АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Пастырская педагогика

Педагогический кабинет регулярно проводит семинары для преподавателей педагогических дисциплин в духовных учебных заведениях, на которых обсуждается состояние педагогической подготовки семинаристов и вырабатываются предложения и рекомендации по совершенствованию содержания и организации учебного процесса преподавания педагогических знаний. Так, в 2009-2010 учебном году 16-18 июня и 25-26 февраля были проведены семинары на тему «Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ».

Участниками семинаров был рассмотрен ряд актуальных проблем:

- определение минимума базовых педагогических знаний, умений и навыков, необходимых современному священнику для пастырского служения;

- стандартизация учебной программы «Педагогика»;

- утверждение перечня основных учебных пособий;

- разработка рекомендаций к содержанию учебного комплекта для духовных учебных заведений Учебного комитета РПЦ (создание учебника, глоссария, заданий для промежуточного и итогового контроля, творческих заданий, содержание педагогической практики, наглядного материала, электронного учебно-методического пособия);

- развитие системы дополнительного образования богословско-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ для выпускников духовных школ, священно- и церковнослужителей.

Выработаны 4 модуля учебной программы  «Педагогика», рассчитанные на 120 часов обучения в соответствии с Церковным стандартом:

Модуль первый: «История и методология педагогической деятельности» (30 часов)

Модуль второй: «Теория и практика православного воспитания» (30 часов)

Модуль третий: «Теория и практика православно-ориентированного обучения» (30 часов)

Модуль четвертый: «Формы организации педагогического процесса на приходе» (30 часов).

Предложено 2 варианта ведения курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях:

1) ежегодные курсы-модули по 30 часов, рассчитанные на первое полугодие для 1-4-х годов обучения с обязательной практикой и педагогическими консультациями во втором полугодии;

2) в соответствии с новым церковным стандартом и вхождением в Болонскую систему на 1 ступени обучения (бакалавр) предложено преподавать предмет на 3 и 4 курсах по 60 часов соответственно (по 2 модуля); на 2 ступени обучения (5 и 6 курс, магистр) рекомендованы спецкурсы по направлениям: практикум педагогического мастерства, педагогическая психология, семейная педагогика, дидактика, социальная педагогика, возрастная психология, практическая психология, коррекционная работа с детьми, церковное краеведение и другие авторские курсы с выдачей сертификатов соответствующего образца о преподавании в учебных заведениях.

3) Составлен перечень основных рекомендуемых учебных пособий по предмету:

- ГЕОРГИЙ (Шестун), игум. Православная педагогика. М. Издательство «ПРО-ПРЕСС»; «Православная педагогика», 2010.

- Зеньковский Василий, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин. Фонд «Христианская жизнь», 2002. 271 С.

- Православная педагогика / Сост. игум. КИПРИАН (Ященко).

- Хрестоматия по педагогике/ Сост. А.В. Овчинников.

- Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч.1: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 С.

- Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч.2: Теория обучения. Управление образовательными системами. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. 262 С.

- Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М. Издательский дом «Покров», 2004. 144 С.

4) Участники семинара составили педагогическое Интернет-сообщество по совместному использованию в своей практике и доработке представленного электронного пособия.

Определен срок подготовки учебного комплекта пособия – 2012 год. В 2014 г. намечено подведение итогов, апробации нового учебного комплекта.

В 2011 году намечено провести международную конференцию «Пастырская педагогика и психология», объединяющую усилия ведущих специалистов мира в указанной сфере, с целью решения общих методологических и практических проблем становления непрерывной системы церковного образования.

В целях совершенствования системы научного богословского образования решено подготовить обоснование открытия кафедры Православной педагогики как прикладного богословия на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Рекомендовать преподавателям педагогических дисциплин высших духовных учебных заведений ежегодно готовить по одной научной публикации в ежеквартальный журнал «Вестник ПСТГУ» серии «Педагогика», утвержденный ВАКом.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.