы Божией[1]. У расслабленного близ Овечьей купальни не было человека[2], который довел бы его до спасительной воды; так и до пришествия Христа у расслабленного грехом человечества не было Этого Человека[3], Нового Адама, Небесного Человека[4], единственного истинного Врача душ и телес. Можно обратить внимание и на то, что несчастный расслабленный страдал тридцать восемь лет, то есть без малого сорок, а число «сорок» в Священном Писании указывает на полноту и совершенство. Именно когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, дабы нам получить усыновление[5]. Чудотворная купальня вблизи Овечьих ворот, где лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших[6], называлась «Вифезда», что в переводе с еврейского языка означает «Дом милосердия». Можно усмотреть здесь прообраз новозаветной Христовой Церкви, этого подлинного «Дома милосердия», где среди нового народа Божьего действует спасающая и освящаяющая благодать Святого Духа, исцеляя нас, страждущих грехами. Наконец, слова Спасителя к исцеленному: вот, ты выздоровел; не греши больше[7] открывают, что грех – единственная причина наших болезней. Но при всей многознаменательности этого Евангельского повествования, сегодня, в четвертую неделю по Пасхе, предлагается оно нам с одной особенной мыслью, отраженной в богослужении нынешнего воскресного дня. В кондаке мы слышим: Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте расслабленну, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле. То есть, Святая Церковь нас с вами уподобляет этому расслабленному и побуждает испрашивать у Господа избавления от некоей страшной духовной немощи. Ведь мы, уже получившие в таинстве Крещения отпущение грехов и благодать усыновления, тем не менее, по большей части пребываем в расслабленности и омертвении духа. Болезнь эта знакома всем спасающимся, она приводит к потере живой связи с Богом и делает бесплодными, кажется, целые месяцы и годы нашей жизни. Признаки ее неотступно сопровождают нас: безразличие к своему спасению, малодушие и маловерие, небрежная и холодная молитва, враждебность к людям и ропот на Бога. Трезвый взгляд на себя и на свое духовное состояние мог бы привести нас в горестное недоумение и безнадежность, но не этого, конечно же, ждет от нас Церковь. По своему духовному состоянию мы подобны иерусалимскому расслабленному, мы неспособны ни на какую добродетель, в духовной жизни мы не можем пошевелить и пальцем, но ведь и нас всесильный Господь может исцелить сразу, одним Своим словом. Все в духовной жизни совершается благодатью Божией. От Его Божественной силы, по словам Священного Писания, подается нам все потребное для жизни и благочестия[8]. Сама мысль о спасении, сама спасительная ревность проистекает не от нас, но от Призывающего[9] нас Господа. От нас зависит только, примем ли мы эту мысль, удержим ли эту ревность, хватит ли у нас веры и смиренного упования. Но это немногое как раз и требует подвига и трудов всей жизни. По мысли святителя Иоанна Златоуста, добродетель, которая достается без трудов, неполезна для нас; без скорбей и болезней мы обычно развращаемся. Святитель предлагает поучиться у Иерусалимского расслабленного его необычайному терпению. Ведь он тридцать восемь лет – почти всю жизнь! – не отходил от чудотворной купальни, не получая исцеления, и тем не менее, не пал духом и не отчаялся. А когда Христос спросил его: Хочешь ли ты быть здоров, он в ответ не высказал никакой хулы и ропота, но смиренно и кротко отвечал: Да, Господи, хочу, но нет человека, который опустил бы меня в купальню[10]. Долгие страдания привели его к подлинному сердечному сокрушению. А это и есть единственная правильная основа для всякой добродетели. Будем же и мы, братья и сестры, с постоянством и терпением укреплять свой дух спасительной верой, заботой о спасении и деятельной любовью к ближним: превозмогая себя, понуждая себя благодарить Бога за саму эту нашу немощь, ведь она приводит нас к спасительному осознанию своей негодности и живому упованию на Спасителя. Нужны нам труды над собой; нужно нам «растирать» свою омертвевшую душу, как растирают онемевшую часть тела; известны и средства для этого, – молитва и чтение Священного Писания, зрение своих согрешений и неосуждение других, посещение храма Божия, Исповедь и Причастие. Но надеяться при всем этом следует не на себя, но только на Господа. В своих трудах уместно нам уподобиться этому расслабленному, неотступно пребывающему вблизи чудотворной купальни и терпеливо ожидающему своего Спасителя, Который одним Своим словом исцеляет всякую болезнь и воскрешает мертвых, Который не посрамит сокрушенную душу и не замедлит даровать ей благодатное изменение и силу жить по Его заповедям. Христос воскресе! [1] Рим. 3, 10.23. [2] Ин. 5, 7. [3] Ин. 18, 17. [4] 1 Кор. 15, 45.48. [5] Гал. 4, 4–5. [6] Ин. 5, 3. [7] Ин. 5, 14. [8] 2 Пет. 1, 3. [9] Рим. 9, 12. [10] Ин. 5, 6–7. |
30 ноября 2018 г.
29 ноября 2018 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось совещание-вебинар по перспективам развития иконописного образования. Работу совещания возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Почетным участником мероприятия стала проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.
31 октября 2018 г.
31 октября Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки. С днем тезоименитства Московская духовная академия поздравляет заведующего Иконописной школой архимандрита Луку (Головкова).
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
04 октября 2018 г.
21 сентября 2018 года заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука участвовал в богослужении великого освящения кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Лондоне. За богослужениями 20-21 сентября также молились преподаватели школы, расписывавшие храм.
|