АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Заведующий Иконописной школой доцент МДА архимандрит Лука (Головков) принял участие в III Международной научно-практической конференции имени священномученика Иоанна Пензенского и Рижского

20 октября 2016 г.

Заведующий Иконописной школой, доцент МДА архимандрит Лука (Головков) принял участие в III Международной научно-практической конференции имени священномученика Иоанна Пензенского и Рижского «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий», а также провел коллоквиум по иконографии новомучеников в Пензенском художественному училище.

Конференция открылась и закрывалась служением Литургий на дни памяти великих подвижников XX века священномучеников Петра, митрополита Крутицкого, и Иоанна Пензенского и Рижского, чье имя и носит конференция. За XX век церковный календарь Русской Православной Церкви с учетом местночтимых новомучеников Русской Зарубежной и Украинской Церквей, как отметил в своем выступлении на конференции доктор церковной истории профессор ПСТГУ иерей Александр Мазырин, пополнили имена около 2000 умученных. Это только малая, явленная нам часть прославленного в 2000 г. Сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской: явленных и неявленных, но ведомых Богу.

Дело прославления новомучеников продолжается, о чем рассказал член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии и межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Максим Плякин в обзоре более чем 20-летней работы в архивах по подготовке материалов к наконец-то состоявшейся 15 июля сего 2016 г. канонизации священномученика Саратовской митрополии Владимира Пиксанова. Сразу через полтора месяца после прославления новомученика верующим на исходе лета этого 2016 г. вернули храм, где он служил, что было воспринято как явное чудо, так как приход уже более 20 лет начиная с 1993 г. добивался этого, но местные власти упорствовали в то, что «исторически» там с советских времен обосновался клуб. Это очередное подтверждение давно подмеченной закономерности: как только прославляется новый новомученик, он тут же ходатайствует об открытии или восстановлении храма.

Участие в прославлении новых святых всегда благотворно сказывается на жизни тех, кто откликается на эту церковную потребность прославить тех, кто прославил своей жизнью, а в XX веке зачастую и мученической кончиной Бога. У многих даже уже более как 10-летие прославленных новомучеников и исповедников Церкви Русской еще не написаны иконы, — отметил в своем выступлении заведующий Иконописной школой, доцент МДА архимандрит Лука (Головков). Продолжается работа по написанию икон соборов святых по митрополиям, епархиям, благочиниям и даже районам, — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, например, благословляет в Московской областной епархии даже порайонное празднование памяти новомучеников и исповедников. Пишутся сегодня и соборы святых отдельных учебных заведений: Московской Духовной Академии, Санкт-Петербургской Духовной Академии, Воронежской Духовной Семинарии, есть даже собор святых МГУ. 

Директор мемориального центра Бутово Игорь Владимирович Гарькавый напомнил на конференции о «принципе золотой цепи» преподобного Симеона Нового Богослова: нам важна духовная преемственность именно с нашими предшественниками, коими для нас являются самые близкие к нам по времени святые — новомученики и исповедники Церкви Русской, особенно те из них, кто жили по-соседству с нами, учились в тех же духовных школах, вузах, что и мы. Человеку, чтобы он унаследовал «эстафету святости», нужна эта возможность соотнестись с теми, кто ходил по тем же улицам, что и я, и стяжал однако святость.

Икона — это тоже опыт приближения, она всегда заряжает будни и праздники эффектом непосредственного общения со святыми, с Самим Господом, с Пречистой Матерью Божией. Отец Лука цитировал преподобного Иоанна Дамаскина: «Христос воплотился, апостолы видели Христа и я хочу видеть». Митрополит Антоний Сурожский сказал в одной из проповедей: «Никто не уверует в Бога, если не увидит отблеск Царства Божия на чьем-то лице». Икона должна быть настолько достоверной, чтобы человек мог уверовать. Укрепиться в вере. «Икона несет некую радость, — говорил отец Лука, — красоту, но эта красота, не может быть просто формотворчеством, а призвана являть красоту горнего мира. Поэтому иконописец должен быть глубоко верующим христианином, чтобы он чувствовал радость жизни во Христе, радость аскезы. Икона должна действовать на нас даже исподволь, настраивая на молитву, умиротворяя, вдохновляя. Икона — есть окно в вышний мир. Отец Павел Флоренский говорил: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог"».

В центре Пензы сейчас восстанавливается кафедральный Спасский собор, взорванный в 1934 г. — так же, как большинство храмов и монастырей на территории страны в этот разрушительный и убийственный богоборческий век, когда сограждане страны просто отказывались лицезреть доказательства присутствия Божия. Масштаб разрушения мог бы быть еще большим, как это доказала в своем докладе «Просим остановить уничтожение» доктор исторических наук профессор Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Ирина Ивановна Маслова, приведя данные о деятельности научной и творческой интеллигенции по сохранению наследия. Отец Лука, совершив экскурсию в отстраиваемый заново собор в сопровождении пензенского иконописца Андрея Тимофеева, работающего над концепцией росписи собора, проконсультировал и поделился своим видением освоения этого огромного пространства.

Пензенцы выступили с инициативой рядом с восстанавливаемым собором установить памятник-мемориал новомученикам, жертвам Гражданской войны и массовых репрессий. Память о пострадавших — это то, что может уберечь общество от пролития новой крови. Россию и так называют «родиной терроризма», о чем сообщала в своем докладе декан исторического факультета Пензенского госуниверситета Ольга Александровна Сухова, рассказав о целенаправленных технологиях криминализации общества, особенно молодежной среды, в начале прошлого века. В один ряд с этими ставшими предвестиями страшной эпохи глумлениями и хулиганствами встает и недавняя выходка ношей в черных балаклавах, устроивших акцию на месте размещения будущего мемориала новомученикам и жертвам кровавого XX века.

«За последний год стало известно, что действует целый ряд общественных организаций, противящихся тому, чтобы извлекать уроки из нашей недавней истории, — сказал, открывая конференцию митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, — люди не хотят сами и мешают другим созидать на этом благодатном поле исповедничества на добрую память потомкам. Мы до сих пор не знаем о всех пострадавших в годы гонений на Церковь, нам неизвестны места массовых расправ и захоронений на территории Пензы». Татьяна Яковлевна Алфертьева, представитель пензенской общественной организации «Память о земляках», рассказала о том, что в Воронеже такие массовые захоронения были обнаружены, эксгумированы, останки убиенных захоронены так, что получились целые поля кладбищ. Всего на территории Воронежской области было найдено более 100 захоронений жертв политических репрессий — тела имеют характерные пулевые отверстия в затылочной области. Все останки исследовались, сверялись с расстрельными списками, найденными в архивах, — некоторых удалось опознать: среди захоронений есть именные.

Что или кто мешает восстановлению памяти о пострадавших? Пусть не поименной, как это стало возможно в Воронеже или на Бутовском полигоне, где 30 октября в день памяти жертв политических репрессий традиционно каждый год собираются люди, чтобы вслух читать имена всех тех, кто поименно известен из 21 765 расстрелянных здесь. На той же некогда Соборной площади, после переименованной в Советскую, в центре Пензы, где восстанавливается сейчас Спасский кафедральный собор, стоит памятник борцам революции. Это совершенно иная, отличная от являемой в иконах, реальность, которую пытаются все также утвердить в обществе так, что даже на организованном в рамках прошедшей конференции круглом столе в пензенском Губернаторском доме нашлись те, кто высказывался против увековечивания памяти новомучеников и жертв Гражданской войны и массовых репрессий. «Рядом с каждым идолом-памятником палачам должны быть установлены перечни имен убитых ими», — отметила Татьяна Яковлевна Алфертьева.

Сегодня уже не только инициативная общественность, но и государство в преддверии 100-летия трагических событий XX века прилагает усилия по по сохранению памяти о пострадавших, в частности есть распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2015 г. №1561-р, в числе мер реализации которого предполагается установка  памятных знаков и монументов жертвам репрессий. Деятельность Церкви в этом направлении, нацеленная прежде всего на увековечивание памяти о новомучениках и исповедниках, но и обо всех безвинно пострадавших, — это исповедание нашей веры: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Решением Священного Синода от 13 июня этого 2016 года в тексты заупокойных богослужений включены особые прошения обо всех убиенных в годы репрессий [1]:  «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси»; «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».

Церковь живет опытом вечной памяти, — каждый верующий в Богообщении приобщается к ней в молитвах и особенно за Литургией, когда на проскомидии частицы, вынимаемые при поминании поданных в записках имен, погружаются в Кровь Христову. Литургия — средоточие священномученического служения, — именно поэтому, говорил отец Лука, важно на иконах писать священномучеников обязательно в полном облачении так, как они предстоят Богу при совершении главного таинства Литургии — Евхаристии. Причащение — это воплощение памяти, когда мы уже не просто помним, а едины во Христе с предшественниками, чью жизнь насильственна оборвали здесь, но одна длиться в вечности, и мы своей жизнью, во их образ прославляя Бога, свидетельствуем о том, что они живы.

Каждый верующий в идеале — живое напоминание о наших святых предтечах, как и о Самом Христе. Подвижник наших дней архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов; 3.12.2013) наставлял, что мы призваны показать каждому человеку, как его любит Бог, то есть являть не свою любовь, а Христову. Таково высокое призвание христианина. Памятники пострадавшим — лишь напоминание тем, кто выключен из этой живой «эстафеты святости» общения во Христе, о том, какой ценой оплачиваются революционные катаклизмы и чего можно избежать, если хотя бы просто следовать заветам наших богомудрых предков. Так, святитель Иларион еще в XI веке в своем слове «О Законе и Благодати» писал: «Уже не закалаем друг друга в угоду бесам, но Христос за нас закалаем бывает и раздробляем в угоду Богу и Отцу». От того-то в основе пластического решения, предложенного в Пензе мемориала новомученикам и жертвам Гражданской войны и массовых репрессий, — Крест.

 

 

1. Журнал № 44 Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года //http://www.patriarchia.ru/db/text/4538405.html

ФОТОАЛЬБОМ
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.