Статья
опубликована в общественно-политической газете Воловского района Тульской
области «Время и люди» (№35, 3 сентября 2010 года).
04 октября 2010 г.
Когда я учился в
Воловской средней школе № 1, изучение истории родного края было одним из
любимейших моих занятий. Под руководством замечательного педагога и первопроходца
воловского краеведения Павла Григорьевича Васильева я трудился в краеведческом
музее. Особо мое внимание привлекали стенды, посвященные истории церквей
Воловского района. Это и понятно, ведь я был верующим, а тогда, в 1980-х годах,
сложно было откуда-либо почерпнуть сведения о церковной истории, сложно было
найти и приобрести Библию, хорошая, качественная икона тоже была редкостью.
Церковные календари и иконки можно было купить в церкви, ассортимент был
небольшой. Часто верующие приобретали фотографические изображения Спасителя,
Богоматери и святых и простенькие календарики в поезде-дизеле, когда
возвращались домой с богослужения из Успенской церкви города Богородицка. Моя
прабабушка Евдокия Ивановна Сычева не умела читать, но, наученная матерью, она
знала несколько молитв наизусть. У бабушки Зинаиды Матвеевны был молитвослов,
но переписывала она и другие молитвы — те, которые поют за богослужением, и
акафисты, а в комоде у нее хранилась книжечка с проповедями святого праведного
Иоанна Кронштадского, правда, без обложки, может быть, кто-то оторвал ее из-за
того, что чтение проповедей этого угодника Божия в советское время
рассматривалось как признак симпатий к монархизму, признак контрреволюционности
и антисоветчины. Первая Библия и Святое Евангелие появились в нашей семье с
открытием Знаменской церкви — их подарил нам священник Владимир Пынько, ныне —
протоиерей, клирик церкви преподобного Сергия Радонежского в Туле. А сведения
об истории церкви в родном селе тогда получить было неоткуда. Поэтому юношу, попавшего
в школьный краеведческий музей, особенно заинтересовала судьба последнего
священника Знаменской церкви. Павел Григорьевич тогда говорил, что отец Феодор
уехал неизвестно куда. Но то ли он не знал, действительно, о дальнейшей судьбе
батюшки, то ли непринято тогда было говорить об этом. Прежде чем мы расскажем о
трагических событиях 1930-х годов, несколько слов о церковной жизни в Воловском
крае накануне революции 1917 года и, в первую очередь, о семье настоятеля
Знаменской церкви протоиерея Феодора Феодоровича Минервина.
Папа отца
Феодора, протоиерей Феодор Николаевич, — потомственный священник. Родился он 4
июня 1847 года в селе Мансурово Новосильского уезда в семье дьякона. В 1871
году окончил Тульскую духовную семинарию. С 1872 года преподавал Закон Божий в
народной школе. 11 декабря 1877 года был рукоположен во священника к
Михаило-Архангельской церкви села Киреевского Тульского уезда. Восемь лет
преподавал Закон Божий в Вашанском министерском одноклассном училище и был
заведующим этим училищем. В 1882 году был награжден набедренником за труды по
народному образованию. С 10 октября 1885 года — настоятель Свято-Знаменской
церкви села Волово. В селе Волово он был законоучителем в земской школе,
женской церковно-приходской школе и школе грамоты. В 1891 году за усердное
преподавание Закона Божия был награжден скуфьей. Отец Феодор овдовел и сам
воспитывал четырех детей, и это притом, что он совершал священнослужение, требы
и был преподавателем в нескольких школах. Его дочь Параскева, родившаяся 6
августа 1886 года, окончила Тульское епархиальное женское училище и в 1900-х
годах была учительницей в Воловской церковно-приходской женской школе. Другая
дочь Анна, родившаяся 21 января 1889 года, также окончила Тульское епархиальное
женское училище; она вышла замуж и приняла фамилию мужа — Теремецкая. Самый
младший член семьи — сын Сергей, родившийся 18 мая 1891 года — закончил
Белевское духовное училище, в годы Первой Мировой войны ушел на фронт.
Самым старшим в
семье протоиерея Феодора Николаевича был его сын Феодор. Он родился 4 февраля
1881 года. Жену отца Феодора звали Валентиной Алексеевной, родилась она в 1888
году. 16 февраля 1912 года у них родилась дочь — Наталья, а через год, 17
сентября 1913 года, сын — Алексей. Отец Феодор в 1904 году окончил Тульскую
духовную семинарию, потом поступил на курсы в Москве, но так и не закончил их.
В 1911 году его назначили настоятелем Знаменской церкви села Волово. Он был
законоучителем и заведующим Воловской земской школой, а также преподавал Закон
Божий в Воловской женской церковно-приходской школе, в школе грамоты в сельце
Луневке и в одноклассной смешанной школе Рязано-Уральской железной дороги
станции Волово. До революции 1917 года в приходе Знаменской церкви села Волово
находились следующие школы: одна земская, две церковно-приходских школы и одна
школа грамоты. Воловская женская церковно-приходская школа помещалась в доме
сельского общества, а церковно-приходская школа, в которой обучались девочки и
мальчики, в деревне Ольгиной — в наемном здании. Обе эти школы находились на
содержании Богородицкого отделения Тульского епархиального училищного совета.
Известны имена учителей этих школ: в 1916 году в Воловской земской школе
преподавала Зинаида Николаевна Киселева, окончившая Тульское епархиальное
женское училище, и Татьяна Ивановна Азбукина, дочь псаломщика И. А. Азбукина,
окончившая Белевское епархиальное женское училище; в Воловской женской
церковно-приходской школе преподавала Анна Алексеевна Низова; в
церковно-приходской школе деревни Ольгиной — Елена Феодоровна Подшибякина,
окончившая Покровские курсы; а в школе грамоты в сельце Луневке — Марина
Лаврентьевна Афанасьева, окончившая Богородицкую гимназию. В 1914 году отец Феодор
стал председателем церковного волостного попечительского совета. Известны также
имена других клириков Знаменской церкви, это — диакон Михаил Григорьевич
Воскресенский и псаломщик Иоанн Аввакумович Азбукин, ставший псаломщиком в 1889
году и бывший им бессменно почти 20 лет, несмотря на свой вполне солидный
возраст — в 1916 году ему исполнилось 66 лет.
К приходу
Знаменской церкви была приписана часовня, устроенная в начале XX века в деревянном здании
железнодорожного вокзала в зале ожидания. По субботам и в праздничные дни в ней
совершались богослужения для пассажиров и жителей прилегающих домов.
Богослужение совершали священники Знаменской церкви. А в пасхальные дни была
особая служба. Интересным был сам обряд проведения пасхальной службы. Во время
крестного хода на первом пути на рельсы укладывали петарды и тихим ходом
пускали паровоз. Происходили взрывы петард, что служило своеобразным салютом и
заменяло колокольный звон.
Церковная
история Воловского края в конце XIX
— начале XX века
представляет собою яркое свидетельство благотворной деятельности Церкви
Христовой, особенно возросшей в это время. Многообразна и красочна была
церковная жизнь. Но эта слагавшаяся веками прекрасная церковная жизнь, одна из
сторон жизни русской провинции, была в считанные годы разметана пришедшей в
1917 году советской властью. Разметана, но — вовсе не прервана и не уничтожена
совершенно.
Имущество
церковное было национализировано. Все учебные заведения были переданы в Отдел
народного образования, с запрещением преподавания Закона Божия. В общественных
и образовательных учреждениях запрещено было вешать иконы и другие священные
изображения. Из церквей были изъяты метрические книги, в которых испокон веков
велись записи о рождении и бракосочетании, а по ним и сейчас, кто пожелает,
может составить свою родословную.
В годы советской
власти по всей стране прокатилась жестокая волна репрессий и террора по
отношению к верующим. Не остался в стороне и Воловский край.
В ходе трудных заготовок хлеба в
стране в 1928 году, когда крестьяне не подчинялись принудительному изъятию зерна, в печати стали появляться материалы о том,
что кулаки в союзе с «попами срывают государственные хлебозаготовки». Выступая на собрании актива московской
организации ВКП(б) в апреле 1928 года, И. В. Сталин продолжил тему о наступлении на кулака,
соединив ее с
необходимостью проведения «самой боевой антирелигиозной работы в массах», и призвал к
решительной борьбе с религией.
В 1929 году
советское правительство предприняло ряд очередных мер по подавлению Церкви. В
начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по
усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к
классово-политической, что открывало новый этап наступления на Церковь,
характеризующийся широким применением репрессий. К лету 1929 года осуществление
«церковной политики» сосредоточилось в руках ОГПУ и НКВД.
В мае 1929 года
на XIV-м Всероссийском съезде Советов была принята новая редакция статьи 4-й
Конституции РСФСР: в ней вместо «свободы религиозной и антирелигиозной
пропаганды» признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной
пропаганды», что законодательно ставило верующих в совершенно неравное с
прочими гражданами положение. В том же 1929 году из магазинов стали исчезать
основные продукты питания. В стране была повсеместно введена карточная система.
Инструкцией НКВД от 1 октября 1929 года «О правах и обязанностях религиозных
объединений» служители культа и члены их семей были отнесены к категории
лишенцев и лишены карточек. Проблемы, возникшие в среде духовенства, стали
предметом небезразличного обсуждения на церковных собраниях и в частных
беседах.
И вот в селе
Волово были арестованы несколько человек. 25 октября 1929 года арестовали настоятеля
Знаменской церкви села Волово протоиерея Феодора Феодоровича Минервина и
псаломщика, регента церковного хора С. И. Плотникова. Они подозревались в
поджоге риги у местного организатора колхоза Солнцева. А впоследствии были
арестованы еще 8 человек. Они обвинялись в ведении злостной антисоветской и
антиколхозной агитации.
Материалов для
слушания дела в открытом судебном заседании было добыто совершенно
недостаточно, в связи с этим дело рассматривалось Коллегией ОГПУ в закрытом
заседании.
Постановлением
заседания ОГПУ по Тульской области от 13 февраля 1930 года были приговорены:
— к 5 годам заключения в концлагерь:
священник Феодор
Феодорович Минервин;
псаломщик и
регент церковного хора Степан Иванович Плотников, 1892 г. р., уроженец д.
Шишовка с. Никитское Воловского района, образование низшее;
— к 3 годам заключения в концлагерь:
Ежов Василий
Никифорович (1905 г. р., уроженец с. Волово);
Юдаков Иван Захарович
(1904 г. р., уроженец с. Волово);
Юдаков Тихон
Захарович (1886 г. р., уроженец с. Волово);
— к 3 годам ссылки в Северный Край:
Ежов Никифор
Никитович (1884 г. р., уроженец с. Волово);
и члены церковного совета Знаменской церкви
села Волово
Голов Андрей
Прокофьевич (1877 г. р., уроженец с. Волово);
Дятлов Михаил
Трифонович (1870 г. р., уроженец с. Волово);
Ежов Георгий (Егор)
Яковлевич (1901 г. р., уроженец с. Полевое);
Ежов Николай
Ефимович (1864 г. р., уроженец с. Волово).
Священник Феодор
Феодорович Минервин, С. И. Плотников, В. Н. Ежов, И. З. Юдаков и Т. З. Юдаков
были направлены в Управление Северных лагерей особого назначения (г.
Усть-Сысольск (Сыктывкар), Коми АССР), а Е. Я. Ежов, Н. Е. Ежов, М. Т. Дятлов,
А. П. Голов, Н. Н. Ежов — в г. Архангельск и далее.
По этому делу
были допрошены свидетели, в том числе женщины: Е. М. Воскресенская, дочь
диакона Михаила Григорьевича Воскресенского — школьная работница, Ю. Я.
Плотникова — жена С. И. Плотникова, А. Д. Ежова — крестьянка, П. В. Обухова — учительница,
Т. И. Солнцева — учительница, П. Е. Ежова — вдова, монахиня Анастасия Петровна
Крюкова (39 лет, грамотная).
Надо отметить
тут же, что все перечисленные выше лица, осужденные Коллегией ОГПУ 13 февраля
1930 года, были реабилитированы 1 апреля 1957 года Тульским областным судом.
О жизни
заключенных в концлагерях можно составить представление на основе произведений
А. И. Солженицына, О. В. Волкова и других писателей. В производственную задачу
Управления северных лагерей особого назначения входили: строительство железной
дороги Пинюг — Усть-Сысольск, тракта Усть-Сысольск — Ухта, проведение
геологических работ на Ухте и Печоре и организация нефтепромысла в районе Ухты,
а также лесозаготовки в Архангельской области. Северный лагерь особого
назначения был ликвидирован приказом ОГПУ от 6 июня 1931 года. Заключенные,
строившие железную дорогу, были при этом переброшены на строительство
Беломоро-Балтийского канала. Однако Северный лагерь особого назначения оставил
«потомство»: тем же приказом были образованы Усть-Вымский
исправительно-трудовой лагерь, который должен был достроить тракт Сыктывкар —
Ухта и завершить строительство железной дороги Пинюг — Сыктывкар, и
Ухто-Печорский исправительно-трудовой лагерь. Усть-Вымский
исправительно-трудовой лагерь в связи с завершением строительства тракта и
консервацией строительства железной дороги (которая так и не была достроена) уже 5 марта 1932 года
был реорганизован в лаготделение, а немного позже — в перевалочный пункт
Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря. Ухто-Печорский
исправительно-трудовой лагерь был одним из крупнейших лагерей СССР. В его
производственную задачу входили разведка и добыча нефти, радия, асфальтитов в
Ухтинском районе, добыча угля в Печорском угольном бассейне, строительство
автомобильных дорог и железной дороги на участках Котлас — Чибью и Кожва —
Воркута, лесозаготовки, баржестроение. Всем этим и могли заниматься заключенные
воловчане, отец Феодор Минервин, С. И. Плотников и другие.
Отметим, что Алексей Феодорович
Минервин, сын отца Феодора Минервина, был приговорен к расстрелу и расстрелян в
1938 году в Ленинграде. Ему было тогда всего 24 года.
Совершенно неожиданным и радостным стало мое знакомство с
потомками протоиерея Феодора Минервина. После долгих, кропотливых поисков
состоялся, наконец, телефонный разговор с внуком отца Феодора — Леонидом
Юрьевичем Альтшулером, знаменитым тульским бардом, основателем Клуба
самодеятельной песни в Туле, а также генеральным директором фирмы «Солвер».
От Леонида Юрьевича я и узнал о дальнейшей судьбе отца
Феодора и его потомков. Отец Феодор скончался в 1962 году и был погребен около
Всехсвятского собора г. Тулы. «Занимался он, когда был жив, — сообщил Леонид
Юрьевич, — сколько силы позволяли, цветником у дома, что-то рисовал, однако уже
не мог играть на многочисленных музыкальных инструментах, которые всё ещё
рассыхались наверху по всем шкафам. А чуть раньше, рассказывают, на чём он только
не играл (самоучкой). Был высок и прям, ничуть не согбен, ходил с палкой. Из
уважения к нему автобус останавливался буквально в любом месте, чтобы не нужно
было ему идти до остановки, это-то я сам помню, наблюдал неоднократно. Умер он просто
и мгновенно — на полуслове, протянув руку за свежей газетой. Упал — как прилёг
— на любимый старый дубовый сундук, на котором сидел обычно. Лопнул сосуд в
мозгу. Все говорили — вот забрал же Господь доброго человека без секундных даже
мучений. Икон в доме было много. Тщательно прятались они и каждый раз терпеливо
доставались. Бабушка Валентина Алексеевна времени молитвам отдавала даже больше
деда — тот, видать в лагерях ещё научился молиться про себя, не напоказ.
Старославянский напевный говор бабушкиной молитвы — одна из неотъемлемых составляющих
музыки детства. Жили-то мы тесно, и получалось, что бабушка молилась метрах в
полутора от моих ушей. Бабушка была чрезвычайно кроткой и трудолюбивой, тащила
на себе все хозяйство. Мужа своего сильно пережила».
Дочь отца Феодора Наталья Феодоровна жила в г. Рыбинске,
затем вернулась в Тулу. Мария Артуровна
Бон, дочь Натальи Феодоровны, преподавала в Тульском политехническом
институте и в Тульском коммунально-строительном техникуме.
Многие воловчане еще помнят монахинь
— сестер Шамординского Казанского монастыря, которые после закрытия обители и
отбытия срока ссылки в Казахстане приехали в село Волово и в довоенные годы несли
послушание при Знаменской церкви, а после войны — при Никольской церкви села
Осиново.
Из слов монахини Анастасии (Крюковой),
допрошенной в 1929 году по делу священника Феодора Минервина, следует, что в
селе Волово всего было пять монахинь, они занимались шитьем и изготовлением
туфель, стегали одеяла. Духовным отцом сестер, был оптинский иеромонах Мелетий
(Бармин), к которому они ездили за духовным наставлением, когда он служил в
Козельске.
Монахини часто собирались у своей
духовной наставницы — монахини Марфы (в миру — Марфы Моисеевны Ушковой),
впоследствии принявшей схиму с именем Мария. Мать Мария родилась в 1864 году в
селе Иевлево Богородицкого уезда. Видимо, с самого рождения она была слепой, по
крайней мере, в послужных списках Шамординской Казанской обители, куда она
поступила на послушание в 1890 году, она так и значится «слепой». Будучи в
Шамординской обители, она жила в богадельне и за ней ухаживали сестры. О матери
Марии мне много приходилось слышать, когда я еще прислуживал алтарником в
Знаменской церкви, о ней говорили как об имевшей особый дар рассуждения и даже
— прозорливости. Известен достаточно широко интересный случай. Однажды, когда
монахини уже жили вместе в доме на Крючке, они пригласили рабочих чинить
кровлю. Мать Мария была дома одна, а сестры были заняты другими работами, дома
их не было. Когда рабочие начали халтурить, матушка вышла, назвала халтурщика
по имени и указала ему на «просвет»-дыру в кровле. Кровельщик тогда чуть не
упал с кровли, ведь матушка Мария была слепа глазами. Скончалась она в 1942
году.
В послевоенные годы после открытия в
1945 году Никольской церкви в селе Осиново монахини пекли просфоры для церкви и
пели на клиросе.
О монахине Амвросии (в миру — Матроне
Никитовне Поляковой) известно, что она была высокой духовной жизни и особенно
ревностной была в молитвенном делании. Родилась она в 1888 году в сельце Долгом
Россошенской волости Ливенского уезда в крестьянской семье. В 1913 году
поступила на испытание в Шамординскую обитель, где в 1916 году несла послушание
при монастырской гостинице. Клирик Тульской епархии отец Иоанн Титов (ныне — игумен
Кирилл, клирик Казанского женского монастыря села Папоротка) бывший настоятелем
осиновской церкви в 1970-х годах, из-за старости матушек часто причащал их на
дому. У всех сестер заранее были приготовлены гробы. Однажды во время очередного
посещения сестер матушка Амвросия послала отца Иоанна за книгами духовного
содержания на чердак. Отец Иоанн взлез на чердак и был поражен увиденным — гробы
стояли ряд к ряду. Так матушки напоминали себе о конечности земной жизни и об
ответственном отношении к ней, ведь если дается один раз, прожить ее надо
достойно.
Мать Амвросия, по воспоминаниям отца
Иоанна, очень рано утром вставала, умывалась, расчесывала себе косичку, а затем
в святом углу долго молилась, вставала и шла отдыхать, зачастую забывая о
завтраке. Немного отдохнув, она снова вставала, умывалась, опять прилежно
молилась и снова шла отдыхать, нередко забывая и пообедать. Так в молитве
проходил весь ее день. Когда она была уже при смерти, то лежала без движения, а
глаза ее были закрыты и уста сомкнуты без надежды на движение, но ум ее все еще
воспарял в молитве к Богу. Отец Иоанн с матушкой приехал прощаться с ней. Они
стояли молча, в ожидании хоть какого-то слова от нее или хотя бы движения.
Ничего не было слышно, кроме последних вздохов отходящей в мир иной праведницы.
В ее руках были четки. Племянница матушки именем Александра решила взять себе
на память эти четки и вынуть их из рук умирающей. И тут пальцы матери Амвросии
взволнованно задрожали. Так и остались четки в руках молитвенницы, с непрестанной
молитвой отдала она дух свой ко Господу. Погребали ее архимандрит Исаакий
(Мотыль), уроженец Закарпатья, и отец Иоанн Титов. Отец Исаакий вообще любил
беседовать с матушками, часто навещал их, помогал им по хозяйству и ночевал у
них.
Еще немного известно и о матушке —
инокине Агриппине Васильевне Мошкиной. Она родилась в 1882 году в селе
Ново-Покровском Богородицкого уезда Тульской губернии, в крестьянской семье. В
1902 году она поступила на испытание в Шамординскую обитель, где несла
различные монастырские послушания. Вместе с другими сестрами после закрытия
обители она приехала и поселилась в селе Волово.
О монахине Анастасии (Крюковой) и
Евдокии (Астаховой) пока сколько-нибудь подробных сведений нет.
Кроме
шамординских сестер, приезжали в село монахини и из других монастырей.
В синодике
игумена Кирилла (Титова) среди погребенных на Воловском кладбище монахинь
упоминается, в частности, монахиня Вера (Еремеева), скончавшаяся 8 марта 1975
года.
На сайте Свято-Тихоновского Православного богословского
университета размещены сведения об инокине Вере (Ивановне Еремеевой), которая
подвизалась в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Москвы. Она была
уроженкой села Волово, в 1931 году была арестована и заключена на 5 лет в
исправительно-трудовой лагерь. Дальнейшая ее судьба, согласно сведениям
Свято-Тихоновского Православного богословского университета, неизвестна.
Однако, скорее всего, погребенная на Воловском кладбище монахиня Вера
(Еремеева) — одно лицо с ней. Куда могла она вернуться после ликвидации
монастыря? Конечно, в родное село! Итак, подробнее о жизненном пути матушки
Веры.
Родилась она в 1884 году в селе Волово в крестьянской
семье. В 1910 году поступила в Иоанно-Предтеченский женский монастырь г.
Москвы, где несла послушание в швейной мастерской. Когда в 1918 году монастырь
был закрыт, но продолжали еще действовать два монастырских храма. Сестры
шили одеяла и обмундирование для Красной армии, ютились в нескольких оставшихся
кельях. К началу 1927 года территория монастыря была полностью захвачена
советскими организациями, и оставшиеся монахини, и в их числе Вера Ивановна,
переселились на подворье Иоанно-Предтеченского
монастыря, находившееся в селе Чернецово Московской области, где
продолжали жить по монастырскому уставу. В 1927–1928 годах сестры все еще
обеспечивали себя всем необходимым, однако в 1929 году хуторское хозяйство было
«национализировано» и монахини вынуждены были скитаться по окрестным деревням в
поиске поденных работ. В эти трудные годы духовником сестер стал схиархимандрит
Иларион (Удодов), афонский монах, благодатный старец. Он поселился на подворье
и служил в хуторском храме преподобного Сергия Радонежского.
14 мая 1931 года инокиню Веру
Ивановну лишили избирательных прав, а 20 мая арестовали ее вместе с другими
насельницами подворья Иоанно-Предтеченского
монастыря. По делу этому всего проходило 31
человек. Все они обвинялись в «агитации против проводимых Советской
властью мероприятий, против вступления крестьян в колхоз» и были приговорены к
5 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь с высылкой в Казахстан. Вот
выписка из следственного дела: «Показала, что она, Еремеева, советовала
крестьянам не сдавать излишки, чтобы самим не сидеть голодными, но агитации
против колхозов не вела и слухов о войне не распространяла». Вместе с
осужденными сестрами инокиня отправилась в ссылку. Из рассказов ивановских
сестер сохранилось такое предание. Когда осужденных высадили на безлюдной
станции, вдруг встретила их незнакомая женщина и угостила лепешками с кипятком.
При этом она рассказала, что в эту ночь явилась ей Матерь Божия и приказала
напечь лепешек, накипятить воды и встречать поезд, сказав при этом: «Скоро Мои
приедут!» Так, под покровом Пресвятой Богородицы и заступничеством Иоанна
Предтечи пережили они тяжелые годы ссылки. После отбытия срока мать Вера
вернулась в родное село Волово, где в то время жили ее родственники. Она
прожила 91 год. После тяжелейших жизненных потрясений, ужасов тюремного
заключения, полуголодных военных лет здоровье ее к старости сильно
расстроилось, так что она нуждалась в постоянном внимании и медицинском уходе,
что никак не могли обеспечить ей окружающие. Скончалась она 8 марта 1975 года в
доме престарелых деревни Лебедяни. На санях усопшую привезли в Никольскую
церковь села Осиново. Погребал ее по монашескому чину отец Иоанн Титов, а руководила
тогда хором монахиня Вера (Легач).
Итак, на старом
погосте Воловского кладбища похоронены шамординские монахини: схимонахиня Мария
(в монашестве — Марфа, † 1942), монахиня Амвросия (Полякова, † 02. 02. 1978),
монахиня Анастасия (Крюкова), монахиня Евдокия (Астахова, † 1945), инокиня
Агриппина Мошкина († 1945). Монахиня Вера (Еремеева) погребена также на старом
погосте Воловского кладбища, но только не вместе с шамординскими сестрами, а
немного поодаль от них. 28 февраля 1990 года ее реабилитировали.
Посещавшие матушек вспоминают, что в
святом углу их дома была икона Божией Матери «Скоропослушница» большого
размера, написанная на Святой Горе Афон. В Никольской церкви села Осиново, если
встать лицом к алтарю, можно видеть икону Божией Матери, с задней стороны
которой написано, что эта икона писана в Афонском Свято-Пантелеимоновом
монастыре. Не принадлежала ли в свое время эта икона шамординским сестрам, а
затем была передана ими в церковь?!
О судьбе
осужденных в 1930 году вместе с протоиереем Феодором Минервиным регента
церковного хора Знаменской церкви С. И. Плотникова и члена церковного совета Н.
Н. Ежова известно следующее. В 1935 году С. И. Плотников вернулся в родное
село. Через два с небольшим года, 26 августа 1937 года, его снова арестовали.
Тройка при УНКВД по Московской области 10 сентября 1937 года приговорила его к
высшей мере наказания — расстрелу. Он обвинялся в систематической антисоветской
агитации и активной контрреволюционной пораженческой клевете и пропаганде,
направленной против мероприятий, проводимых коммунистической партией и
правительством. Степан Иванович Плотников расстрелян 14 сентября 1937 года на
Бутовском полигоне. Место захоронения — Московская область, Бутовский полигон.
Реабилитирован 1 апреля 1957 года и 10 мая 1989 года. Член
церковного совета Знаменской церкви Никифор Никитович Ежов, вернувшийся из
концлагеря в село Волово в 1933 году, был снова арестован 14
сентября 1937 года. Тройка при УНКВД по Московской области 9 октября 1937 года
приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу. Он обвинялся в
антисоветской агитации и контрреволюционной пропаганде. Расстрелян 13 октября
1937 года на Бутовском полигоне. Место захоронения — Московская область,
Бутово. Реабилитирован 1 апреля 1957 года и 20 октября 1999 года.
После открытия в
1989 году в селе Волово Знаменской церкви среди прихожан можно было часто
видеть Ю. Я. Плотникову. О ней знали, что судьба у нее была нелегкая: у нее с
мужем не было детей, а муж был репрессирован, да так и не вернулся из
заключения. Сама она вспоминала, что ее муж был регентом в церкви и сам красиво
пел, неоднократно сажали его в тюрьму. На вопрос, а где же он сейчас, баба Юля,
как все тогда ее называли, отвечала, что он так и не вернулся из лагеря и там,
вероятно, умер. К сожалению, более она ничего не могла сказать. Всю жизнь она
прожила одна, пронеся свое горе через года, не сломленная, не потерявшая веру. Только
теперь, когда минуло столько лет, стало, наконец, известно — муж бабы Юли,
Степан Иванович Плотников, был расстрелян 14 сентября 1937 года на Бутовском
полигоне.
Пройдя сквозь тяжелейшее горнило
испытаний, Церковь достойно
вышла из него — осененная великим множеством святых, вновь обретя отнятые у нее права и
свободы, направленные на служение Богу и
России. И кто знает, может быть, и среди воловчан есть святые, которые
предстоят ныне Престолу Божию и молятся непрестанно о нас грешных. Только бы нам
прожить бы свою жизнь достойно, по-христиански!