|
Пастырская педагогикаПедагогический кабинет регулярно проводит семинары для преподавателей педагогических дисциплин в духовных учебных заведениях, на которых обсуждается состояние педагогической подготовки семинаристов и вырабатываются предложения и рекомендации по совершенствованию содержания и организации учебного процесса преподавания педагогических знаний. Так, в 2009-2010 учебном году 16-18 июня и 25-26 февраля были проведены семинары на тему «Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ». Участниками семинаров был рассмотрен ряд актуальных проблем: - определение минимума базовых педагогических знаний, умений и навыков, необходимых современному священнику для пастырского служения; - стандартизация учебной программы «Педагогика»; - утверждение перечня основных учебных пособий; - разработка рекомендаций к содержанию учебного комплекта для духовных учебных заведений Учебного комитета РПЦ (создание учебника, глоссария, заданий для промежуточного и итогового контроля, творческих заданий, содержание педагогической практики, наглядного материала, электронного учебно-методического пособия); - развитие системы дополнительного образования богословско-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ для выпускников духовных школ, священно- и церковнослужителей. Выработаны 4 модуля учебной программы «Педагогика», рассчитанные на 120 часов обучения в соответствии с Церковным стандартом: Модуль первый: «История и методология педагогической деятельности» (30 часов) Модуль второй: «Теория и практика православного воспитания» (30 часов) Модуль третий: «Теория и практика православно-ориентированного обучения» (30 часов) Модуль четвертый: «Формы организации педагогического процесса на приходе» (30 часов). Предложено 2 варианта ведения курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях: 1) ежегодные курсы-модули по 30 часов, рассчитанные на первое полугодие для 1-4-х годов обучения с обязательной практикой и педагогическими консультациями во втором полугодии; 2) в соответствии с новым церковным стандартом и вхождением в Болонскую систему на 1 ступени обучения (бакалавр) предложено преподавать предмет на 3 и 4 курсах по 60 часов соответственно (по 2 модуля); на 2 ступени обучения (5 и 6 курс, магистр) рекомендованы спецкурсы по направлениям: практикум педагогического мастерства, педагогическая психология, семейная педагогика, дидактика, социальная педагогика, возрастная психология, практическая психология, коррекционная работа с детьми, церковное краеведение и другие авторские курсы с выдачей сертификатов соответствующего образца о преподавании в учебных заведениях. 3) Составлен перечень основных рекомендуемых учебных пособий по предмету: - ГЕОРГИЙ (Шестун), игум. Православная педагогика. М. Издательство «ПРО-ПРЕСС»; «Православная педагогика», 2010. - Зеньковский Василий, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин. Фонд «Христианская жизнь», 2002. 271 С. - Православная педагогика / Сост. игум. КИПРИАН (Ященко). - Хрестоматия по педагогике/ Сост. А.В. Овчинников. - Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч.1: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 С. - Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч.2: Теория обучения. Управление образовательными системами. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. 262 С. - Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М. Издательский дом «Покров», 2004. 144 С. 4) Участники семинара составили педагогическое Интернет-сообщество по совместному использованию в своей практике и доработке представленного электронного пособия. Определен срок подготовки учебного комплекта пособия – 2012 год. В 2014 г. намечено подведение итогов, апробации нового учебного комплекта. В 2011 году намечено провести международную конференцию «Пастырская педагогика и психология», объединяющую усилия ведущих специалистов мира в указанной сфере, с целью решения общих методологических и практических проблем становления непрерывной системы церковного образования. В целях совершенствования системы научного богословского образования решено подготовить обоснование открытия кафедры Православной педагогики как прикладного богословия на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Рекомендовать преподавателям педагогических дисциплин высших духовных учебных заведений ежегодно готовить по одной научной публикации в ежеквартальный журнал «Вестник ПСТГУ» серии «Педагогика», утвержденный ВАКом. |