АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Приветственное слово ректора МДА к участникам VII Платоновских чтений


03 декабря 2010 г.

ЕГО ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ

ПРОТОИЕРЕЮ ВЛАДИМИРУ ЧУВИКИНУ

РЕКТОРУ ПЕРЕРВИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Свое приветственное слово к участникам уже традиционных «Платоновских чтений» хочу начать цитатой одного из исследователей богатого наследия Московского святителя. В труде, посвященном сравнительной характеристике двух Московских митрополитов – Платона и Филарета, В.П. Виноградов писал: «В истории Русской Церкви нового времени на протяжении двух столетий среди ее деятелей есть только два имени, с которыми не может равняться по историческому значению ни одно другое: это Платон и Филарет, митрополиты Московские. Платон и Филарет – учитель и  ученик, это как бы два великих солнца, перед которыми все другие деятели русской церковной истории нового времени только лишь звезды… это две преемственно сменяющиеся эпохи в истории Русской Церкви – в истории русской церковной мысли и жизни»[1]. Справедливость этой, данной почти сто лет назад, оценки подтверждают проходящие уже седьмой раз «Платоновские чтения». Действительно, дело митрополита Платона продолжало жить не только в его прославленных учениках, оно не умерло и спустя двести лет со времени подвига духовного просвещения своего основателя. Неоценимый вклад внес Московский святитель в развитие богословского образования в России. В жизни Московской академии, носившей тогда название Славяно-греко-латинской академии, с 1770-х годов – начала управления ею митрополитом Платоном (Левшиным) – начинается новый период. Восстанавливается обстоятельное изучение греческого языка, усилено преподавание русского, в учебный курс введены новые предметы — в частности, церковная история. В московских школах чтение Священного Писания с толкованием «трудных мест» было выделено в особый предмет (Священная Герменевтика). Митрополита Платона не устраивало школьное богословие даже после отхода от «иезуитской» системы, поэтому, оставив общую структуру — введение в богословие; догматическое богословие; нравственное богословие — он стимулировал работу преподавателей по «оживлению» содержания читаемых ими курсов. Митрополит Платон обращал особое внимание на подготовку студентов своих школ — академии и Троицкой Лаврской семинарии к пастырскому служению. Эта подготовка реализовывалась в виде изучения «должностей пресвитеров приходских», чтения Кормчей с толкованием к практическому применению, изучения правил Вселенских, Поместных соборов и соборов Русской Православной Церкви, уставов церковных из Пандектов и Духовного регламента, пасхалии. Все студенты богословского класса составляли и произносили проповеди и посвящались в чтеца, учились вести и внебогослужебные поучения[2]. Кроме того, подготовкой являлось участие в богослужении, с «чтением и пением». Число учащихся в Московской академии возросло и доходило до 1600 человек. Митрополит Платон старался организовать материальную поддержку лучших умов, учредив специальные стипендии для лучших студентов[3]. К фамилии этих студентов стали прибавлять вторую – Платонов. Так появляется целая плеяда «платоновцев», носящих двойную фамилию, многие из которых стали славой нашего Отечества.

Митрополиту Платону принадлежит замечательное рассуждение о различии мирского знания и духовного просвещения: «Мирских училищ предметом есть знание вещей: Духа Святаго предметом есть добродетель. Люди стараются просветить мысль, Дух Святый просвещает сердце... Великое есть между ученым и просвещенным различие. Ученый может знать измерение земли, свойства естественных вещей, течение небесных светил и прочая. Но просвещенный есть тот, кто знает Бога, кто знает добродетель…»[4]. Сам митр. Платон был не только выдающимся сыном своего «просвещенного века», но одним из видных представителей «ученого монашества», сумевшего передать эту традицию в наступающую эпоху рационализма и критического реализма. Ученикам Платона пришлось сражаться с химерами, рожденными оторванным от света божественного просвещения разумом. Эта борьба не прекращается и по сей день. А значит и заветы Московского святителя так же актуальны, как и двести лет назад.

Желая участникам VII Платоновских чтений творческих успехов и  помощи Божией в освоении и распространении духовного наследия митрополита Платона (Левшина), хочу напомнить вам поэтические строки, сочиненные князем А. М. Белосельским и написанные на портрете митрополита Платона в гостиной Вифанских покоев:

Он нашей церкви честь, ум редкий, гений славный.

Сильней, чем Августин и Златоусту равный,

Он Ааронов тон умеет воскрешать

И сердце разума вешанием возвышать.

Перевод с французского А. И. Любжина[5]

Архиепископ Верейский
Председатель Учебного комитета
Русской Православной Церкви
ректор Московской духовной академии



[1] Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. Сравнительная характеристика их нравственного облика. СПб., 1913. С.3.

[2] Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 312. Д. 461П/175С. Л. 2; Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. С.; Он же История Троицкой Лаврской семинарии. С. 241–255.

[3]Конечно, это совпадало и с общей тенденцией этих лет: учреждались благотворительные общества, при Московском университете было организовано общество университетских выпускников — не только для общения, но и для взаимной поддержки.

[4] Полное собрание сочинений Платона, митрополита Московского. М.: Издательство П. П. Сойкина. 1913. Кн. II. С. XII. С. 293-294.

[5] В оригинале это четверостишие звучит так:

L'honneur de notre eglise, esprit rare, honnete homme
D'Aaron meme il sait ressusciter le ton
Et dans l'art de toucher le coeur par la raison
Surpasser Augustin, balancer Chrysostome

30 ноября 2018 г.
29 ноября 2018 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось совещание-вебинар по перспективам развития иконописного образования. Работу совещания возглавил председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. Почетным участником мероприятия стала проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.
31 октября 2018 г.
31 октября Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки. С днем тезоименитства Московская духовная академия поздравляет заведующего Иконописной школой архимандрита Луку (Головкова).
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
04 октября 2018 г.
21 сентября 2018 года заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука участвовал в богослужении великого освящения кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Лондоне. За богослужениями 20-21 сентября также молились преподаватели школы, расписывавшие храм.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.