06 июля 2010 г.
Деревянная церковь
во имя св. Никиты и Иоанна Новгородских чудотворцев в селе Новгородском была
построена ранее 1767 года на средства прихожан. Село, первоначально называвшееся
Никитским, стало называться Новгородским. Впоследствии храм подвергался крупным
ремонтам и реконструкции.
В церкви
была местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Владимирская». В
дореволюционное время 23 июня по старому стилю (6 июля — по новому) в село
Новгородское стекалось до 10 тысяч богомольцев, которые приходили поклониться
святыне, набрать святой воды из Святого колодца и умыться ею. В селе в это
время проводилась ярмарка. Предание гласит, что эта икона в незапамятные
времена явилась в Святом колодце, долгое время была домашней моленной иконой у
князей Юсуповых, долгое время бывших владельцами села Никитского-Новгородского,
и затем была ими передана в церковь. Она выделялась из других икон церкви богатством
украшений.
С этим чудотворным образом
Пресвятой Богородицы связана одна интересная история.
Ежегодно в село Новгородское
приходил крестный ход из села Солодилово. Духовенство и прихожане торжественно переносили
в Богородице-Рождественскую церковь села Солодилово чудотворную Владимирскую
икону Божией Матери.
В 1912 году эта святыня
также посетила село Солодилово, но это посещение было особенным и надолго
осталось в народной памяти. Священник села Солодилово Алексей Золотарев
опубликовал в Тульских епархиальных ведомостях (1912, № 22–23. С. 337–338)
заметку о случившемся чуде под названием «Чудесное исцеление пред Владимирской
иконой Божией Матери». «Кроме невидимых милостей, которые Владычица посылает на
всех людей, в нынешнем году Она видимо излила свою благость на одну крестьянку нашего
села», — писал он. А случилось это чудо так.
15 мая (по старому стилю)
богобоязненная и глубоко верующая старушка Пелагия Кузнецова, десять лет
страдавшая глухотой, пришла в церковь раньше всех. Горячо помолившись перед
Владимирской иконой Божией Матери, она с благоговением взяла из лампады масла и
помазала себе уши. Потом стала немного поодаль от иконы и продолжала усердно
просить Божию Матерь об исцелении. Как рассказывала сама исцеленная отцу
Алексею, по прошествии минут двадцати-тридцати у нее вдруг сильно затрещало в
ушах и зашумело, и она заметила, что у нее восстановился слух так, что хорошо
могла разобрать все, что пели и читали в храме.
«Я со своей стороны, как
духовный отец исцеленной, — писал священник Алексей Золотарев, — могу сказать,
что она теперь слышит хорошо. Прежде разговаривать с ней приходилось очень
громко и, однако, получать ответы не на вопрос, теперь же, когда я был у нее на
дому и разговаривал с ней о дарованной ей великой милости, она слышала всякое
мое слово, сказанное тихо. Православные! Возрадуемся вместе с исцеленной и
возблагодарим Господа Бога за то, что Он так долготерпелив к нам грешным и
посылает нам такие милости!.. Ты, неверный Фома, приди, виждь и убедись, какую
великую радость даровала Царица Небесная простой крестьянке! Услыша об этом
чуде, смягчи свое черствое сердце, смири гордый ум и смиренно припади к Тому,
Кто мертвых воскрешает, больных исцеляет, прокаженных очищает, всем дает
дыхание и всё!»
Во время
изъятия церковных ценностей в 1922 году с Владимирской иконы была снята одна
серебряная розетка с 14-ю бриллиантами и одним цветным камнем, вероятно,
подаренная кем-то в благодарность Царице Небесной за оказанную милость и
благодеяние. Церковь была разобрана в 1950-х годах, бревна использованы на
строительство домов. Но не изгладилась благочестивая традиция в памяти
народной, люди продолжали ехать к источнику даже когда в конце 1940-х — в
1960-х годах в Тульской области развернулась ожесточенная кампания по
ликвидации святых источников. Источники засыпали, запрещали хождения к ним,
рядом с ними устраивали увеселительные мероприятия для отвлечения народа и т.
д. Но верующие продолжали посещать святые источники, в том числе и источник в
селе Новгородском. Так, 23 июня 1950 года верующие из Товарковского района и из
села Борятино устроили в селе Новгородском крестный ход с иконой и пением
церковных песнопений к святому колодцу. Эти моления у святого колодца устраивались
верующими ежегодно, устраиваются и ныне.
Святой источник является
живой достопримечательностью села. У источника стоит трехметровый дубовый крест,
на котором — Владимирская икона Богоматери. У подножия креста стоит дубовый
сруб полтора метра на полтора в семь венцов.
Доехать до источника можно
по федеральной трассе «Крым» (М2) до села Никитского или Двориков, а от этих
сел по крайне разбитой дороге до села Новгородского.
При подготовке статьи
использованы: Государственный архив Тульской области. Ф. Р-226. Оп. 226-1. Д.
1030. Л. 69 и Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 14. Л. 14; Васильев П. Г. Волово. М., 2006; Казанский М. В. Непрядва. Кавалергард Башмаков. Тула, 2009; Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской
епархии. Тула, 1895; Золотарев Алексей,
священник. Чудесное исцеление пред Владимирской иконой Божией Матери //
Тульские епархиальные ведомости. 1912, № 22–23. С. 337–338.