АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Отделение лицевого шитья приняло участие в конференции и выставке «Церковное шитье в современной жизни православного храма»

02 марта 2013 г.

20-22 февраля 2013 года Отделение лицевого шитья Иконописной школы при Московской духовной академии приняло участие в международной научно-практической конференции и выставке «Церковное шитье в современной жизни православного храма», которая состоялась в г. Боровске Калужской епархии. Конференция собрала более ста участников из двадцати пяти городов России, Украины и Белоруссии. Среди них были представители вышивальных мастерских храмов, монастырей и учебных заведений, искусствоведы, историки, сотрудники музеев, духовенство.

Подобные встречи – выставки церковных вышивальщиц проходят с конца 20 века практически ежегодно. Часть из них приурочивалась к  Рождественским чтениям в Москве, часть к ежегодным Покровским педагогическим чтениям в Санкт-Петербурге. В позапрошлом году встреча проходила в Вологде. Но нынешняя конференция в Боровске отличалась от всех предыдущих по количеству представленных новых мастерских  ручного шитья, а главное, по тематике обсуждаемых вопросов. Если ранее на повестке дня упор делался на вопросах изучения древних техник и методах освоения  вышивки в мастерских и учебных заведениях, то нынешняя конференция ставила своей задачей осмыслить роль церковной вышивки в жизни православного храма.  

Шитье в современных  храмах стало неотъемлемой частью убранства, и как следствие сформировался новый круг актуальных вопросов. Появилась необходимость обоснования иконографии каждого предмета, обсуждение стилистической выдержанности, целесообразности и долговечности техник исполнения. При написании итоговой резолюции встречи в Боровске поднимался совершенно новый вопрос о границах авторского права в церковной вышивке.

Также активно обсуждался вопрос необходимости разграничении понятий ручной и машинной вышивки. К последнему относится следующее сравнение: мы не называем  словом «иконопись» даже самые наилучшие современные образцы икон, выполненные при помощи машин и автоматов. Правомерно ли называть лицевым шитьем и ручную и машинную вышивку? Здесь речь не о разнице в технологии исполнения одних и тех же предметов, но о принципиально разных видах деятельности, имеющих разные цели.

Машинное шитье, решает задачи быстрой и экономичной комплектации современных храмов необходимыми для совершения богослужения текстильными предметами. Кроме того производственные мощности мастерских машинного шитья позволяют изготовителям обеспечивать своих сотрудников оплачиваемой работой или приносить определенный доход месту, организовавшему у себя подобное производство. Это может быть и восстанавливающийся приход, строящийся и нуждающийся в средствах монастырь или социальное учреждение.

Если же говорить о ручном лицевом шитье, то оно не только не приносит доход, но и является затратным занятием. Его технические приемы возникли в условиях, не рассчитанных на рациональное, с точки зрения получения дохода, использование времени. Искусство лицевого шитья сформировалось в древности в императорских и княжеских домах, где женщины имели вынужденный досуг, и в эпоху, когда они вели благочестивый образ жизни. После нововведений Петра I, женщины поменяли образ жизни, а потому даже при наличии досуга уже не занимались лицевым шитьем. В монастырях, где благочестие сохранялось, не было возможности заниматься рукоделием, не способным прокормить самих насельниц или весь монастырь. В связи с этим  церковные ткани стали вышивать более рациональными, то есть  быстрыми, менее трудоемкими, но более эффектными приемами и материалами в угоду новым светским вкусам заказчиков и благодетелей.

С тех пор и до наших дней искусством лицевого шитья на Руси никто не занимался. Интерес к нему вновь возник в эпоху духовного подъема празднованования Тысячелетия Крещения Руси. Женщины, пришедшие в храм, вставшие на путь обретения благочестия, старались изыскать время на изучение древнего искусства по сохранившимся памятникам, а так же создать новые  произведения лицевого шитья. Появились мастерские и учебные заведения. Их усилиями в храмах стали появляться новые вышитые плащаницы, богослужебные покровцы, катапетасмы, облачения священства, хоругви. Красота храмовой вышивки была по достоинству оценена, и необходимость в ней стала актуальна. Перекос в восприятии роли вышивки в храме произошел с началом использования для её производства машин. Ошибка в том, что единственной целью шитья стало пониматься - обеспечение храмов необходимыми текстильными принадлежностями. Но даже в древности, в эпоху расцвета искусства лицевого шитья, перед ручной вышивкой не ставилось подобных задач. Присутствие вышивки никогда не было обязательным условием для использования текстиля в храме.Большая часть необходимых текстильных храмовых принадлежностей в древности изготовлялась из добротных дорогих тканей, и они могли быть вовсе не украшенными вышивкой.

Цель ручной вышивки больше в самом процессе занятия ею. Кропотливость и долговременность возникновения вышитого образа требует от мастерицы не только дарования и призвания, но постоянного физического и духовного напряжения. Без этого невозможно решиться на столь трудоемкое занятие и довести работу до конца. Конечно же, результат подобных трудов становится не просто принадлежностью или украшением храма, но свидетельством и знаменем веры. Единственным и неповторимым, как неповторим каждый человек  волею Божией явившийся в мир.

В обсуждении резолюции конференции прозвучала мысль о необходимости донести понимание разницы задач машинного и лицевого ручного шитья до духовенства. А так же о необходимости введения обязательной для духовных учебных заведений темы посвященной  церковному текстилю и роли вышивки в жизни православного храма.

В резолюции была отмечена необходимость регулярного проведения подобных выставок и встреч специалистов по церковной вышивке, а так же важность издания прозвучавших докладов.

На выставку в Боровске Отделение лицевого шитья Иконописной школы при Московской духовной академии представило несколько новых  своих работ:  покровец «Похвала Божией Матери», выполненный по прориси выпускницы Иконописной школы МДА Гошадзе Татьяны Владимировны. Покровец был вышит Буканевой Еленой Валерьевной и Михайловой Еленой Анатольевной для Покровского храма МДА. На выставке так же были представлены миниатюрная пелена «преподобный Сергий Радонежский», вышитая по собственной прориси  Нестеровой Юлией Николаевной. Пелену «Святая блаженная Ксения» вышила Орлова Анастасия Дмитриевна по прориси Орловой Марины Михайловны. Параман вышивала Малышева Евгения Андреевна. На выставке были представлены и другие работы учащихся и стажеров Отделения лицевого шитья.

Мы благодарим всех организаторов конференции - Министерство Культуры Калужской области, Калужскую епархию, Администрацию Боровского района, наместника  и братию  Свято-Пафнутьева монастыря, настоятеля Благовещенского кафедрального собора в городе Боровске протоиерея Димитрия Орлова и его супругу матушку Марину, руководство Боровского историко-краеведческого музея – филиал Калужского областного краеведческого музея за теплый прием и прекрасную организацию при проведении конференции и выставки.

Преподаватель лицевого шитья Иконописной школы при
Московской духовной академии, член Союза Художников России
Бирюкова Марина Владимировна 

ФОТОАЛЬБОМ
Участники конференции
Участники конференции
Боровский Благовещенский кафедральный собор
Боровский Благовещенский кафедральный собор
Боровский краеведческий музей
Боровский краеведческий музей
Боровск. Панорама
Боровск. Панорама
Витрина с работами мастерской МДА
Витрина с работами мастерской МДА
В музее Боровского монастыря
В музее Боровского монастыря
Вставка в мощевик. Прорись Ковалик Андрея Борисовича. Вышивала Судакова Анастасия Петровна
Вставка в мощевик. Прорись Ковалик Андрея Борисовича. Вышивала Судакова Анастасия Петровна
Доклад читает Пуцко Василий Григорьевич
Доклад читает Пуцко Василий Григорьевич
Заведующий Боровского историко-краеведческого музея Морозов А.М и научный сотрудник Нелли Петровна
Заведующий Боровского историко-краеведческого музея Морозов А.М и научный сотрудник Нелли Петровна
Мастерицы Иверского монастыря города Самары у своих работ.
Мастерицы Иверского монастыря города Самары у своих работ.
Матушка Марина Орлова
Матушка Марина Орлова
Настоятель Боровского Благовещенского кафедрального собора прот.Дмитрий Орлов с Пуцко Василием Григорьевичем
Настоятель Боровского Благовещенского кафедрального собора прот.Дмитрий Орлов с Пуцко Василием Григорьевичем
Боровск. Панорама
Боровск. Панорама
Пелена. Казанская Божия Матерь. Вышивала Наволоцкая Татьяна
Пелена. Казанская Божия Матерь. Вышивала Наволоцкая Татьяна
Пелена. Преподобный Сергий. Автор прориси и вышивка Нестеровой Юлии Николаевны
Пелена. Преподобный Сергий. Автор прориси и вышивка Нестеровой Юлии Николаевны
Пелена. Преподобный Сергий. Вышивала мон. Стефана (Вахрушева) Иверский монастырь города Самары.
Пелена. Преподобный Сергий. Вышивала мон. Стефана (Вахрушева) Иверский монастырь города Самары.
Пелена. Святая Ксения. Вышивала Анастасия Орлова
Пелена. Святая Ксения. Вышивала Анастасия Орлова
Перед слушанием докладов
Перед слушанием докладов
Покровец Похвала Пресвятой Богородицы. Мастерская МДА
Покровец Похвала Пресвятой Богородицы. Мастерская МДА
Преподаватель реставрации на Отделении лицевого шитья МДА Горошко Т.А. с самой маленькой участницей конференции Трофимовой Валерией.
Преподаватель реставрации на Отделении лицевого шитья МДА Горошко Т.А. с самой маленькой участницей конференции Трофимовой Валерией.
Стенд с работами Мастерской Киевского Ионинского монастыря
Стенд с работами Мастерской Киевского Ионинского монастыря
Стенд с работами Мастерской МДА
Стенд с работами Мастерской МДА
У чудотворной иконы Божией Матери в Боровском монастыре
У чудотворной иконы Божией Матери в Боровском монастыре
Чтимый древни образ Казанской Богородицы в Боровском Благовещенском соборе
Чтимый древни образ Казанской Богородицы в Боровском Благовещенском соборе
У мощей св.Пафнутия Боровского
У мощей св.Пафнутия Боровского
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.