|
О высоте смиренияПроповедь произнесена в Покровском академическом храме за Божественной литургией в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2015 года. 15 октября 2015 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня Святая Православная Церковь торжественно празднует праздник Покрова Божией Матери. Это и историческое событие, и важная духовная реалия. Это то, что было в прошлом и это то, что должно происходить и происходит с нами в настоящем. Это событие, которое имеет конкретное место своего осуществления и в то же время оно находится вне каких-либо времен и мест. Покров Божией Матери произошел во Влахернском храме Константинополя, который находится у западной городской стены. Покров Божией Матери был виден среди многих молящихся святым юродивым Христа ради Андреем и его учеником Епифанием. То было явление Божией Матери: святой Андрей увидел разверзающийся свод и Божию Матерь, которая проходила по храму. Однако присутствует несомненная тайна – на одних иконах Покров Божией Матери изображается как плат, который держит Божия Матерь в своих руках, а на других иконах Покров изображается как плат в роли крыши, как то, что простирается над Божией Матерью. Почему мы встречаем такое разное изображение? В одном месте Божия Матерь Сама держит этот плат, а в других случаях этот плат присутствует, но как бы, ускользает из ее рук? И для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к истории. Нам нужно вспомнить, как в 627 году к Константинополю совсем близко подступали персы. И вот, когда оказались бессильны человеческие усилия, то тогда именно Божия Матерь царственная жена, явившись на константинопольских стенах и, возможно, пройдя мимо Влахернского храма, Сама оградила отчаявшихся жителей Константинополя от нагрянувшей внезапно угрозы. Можно вспомнить, что век спустя в 717 году к Константинополю подплыли арабы, и почти год продолжалась осада, начавшаяся на Успение Божией Матери. И завершилась эта осада долгожданной победой в битве и поражением врага, как раз у стен Влахернского храма – там, где и сейчас простирается залив Золотой рог. И мы можем вспомнить еще, что всего два века спустя - в 911 году, во время царствования Льва Мудрого -, когда и жил, собственно говоря, святой юроди��Ћй Христа ради Анирей, ходивший по ��лицам града Константинополя. Он вел себя так, как подобает себя вести юродивым, и с одной стороны был презираем теми кто имел внешнее мирское мудрование, но в то же время глубоко почитаем теми кто прозревал в нем духовную силу. Мы сразу можем припомнить Покров, который был увиден им в то самое время. Этот победоносный Покров и держит в руках Божия Матерь. Держит его как всесильную силу, которая готова изгнать, защитить и оградить от всех врагов, как видимых, так и невидимых. Затем прошло еще несколько веков и вот уже в середине XI века, когда Византия существенно ослабла и когда византийская армия уже не способна была сдерживать натиск врагов. Тогда во Влахернском храме начинает совершаться, так называемое «еженедельное чудо», когда каждую неделю, - точно так же, как мы собираемся с вами по средам на акафист в честь Божией Матери, - чудесным и немеханическим образом Покров Божией Матери, который в то время закрывал образ Божией Матери, вдруг приподымался. И это «еженедельное чудо» было непреложным знамением того, что Божия Матерь находится рядом вместе с народом Божием, что Божия Матерь никогда не отступает, что в тот момент, когда иссякают человеческие силы, Помощница и Покровительница приходит на помощь. А в сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 10:38-42, 11:27-28) мы слышали традиционное чтение о Марфе и Марии. Мария смиренно сидела у ног Иисусовых и внимала Его учению, а Марфа занималась служением, но как же нам соотнести это Евангельское повествование с ныне празднуемым Покровом? То исключительное чудо, чудо победы, чудо Покрова, чудо, которое Божия Матерь держит в своих руках, – это чудо, нужно сказать, подобно Марии. Ведь оно единственное и исключительное, никогда неповторяющееся, воистину высота богомудрия. И Мария, которая сидит у ног Иисусовых, которая прикровенно складывает в своей душе Божественные слова, разве все это происходит не в неповторимый исключительный момент? И так именно душа христианина, когда она подвизается, трудится, никогда никаких не ожидает наград, доблественно находится в пустыне и всегда стремится к созерцанию, но понимает, что Божественное созерцание – это воистину Божественный дар, который дается не по срокам, не по временам и не по заслугам. И мы видим, что неповторимость этого великого чуда, его исключительность оказывается воистину инаковостью того мистического озарения, того уникального духовного опыта, того доподлинного прорыва, который должен сопровождать каждый день и которым стремятся жить христиане, и без которого она, в Боге созидаемая жизнь его, не имеет никакого смысла. А «еженедельное чудо» – чудо постоянного непрестанного Покрова подобно служению Марфы: служению незаметному, служению скромному, попечению о повседневных столах, заботе о том, чтобы Господь достойным образом был принят. И в нашей жизни с вами, дорогие братья и сестры, непременно должно сочетаться и то, и другое. Должно сочетаться постоянное неотступное служение с высотой богомудрия и богомыслия. Но вдруг мы слышим в нашем Евангельском чтении очень останавливающие на себе загадочные слова: «Марiа же благую часть избра, яже не отимется от нея»(Лк. 10:42). Тогда что же в конце концов получается? Получается, что высота созерцания – эта незыблемая исключительность духовного подъема человека оказывается вдруг той благой частью, которая уж никак не отымется от Марии. Значит, это воистину великое и исключительное чудо, которое дается даром и которое является прежде всего защитой. Значит, его можно и нужно распространить. Значит, оно не относится и не может относиться только к историческому моменту. Но что такое тогда Покров? Покров – это прежде всего Божественная благодать. Покров – это духовное озарение Божественным светом. Покров – это непрестанная Божественная милость. Покров – это когда, проявив в себе глубину покаяния, мы чувствуем и получаем нашей душой реальную глубину прощения. Покров – это то, когда мы, придя в храм и чисто молясь, понимаем, что Господь и Божия Матерь воистину находятся вместе с нами. И сколько бы мы не понимали это умом, пока мы не поймем это до глубины души, наша умное понимание еще есть ничто. И тогда окажется, что чудо Покрова оказывается не только единичным, но и постоянным… Но как это понять и принять сквозь призму святоотеческого опыта? Вспомним один только пример из глубочайшего учения преп. Максима Исповедника, который пишет о человеческих чувствах и говорит о том, что все человеческие чувства и то, что мы непрестанно видим в мире, должно отступить и уступить место бесчувствию. Αἴσθησις должно смениться ἀναισθησία. Но бесчувствие должно отойти и опять непременно смениться потом незыблемым чувством Божественного, неотступным чувством глубочайшего приобщения к Богу и доподлинным полным преображением человека. Созерцание и деяние – это не только то, что по отдельности характеризует нашу жизнь, но также и то, что в своеобразной глубочайшей Божественной цепи постепенно просветляет и возвышает нашу жизнь к Богу. В завершении сегодняшнего Евангельского чтения мы слышали еще одни слова. Некая жена из народа, воздвигши глас, говорит: «блаженно чрево, носившее Тя» (Лк. 11:27), и обращает эти слова к Спасителю. Перефразируя эти слова, мы можем сказать «блажен Покров Божией Матери, который покрывает нас», и на это Спаситель отвечает «блажени слышащiи слово Божiе и хранящiи е» (Лк. 11:28). Перефразируя эти слова мы можем сказать так: «блажены те, которые хранят покров Божией Матери». Но, спросим себя, как можно сохранить Покров? Как можно сохранить это драгоценное чудо, которое дается прежде всего, как непостижимый, недосягаемый дар? Как можно сохранить Божественную благодать? Как можно удержать в себя реки или даже моря, нескончаемые потоки Божественной благодати, когда мы не можем удержать в себе даже одной лишь капли? И в ответ на это мы можем вслушиваться в житие преп. Максима Кавсокаливита. XIV век, совершенно другая эпоха, ослабленная Византия, бесконечные внутренние раздоры и внешние враги. И Влахернский храм, который, вопреки и благодаря эпохе, оказывается уже не периферийным храмом Константинополя, а храмом императорского дворца (ибо византийские императоры обнищали и не могли больше поддерживать большой императорский дворец, который просто стал постепенно разваливаться на части). Таким образом Влахернский храм неподалеку от дворца становится центром всей Византии. Недалеко, конечно, находятся царские гостиницы, прекрасные покои, здесь очень часто бывают патриарх и царь. И вот к Влахернскому храму – к тому самому храму, в котором все еще хранилось воспоминание о Покрове, подходит бедный путник – это монах – преп. Максим, в будущем его прозвали Кавсокаливитом. Он приближается к ступенькам храма и из храма выходит византийский патриарх Афанасий (современник преп. Сергия Радонежского). Двое святых видят друг друга, они понимают друг друга с полуслова. Происходит духовная встреча и завязывается духовная беседа. Но что потом? Естественно, константинопольский патриарх приглашает никому неизвестного преп. Максима, который еще не проходил послушничество на Афоне, но уже успел много лет подвизаться в монастырях Малой Азии. Он приглашает его в гостиницу и готов оказать ему абсолютное гостеприимство, естественно, он приглашает гостя войти во Влахернский храм. Но что на это отвечает преп. Максим? Он отвечает: «Я недостоин. Я останусь сидеть здесь на паперти простым нищим». И мы даже не знаем, вошел ли он впоследствии во Влахернский храм, и поклонился ли чудесной иконе Божией Матери, и видел ли самое место единичного, но еженедельно повторяемого чуда. Однако есть ли здесь какое бы то ни было отступление от Покрова? Мы понимаем, что у святых совершенно своя, присущая им мера и преп. Максим, отказавшись от высокого гостеприимства, проявляет при этом исключительно глубокое смирение. Впоследствии он приходит на Афон и там продолжает, вполне в духе блаженного Андрея, вести странный, поистине необычный образ жизни. Он ходит с места на место, не зная где главу приклонить, и каждый раз сжигает шалаш (малую вновь построенную келию) из-за чего его и прозвали впоследствии кельесжигателем или Кавсокаливитом. О чем нам это говорит? «Блажени слышащiи слово Божiе и хранящiи е» (Лк. 11:28) – блаженны видящие или увидевшие Покров Божией Матери и бережно хранящие его в своем сердце. Мало взойти на вершину, мало достичь духовных дарований. Нужно эти дарования потом удержать. И для того чтобы их удержать нет другого средства кроме святого смирения, которое является основой всех добродетелей и которое в полной мере явили для нас св. Андрей Христа ради юродивый, его ученик Епифаний и преп. Максим Кавсокаливит. Помолимся же, чтобы и в нашей жизни не было прежде всего духовного равнодушия. Помолимся о том, чтобы мы действительно и по-настоящему стремились к высотам, а, достигая с сокрушением высот, имели благодатные силы и дерзновение духа удержать в себе эти великие высоты через благодатное смирение. Аминь. См.также:
Святой Юстиниан как идеальный образ христианского правителя [Статья]
[17 октября 2015 г.]
По случаю престольного праздника в МДА состоялся торжественный акт [Новость]
[15 октября 2015 г.]
Покров Пресвятой Богородицы: Божественная литургия [Фоторепортаж]
[14 октября 2015 г.]
Покров Пресвятой Богородицы: Всенощное бдение [Фоторепортаж]
[14 октября 2015 г.]
|
23 марта 2017 г.
Вот уже на протяжении шести лет при Московской духовной академии существует Спортивно-туристический клуб в честь пророка Божия Илии. Основная цель Клуба – создать пространство для искреннего и неформального общения между преподавателями, студентами Академии, а также их близкими.
17 августа 2016 г.
Подборка составлена редакцией портала Предание.ру на основе опыта многолетнего сотрудничества
27 мая 2016 г.
В Московской духовной академии прошло занятие по теме «Дистанционный контроль. Возможности по сбору и анализу информации об учебном процессе».
30 марта 2016 г.
В рамках обеспечения дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит квалификационных работ прошло подготовительное занятие.
|