|
«Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891» – к 200-летию со дня рождения старца23 декабря 2012 г.
«Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891», к 200-летию со дня рождения старца. Иеромонах Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков 21 или 23 ноября 1812 года - 10 октября 1891 года). Родился в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в которой было 8 детей, жила в доме деда, священник Феодора, служившего в Троицком храме села Большая Липовица и бывшего благочинным. Детей воспитывали в строго православном духе. Окончив Тамбовское духовное училище, прошёл курс в Духовной семинарии. В последнем классе семинарии перенёс опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Мысль о неисполненном обете не оставляла Александра Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впоследствии Оптинский иеромонах Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, который указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 октября 1839 года прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского. ( см. рукопись акафиста). В ноябре 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года . В январе 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апреля 1840 г. был принят в число братии; С осени 1841 по 2 января 1846 г. Александр был келейником у преподобного Макария (Иванова) *(см. портрет ЦАК МДА 1848 год А. Копьев. Холст, масло. 85,5х69,5 см. ). Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 ноября 1842 г.— в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 г.— во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения Амвросий сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. Амвросий по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в великую схиму без изменения имени . Иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца иеросхимонаха Макария († 7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к Амвросию тысячи людей — аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,— шедших к нему со своими бедами и немощами. Амвросий принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали члены императорской фамилии, представители высших классов, известные общественные деятели, писатели, такие как вел. князь Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. Амвросий стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60–80-х гг. XIX в., когда в русском обществе были чрезвычайно сильны антицерковные настроения. По благословению старца в 1890 г. художником Д. М. Болотовым (впоследствии иеромонах Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» , которая стояла в его кельи . 28 октября – день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» [1] (см. илл. 23). Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования 15(28) октября, службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».Этот припев поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы «Спорительница хлебов». Святые мощи преп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Есть в Оптиной Пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря. Это первый в России храм "Спорительнице". «Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15(28) октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. Создание в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, женской общины для таких женщин и явилось делом последних лет жизни любвеобильного старца Амвросия, которое протоиерей Сергий Четвериков назвал «последним подвигом любви старца о.Амвросия».[2]. В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель. Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы. С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, в который в отличие от других монастырей принимали неимущих и больных женщин. 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Амвросий был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания. Мощи Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 оптинских преподобных и в настоящее время почивают в приделе во имя Амвросия, Введенского собора обители. К прославлению Амвросия были написаны тропарь (проект игумена Андроника (Трубачёва , преподавателя Экзегетики Священного Писания и Русской патрологии в МДА )) и кондак (проект архимандрита Иннокентия (Просвирнина ( 1940-1994) , преподавателя истории РПЦ, доцента МДА )), впоследствии — Служба с акафистом (проект протоиерея Вадима Смирнова, впоследствие игумен Никон, в прошломпреподаватель академии и семинарии, заведующий регентской и иконописной ныне настоятель Московского подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря) . В лике новопрославленных святых образ Амвросия Оптинского был помещен в 1989 г. в росписи алтарного интерьера Покровского храма МДАиС на северной стене. ( Илл. 7,8 ). На фреске Старец изображен в черной монашеской мантии, зеленой ряске.Поверх мантии голубой куколь(лат. капюшон) —верхнее облачение монаха великой схимы в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; с изображением на нем крестов, без серафимов и текста трисвятого. Правая рука сложена в благословляющем жесте, левая держит развернутый свиток с надписью: «ПОДОБАЕТЪ / УБО НУ/ДИТИ СЯ / ВОЗРАСТАТИ / В СМИРЕНIИ…». (Чудо мироточения произошло в канун годовщины возвращения Оптиной пустыни Русской Православной Церкви. 16 ноября 1988 г. в 23 часа в Введенском соборе Оптиной пустыни благоуханное миро начала источать аналойная икона преподобного Амвросия Оптинского, написанная летом 1988 года. Благодатная роса появлялась на иконе на руке со свитком, на котором написано: "Подобает убо нудитися возрастати в смирении". Несколько крупных капель выступило на словах "возрастати в смирении". Мироточение на этой иконе сопровождалось благоуханием, напоминающим "сконцентрированную свежесть" и распространявшимся волнами).
Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, – читаем в Летописи, – у батюшки совершено бдение келейное четырем угодникам. Стихиры и каноны святителю Амвросию пелись и читались по новой рукописной службе, составленной отцом Алексеем Ильенковым.[3]. Утром 1 сентября отслужен тем же четырем угодникам молебен, на котором прочитан акафист святителю Амвросию, еп. Медиоланскому, составленный отцом Алексеем Ильенковым».[4]. В этой рукописной службе в день памяти свт. Амвросия Медиоланского,пока старец Амвросий был жив, келейно совершалась служба. В 1858 г. в монастыре был устроен придел в честь свт. Амвросия Медиоланского. Рукопись хранится в Государственной библиотеке им. Ленина, фонд 214. Большого распространения эта служба не получила. Известен еще один список акафиста свт. Амвросию, хранящийся в библиотеке Московской Духовной Академии, рукопись шифр Ц-7. А-61. инв. №118316. (илл. 9.10, акафист свт. Амвросию Медиоланскомув торой половины XIX в. С. 13., надпись: на бумажной наклейке обложки в овале чёрными чернилами - «Акафистъ / Святителю / Амврос i ю,/ Епископу Медиоланскому». Пометы: Дважды на обложке и титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА / Московской / Православной Духовной /Академии // Инв. № чёрными чернилами- 118316 »; в овале – по периметру - «*БРАТСТВА СВЯТАГО* ПЕТРА МИТРОПОЛИТА.» по центру- «БИБЛIОТЕКА», на 17 стр. «*БИБЛИОТЕКА Московской * Духовной Академии» в центре -№ 118316. Публикуется впервые.). Этот список акафиста был издан православным приходом в Милане в 2008 году. Текст воспроизведен по оригиналу с незначительными изменениями. Добавлена третья молитва. Эта же молитва напечатана там и на итальянском языке. Духовное наследие преподобного Амвросия играет исключительную роль, быть может, большую, чем оно имело при его жизни. Его письма уникальны и актуальны словно написаны они совсем недавно и понятны каждому человеку. Забота о бессмертной человеческой душе является сутью всех писем старца. Будто они посвящены толкованию псалмов, искушениям, скорбям, терпению, молитве, монашеской жизни, воспитанию детей, супружеству, нигилизму, ересям, католичеству, отношению к сновидениям, клевете, тоске, милосердию, любви, покаянию – во всех письмах нитью прослеживается забота о сохранении чистоты, целомудрия души, ее роли в спасении человека. Желающим более углублённо изучить духовное наследие старца предлагается перечень сочинений , представленной на выставке: А-5/А61-180880, Сборник писем и статей Оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия (Гренкова) [Текст] : ч. I, 1894. - 198, III с. 107275 - lХР-к А-5/К 65-255945, Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время [Текст] / И. М. Концевич ; ред.: Е. Ю. Концевич, Г. Д. Подмошенский, 1970. - 607 с. 177416 - lХР А-5/С 55-393879, Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 1908. - XI, 199, VIII с. 196960 - lХР-к А -5/А61-071459, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Поучения Амвросия в общих праздничных приветствиях 1870-1891 г. [Текст] / Амвросий Оптинский (Гренков), прп., 1892. - III, 114 с. 204395 - ФОД-крlib А-5/А61-161897, Амвросий Оптинский (Гренков), иеросхим. Сборник писем Оптинского старца иеросхим. Амвросия [Текст] : вып. 2 / Амвросий Оптинский, иеросхим., 1897. - 104 с. 196754 - lХР А-5/А61-355094, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Собрание писем к монашествующим [Текст]. Вып. 2 / Амвросий (Гренков; Оптинский), прп., 1909. - 144, VII с. 224210 - lХР А-5/А61-589245, Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) к мирским особам [Текст] : Ч. 1, 1906. - V, 223 с. тип – лит. АП Коркина, М., 1906. 4820 - lХР К-0/А 61-910509, Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков) [Текст], тип. Сытина И.Д., М., 1892. - 183 с. (Введено оглавление) 195751 – lib К-0/А 61-479776, Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [Текст] /, Иоанн (Маслов), архим., 1993. - 191 с. 210274 - lib А-5/А61-712229, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Собрание писем к монашествующим [Текст]. Вып. 1 / Амвросий (Гренков; Оптинский), прп., 1908. - XI, 199, VIII с. 208074 - lХР К-1/Ш 19-768891, Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ея основатель старец святой иеромонах Амвросий [Текст], 1912. - 14 с. 207119 - lib Б-10/А 61-695450, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Письма: Переписка о 2-х сновидениях [Текст] / Св. Амвросий Старец, иеросхим. Оптинский, 1892. - 17 с. 205413 – lib К-1/Ш 19-399850, Казанская Амвросиева женская пустынь, Калужской губ., при с.Шамордине и ея основатель Оптинский Старец иеросхимонах Амвросий [Текст], 1908. - 149 с. 61625 – lib К-0/А 61-622221, Казанская Амвросиевская женская пустынь, Калужской губ. при селе Шамордине и основатель ея иеросхимонах Амвросий [Текст], 1907. - 149 с. 26493 – lib 61625 К-0/А 61-723586, Приснопамятный старец Русской Земли, подвижник Козельской Оптиной Пустыни, отец Амвросий (Гренков) [Текст]: Биографический очерк с портретом и факсимиле / сост. Ф. С. Соколов, Тамбов., тип. Губернского Правления, 1902. - 64 с. 4943 - lib К-0/А 61-723586, Приснопамятный старец Русской Земли, подвижник Козельской Оптиной Пустыни, отец Амвросий (Гренков) [Текст]: Биографический очерк с портретом и факсимиле / сост. Ф. С. Соколов, Тамбов., тип. Губернского Правления, 1902. - 64 с. 21558 – lib К-0/А 61-546767, Преподобный Амвросий старец оптинский. К 200-летию со дня рождения преп. Амвросия Оптинского [Текст], 2012. - 63 с. 269256 А-5/А61-204976, Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) к мирским особам [Текст]: Ч. 1, 1908. - VI, 239 с. 60575 - lib Б-10/А 61-312538, Венок из Шамордино на могилу Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) [Текст]: Ко дню столетия со дня его рождения (23 ноября 1812 - 23 ноября 1912 г.), 1912. - 39 с. 63465 - lib А-5/П 61-623278, Поселянин Е. Детская вера и Оптинский старец Амвросий [Текст] / Е. Поселянин, 1901. - 64 с. 9792 - lХР-к Б-3/Т 76-108575, Трофим (Яичник), иеродиак. Душепопечительство преподобного Амвросия Оптинского [Текст] / Трофим (Яичник), иеродиак., 2006. - 112 с. 252867 - lib Б-10/Р 62-144920, Празднование пятидесятилетия служения в священстве (1834-1884) протоиерея Иоанно-Предтечевской, что под Бором, церкви Иоанна Николаевича Рождественского [Текст] / сост. С.Н.К.,тип. Л.Ф.Снигирева М.,1884. - 32 с. 31600 – lib - А-5/П 61-196754 Избранные места из писем оптинского старцаАмвросия к семейным особам (1869- 1892 гг) Б-10. А-61. 63465 Венок от Шамордино на могилу оптинского старца иеросхим Амвросия. Ко дню 100-летия его рождения. Шамордино, Калужская губ., 1912 г. собст тип. С. 39. Б-10. А- 72. 205467. Письма оптинского старца иеросхим отца Амвросия к монахинямъ. М., 1892, с. 59. Примечания: 1. Спорить кому, чему чем (от пора) – помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять, усиливать, увеличивать, приносить счастье, удачу, идти впрок. См.: Владимир Даль. Толковый Словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 296. 2. Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2007. (Переизд: 1912). С. 329. 3. Архимандрит Антоний (Ильенков) 1832–1889 г.г. В миру Алексей Ильенков. Из духовенства. Окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1865 г. рукоположен во иерея. В Оптину Пустынь вступил в 1868 г. В 1871 г. пострижен в монахи в Оптинском скиту и наречен Антонием, принимал его от святого Евангелия старец Амвросий. В 1872 г. был назначен казначеем Боровского монастыря. В 1873 г. вернулся в Оптину Пустынь. В 1874 г. перешел в Муромский Благовещенский монастырь (Владимирской губернии) на должность казначея. В 1877 г. назначен на должность настоятеля и благочинного в Муромский Спасский монастырь (Владимирской губернии), с возведением в сан архимандрита. В 1884 г. переведен в Переяславский Троицкий Данилов монастырь (Владимирской губернии) на должность настоятеля, а также благочинного нескольких монастырей. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. В 1888 г. назначен настоятелем Архангельского Юрьева монастыря (Владимирской губернии), вскоре по прошению уволен на покой в Оптину Пустынь, принял схиму с именем Авраамий. Умер в Оптиной Пустыни в 1889 г. (Запальский Г. М. Оптина Пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах. М. 2009. С. 228. 4. Летопись Скита. Т. 1. М. 2008. С. 629. Литература: Агапит (Беловидов), архимандрит Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия. С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхимонаха Амвросия: Канд. дис./ МДА. Загорск, 1987; иеродиакон Трофим (Ячник). Душепопечительство преподобного Амвросия оптинского: Диплом. раб./ МДА. Сергиев Посад, 2005; журнал «Покров», №10, 2012 г. с.16; Акафист преп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202–223; Православная энциклопедия, Москва, 2001 г., т. 2, с. 135-137.
Рассмотрим коллекцию портретов Преподобного Амвросия и их каталожное описание : Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. ( Илл. 1,2 ). 1892 год. Оптина пустынь. Д.М. Болотов. Холст, масло. Размер: 88.5 х 66.7 см. рама – 93.5 х 71.0 см. Инвентарный номер: ЦАК МДА. РЖ 17. Передан из Патриарших покоев СТСЛ в 1970-е годы. Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой 1995 – 1996 гг. (ЦАК МДА). Слева внизу тёмно-коричневая подпись: « Дмитрiй Б. / 1892/ 10 Октяб». Старец изображен в монашеской мантии клобуке, с наперсным крестом и наградным на ленте в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Портрет написан спустя год после смерти Преподобного Амвросия , в день его кончины. В музейных и частных собраниях сохранился ряд светских портретов работы иеромонаха Даниила (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), но в большей мере его имя известно благодаря замечательным изображениям старца Амвросия, духовного наставника, живописца, образ которого запечатлен с большей теплотой и любовью. Пометы: На оборотной стороне - в левом нижнем углу белым пигментом старый инвентарный номер «ЦАК МДА /ИНВ. ПЖ-28»; на бумажной наклейке с заоваленными углами чёрными чернилами: «ЦАК МДА / ПЖ-28», в правом нижнем углу на бумажной наклейке с заоваленными углами новый инвентарный номер чёрными чернилами: «РЖ 17», в правом верхнем углу на бумажной наклейке с заоваленными углами старый инвентарный номер чёрными чернилами: «2986». Публикации: 1. ЦАК МДА. Портреты. Сергиев Посад, б.г. 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999. Литература: 1. Павлович Н.А., Толмачев А.Л. К биографии художника Болотова // Прометей. 13. М., 1983. 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, С. 235–239. Кат. 214, 215. Выставки: «Монах и художник. К 100-летию памяти иеромонаха Даниила (Болотова)». 170-летию со дня рождения. 14 октября 2007 г. – 20 января 2008 г.; «Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891 », к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни.
Портрет.Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. ( Илл. 3,4 ). 1902 год. Оптина пустынь. Иеромонах Даниил Болотов (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.). Холст, масло. Размер: 67.5 х 70.3 см. рама – 80.2 х 82.0 см. Инвентарный номер: ЦАК МДА. РЖ 18. Передан из Патриарших покоев СТСЛ в 1970-е годы. Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой 1995 – 1996 гг. (ЦАК МДА). Справа внизу тёмно-коричневая подпись: «Художникъ Даниiлъ Болото / Оптина Пустынь. 1902. 15 Июля». Преподобный Амвросий изображен лежащим на подушках, в белой рясе, чёрной мантии и скуфье характерной формы, с палочкой и четками в руках. Портрет является авторским повторением и создан спустя десятилетие после смерти старца. Ныне известно несколько подобных изображений: в Оптина пустыни, музее Свято-Данилова монастыря (без подписи художника ). В музейных и частных собраниях сохранился ряд светских портретов работы иеромонаха Даниила (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), но в большей мере его имя известно благодаря замечательным изображениям старца Амвросия, духовного наставника, живописца, образ которого запечатлен. Пометы: На оборотной стороне - в правом нижнем углу на прямоугольной бумажной наклейке старый инвентарный номер с заоваленными углами чёрными чернилами: «1846», в правом нижнем углу на прямоугольной бумажной наклейке новый инвентарный номер чёрными чернилами: «РЖ 18». Публикации: ЦАК МДА. Портреты. Сергиев Посад, б.г.; 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, С. 235–239. Кат. 214, 215. Фото - К-0/А 61-479776, Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [Текст] /, Иоанн (Маслов), архим., 1993. - 191 с. 210274 – lib Выставки: «Монах и художник. К 100-летию памяти иеромонаха Даниила (Болотова)». 170-летию со дня рождения. 14 октября 2007 г. – 20 января 2008 г.; «Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891 », к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни.
Портрет.Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. ( Илл. 5,6 ). Конец XIX в. Оптина пустынь. Д.М. Болотов (?). Холст, масло. Размер: 62.0 х 43.0 см. рама – 68.8 х 52.0 см. Инвентарный номер ЦАК МДА. РЖ 53. ПЖ 214. Принадлежал М. А. Лесенковой. Передан из Патриарших покоев СТСЛ в 1970-е годы (?). Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой 1995 – 1996 гг. (ЦАК МДА) (?). Старец изображен сидящим на стуле во дворике, с палочкой и четками в руках , облаченным в монашескую одежду, состоящую из рясы чёрного цвета и камилавки, с наперсным крестом на груди. Пометы: На оборотной стороне - к арандашно-графитовая вертикальная надпись на левом боковом ребре подрамника с 4-мя угловыми колышками: «в(/)опте(и)не Марии Андреевне Лесенковой ». В левом нижнем углу белым пигментом старый инвентарный номер «ЦАК МДА /ИНВ. ПЖ-214»; в правом нижнем углу на прямоугольной бумажной наклейке новый инвентарный номер чёрными чернилами: «РЖ 53». Сохранность: снизу нарощен холст около 3-6 см., заплатки – 14.5 см и 11 см. и бумажная наклейка. Публикуется впервые. В зеркальном отображении и чёрно-белом варианте. Стр. 37. К-0/А 61-479776, Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [Текст] / Иоанн (Маслов), архим., 1993. - 191 с. 210274. Выставки: «Монах и художник. К 100-летию памяти иеромонаха Даниила (Болотова)». 170-летию со дня рождения. 14 октября 2007 г. – 20 января 2008 г.; «Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891 », к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни. Литература: 1. Павлович Н.А., Толмачев А.Л. К биографии художника Болотова // Прометей. 13. М., 1983.
Проект письма монахини ее дяде-лютеранину о неправоте лютеранского вероисповедания.
1840- 1850-е годы. Черновой автограф. Бумага, чернила. 11 л. 37.0х23.5 см. ОР РГБ. Ф. 213. К. 53. Ед.22. Из архива Оптиной пустыни. Имеются примечания, написанные рукой преподобного Макария Оптинского. Публикации: Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908. Ч.1. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих – миней св. Димитрия Ростовского. М., 1904. Репринт. Изд. : М., 1993. Октябрь. С. 646-654. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, С. 239. Кат. 217.
Болотов Дмитрий Михайлович; 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст., иером., худож., иконописец, фотограф. Из дворянского рода, правнук А. Т.Болотова. В 1854 г. поступил в АХ вольноприходящим учеником, учился в мастерской проф. исторической живописи А. Т. Маркова. Его сокурсниками были К. Е.Маковский, В. В.Верещагин, И. И. Шишкин, К. В. Лемох, А. И. Корзухин. Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 г. Был награжден 2 большими и 2 малыми серебряными медалями, в т. ч. в 1862 г. большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (ТМИИ). В 1865 г. окончил академию со званием классного художника 3-й степени, в 1868 г. ему была присвоена 2-я, в 1870 г.- 1-я степень. В 1876 г. написал портрет И. К. Айвазовского (Научно-исслед. музей Рос. АХ в С.-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его. Болотов жил в С.-Петербурге, давал уроки живописи, в т. ч. вел. князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. Его работы хранятся в музеях С.-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери. Еще во время учебы в академии Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. 4 дек. 1899 г. пострижен в монашество, 19 янв. 1900 г. посвящен во диакона и во иерея Калужским еп.Макарием (Троицким). Д. написал с натуры и по фотографиям целый ряд портретов (в т. ч. посмертных) оптинских монахов и шамординских монахинь. По словам художника, он работал над росписями храмов Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря, в частности, под его рук. выполнена стенопись больничной ц. Владимирской иконы Божией Матери (не сохр.). Существует предположение об исполнении им росписи в трапезной Оптиной пуст. (80-90-е гг. XIX в.). Д. приписывалось авторство иконы Божией Матери«Спорительница хлебов». В Оптиной пуст. Д. познакомился с С. А.Нилусом, стал его другом, который оставил воспоминания о художнике в кн. «Великое в малом». Д. похоронен в Оптиной пуст. напротив алтаря Введенского собора. Поучения и афоризмы старца Амвросия: Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог! Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение. Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. Правда груба, да Богу люба. От ласки у людей бывают совсем иные глазки. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет. Статья и фото Надежды Махониной, научного сотрудника ЦАКа МДА. Список приложенных файлов:1. Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. 1892 г., 88.5 х 66.7, Д. М. Болотов, Холст, масло. РЖ 17 ЦАК МДА .(Илл. 1). 2. Фрагмент. Подпись художника иеромонаха Даниила ( Дмитрия Михайловича Болотова). Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. 1892 г., РЖ 17 ЦАК МДА . (Илл. 2). 3. Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни.1902 г., 67.5 х 70.3, Д. М. Болотов, Холст, масло, РЖ 18 ЦАК МДА . (Илл. 3). 4. Фрагмент. Подпись художника иеромонаха Даниила ( Дмитрия Михайловича Болотова). Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни.1902 г., РЖ 18 ЦАК МДА . (Илл. 4). 5. Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. Конец XIX в., 62.0 х 43.0 см. Д. М. Болотов (?), Холст, масло. РЖ 53 ЦАК МДА .(Илл. 5). 6. Оборотная сторона. Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. Конец XIX в., РЖ 53 ЦАК МДА . (Илл. 6). 7. Преп. Амвросий Оптинский в росписи алтарного интерьера Покровского храма МДАиС на северной стене. (илл. 7). 8. Преп. Амвросий Оптинский в росписи алтарного интерьера Покровского храма МДАиС на северной стене. (илл. 8). 9. Обложка списка акафиста свт. Амвросию, библиотека МДА, рукопись шифр Ц-7. А-61. инв. №118316.(илл. 9). 10. Фрагмент. Молитва акафиста свт. Амвросию, библиотека МДА, рукопись шифр Ц-7. А-61. инв. №118316.(илл.10). 11. Портрет. преп. Макария (Иванова) , ЦАК МДА 1848 год, А. Копьев. Холст, масло. 85,5х69,5 см. (илл.11). 12. Первоначальный вид места захоронения трех старцев: (1) - часовня над могилой старца Макария;(2) - часовня над могилой старца Амвросия;(3) - могила старца Иосифа. (илл.12). 13. Первый в России храм в Оптиной Пустыни, в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». (илл.13). 14. К-0/А 61-910509, Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков) [Текст], тип. Сытина И.Д., М., 1892. - 183 с. (Введено оглавление) 195751 – lib 15. Портрет из книги.А -5/А61-071459, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Поучения Амвросия в общих праздничных приветствиях 1870-1891 г. [Текст] / Амвросий Оптинский (Гренков), прп., 1892. - III, 114 с. 204395 - ФОД-крlib 16. Портрет из книги.Б-10/А 61-312538, Венок из Шамордино на могилу Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) [Текст]: Ко дню столетия со дня его рождения (23 ноября 1812 - 23 ноября 1912 г.), 1912. - 39 с. 63465 - lib 17. Портрет из книги. Преподобный Амвросий (Гренков) с факсимильной подписью. 18. Общий вид выставки. 19. Витрина с духовным и эпистолярным наследием старца. 20. Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ). 21. Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь). 22. Оптина пустынь в XIX веке . 23. Икона Богоматери «Спорительница хлебов», 1890-е гг., Дерево, грунт, масло. 11.9х9.4, ЦМиАР КП 3269.
ФОТОАЛЬБОМ
|