03 ноября 2010 г.
22-го октября празднуется Казанской
иконе в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Тяжелые
годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия
Иоанновича Шуйского род царей в России прекратился. Наступило междуцарствие,
сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В
Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и
склонивший на свою сторону казаков и много темного, доверчивого народу. К тому
же еще тогда поляки коварно овладели Москвою и многими русскими городами, а
шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в Россию своего царя, и уже
большинство русских людей признало своим царем польского королевича Владислава.
Но тяжело было верным сынам отечества на православном Русском престоле видеть
царем чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился русский народ и грудью
встал на защиту и освобождение своей столицы и отечества. К Москве стали
стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло
ополчение и из города Казани, составленное князем Пожарским, и принесло с собою
принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. С верою и
упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники св. икону и
при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо
укрепленный ими Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно
побеждали их во многих столкновениях с ними. Но не настало еще время
окончательного спасения Руси от господства в ней чужеземцев. Вскоре за успехами
русских войск последовал вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов
своеволие, пьянство, грабежи и насилие казаков и некоторых ратников ополчения
над окрестными жителя ми, вместо защиты подвергавшимися нападениям и оби дам со
стороны своих же войск.
В 1611 году, зимою, св. чудотворная
Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути
туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное
Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о
чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось
перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании
им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных
сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее
к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для
человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и
упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее,
многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов,
встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь
вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и
недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И
многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой
горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы
все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше
оружие победой!»
Решившись на последнюю попытку
освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все
войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери,
установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая
трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и
неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в
тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с
греческим митрополитом Иеремиею, больному архиепископу Елассонскому Арсению
явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и
великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в
следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для
уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные
радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и
мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили
Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же
день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за
избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное
место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие
московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля
архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери,
сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со
слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы. В память столь
чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича
и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета,
установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование
Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался
в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя
Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери,
построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на
Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена
была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.
Многие списки с Казанской иконы
прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская,
Вознесенская и другие.
Тропарь, глас 4:
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына
Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный
Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и
Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных
грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и
сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами и
невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем
полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный
Покров рабом Твоим.