АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Методика преподавания гласового обихода. Читок как жестовый язык управления церковным хором. Из опыта Регентской школы при Московской духовной академии (+ видео)


Вступительное слово перед мастер-классом на Первом Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных соборов. 30 ноября 2016 года.
30 декабря 2016 г.

Немного истории

Традицию управления обиходными песнопениями методом читка передал нам основатель нашей Регентской школы – Николай Васильевич Матвеев, регент хора храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве. Он, в свою очередь, воспринял её от Синодального училища церковного пения, школа которого основывалась на певческих традициях Успенского собора Московского кремля. Вот такое краткое «родословие».

Позвольте посвятить наш сегодняшний мастер-класс памяти нашего и моего учителя – Николая Васильевича Матвеева. Вечная ему память!

- - -

Читок – одна из форм жестового языка, на котором регент «разговаривает» с хором при пении обиходных гласовых песнопений, в основном, изменяемых.

Обиходные песнопения являют нам всю полноту православного мировоззрения. Именно они являются «телом» церковного Богослужения, которое при пении призвано одухотвориться Духом Святым и сделаться «душею живою».  Если человек искренне переживает смысл стихир, тропарей, канонов, усваивает молитвы суточного, седмичного и годового кругов Богослужения, если он молится этими словами, тогда он имеет дерзновение сказать вместе со святыми: «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним» (из молитвы на Утрени). А поскольку посредником между святоотеческим преданием и молящимися в храме является хор, управляемый регентом, то внимание хора и регента к форме передачи этого драгоценного наследия Церкви должно быть самым серьёзным.

Общими принципами для всех видов церковного искусства являются: символичность содержания, каноничность формы и минимализм выразительных средств. Как иконописец при написании образа следует канонам, строго определяющим материал, краски и методику написания иконы; как пишущий богословский трактат не употребляет эмоциональных оборотов речи, вполне уместных, и даже необходимых для светского писателя, так и в области церковного пения существует – должен существовать – канон исполнения богослужебных молитв-песнопений. Одной из тем нашего форума, по-видимому, и является постановка задач: вспомнить этот канон, выявить его и уяснить для нашего времени.

Язык читка самодостаточен, а значит, владея им, можно выразить без слов всё, что требуется «сказать» хору во время пения молитв. Он имеет свою систему и свою символику – образ Креста, по двум осям которого движутся жесты показа мелодических и речитативных элементов обиходных строк. Эти два простых движения и необходимы, и достаточны. Мелодии в обиходе тоже предельно просты: ступень вверх – ступень вниз, редко – терция, кварта – исключение. Отсюда и лаконичность жеста, которым регент, помогая певчим интонировать, предупреждающим ауфтактом извещает поющих о движении мелодии и изменении длительностей. Здесь не требуются и неуместны эмоциональные движения рук и изгибы тела, которые вполне естественны при исполнении светских сочинений, когда жест дирижера выражает душевные (т.е. страстные) состояния личности композитора, заложенные им в музыкальном сочинении. Другими словами, светская музыка выражает состояния души, церковные же песнопения открывают нам состояние духа. А это – разные сферы жизни, имеющие различные начала, различные задачи и различные последствия, впрочем, имеющие и области взаимного пересечения. Но как раз именно в этих пересекающихся областях есть опасность подмены духовной высоты молитвы на душевное изображение молитвенного состояния, т.е. на прелестное воображение молитвы, от чего нас предостерегает весь святоотеческий молитвенный опыт.

«Дух творит себе формы» – этот постулат точно выражает соответствие регентской жестикуляции смыслу слов поющейся молитвы. Светские дирижёры мыслят музыкально, т.е. мелодическими построениями фразы. А на уроках церковного пения мы воспитываем у будущих регентов мышление словесное, при котором мелодия является носителем драгоценных смыслов.

Одним из существенных отличий обиходных песнопений от прочих музыкальных произведений является отсутствие в них размера. В начале нотной записи авторских сочинений обычно стоят две цифры: 4/4, 6/8, 2/2 и т.д., обозначающие метричность музыкального материала.  Без них нельзя ни записать, ни грамотно исполнить произведение. Эти цифры жёстко регламентируют ритмику мелодии. Поэтому в авторских сочинениях присутствует обязательное разделение на равномерные сильные и слабые доли, со знакомства с которыми на уроках сольфеджио – в виде размерной «сетки» – начинается всякое школьное музыкальное образование. Подобная «оцифровка» является необходимым следствием жесткости законов естества и математических порядков мира материального. Но в мире духовном «побеждается естества чин», в нём нет «сетей» и «сеток». Слова молитв не поддаются механическому дроблению, они приходят к нам из мира духовной свободы и туда же нас зовут. Поэтому в церковных песнопениях все доли – сильные, как и все буквы церковно-славянского шрифта в богослужебных текстах – заглавные, в молитве нет более или менее важных звуков, все они – значимы, равночестны. Отсюда все доли в читке – первые и потому показываются «на раз», что позволяет ответственно отнестись к каждому слогу, именно к слогу каждого слова. Нам не известен какой-либо иной стиль управления церковным хором, который позволяет регенту с такой же степенью точности и одновременно свободы, как в читке, вести за собой хор «по дорожкам» изменяемых песнопений.

Метод читка определяет строгость отношения как к молитвенному слову, так и к обиходной мелодии и помогает в решении главной задачи регента: без помех донести до молящихся слова песнопений. Здесь можно вспомнить современное крылатое выражение: «Ничего личного, но и ничего лишнего!» И действительно, кто из нас может, и что «нашего» можно добавить к выразительности благодатных слов Богослужения и к простым интонациям обихода? Отсюда и простота жестов читка, в технике которого самое главное – своевременный показ изменений мелодии слова, точное указание подтекстовки. Тогда хор, следуя руке регента, сможет «единым сердцем и едиными устами» пропевать слова молитв, ведущие нас в жизнь вечную.

Сейчас мы предложим вашему вниманию несколько гласовых песнопений – стихир, которые споёт 2-й курс нашей школы так, как мы обычно проходим это на занятиях по обиходу. Эти стихиры мы не разучивали, просто познакомились с ними, причём, пропевая их в учебных целях на разные гласы. Петь мы их будем практически «с листа», как это и бывает зачастую в реальной жизни на клиросе. В текстах специально убраны редакторские расстановки, и мы специально будем делить строки по принципу неожиданности, так как наша задача сейчас: показать не искусство пения и не мастерство дирижирования, а возможность метода читка при управлении хором.

ФОТОАЛЬБОМ
См.также:
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.