На заседании Высшего Церковного Совета 22 ноября 2013 год утверждено Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организаци.
ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации
1. Общие положения.
1.1.Настоящее Положение определяет основные направления деятельности индивидуального наставника в духовной образовательной организации, осуществляющей обучение по программе бакалавриата.
1.2.Индивидуальный наставник (далее наставник) имеет такой же статус, что и преподаватель духовной образовательной организации. Труд наставника оплачивается согласно утверждённому штатному расписанию.
1.3.Наставник подчиняется ректору духовной образовательной организации, проректорам по учебной и воспитательной работе, а также старшему наставнику.
1.4.Ректор духовной образовательной организации избирает кандидатуру и назначает на должность старшего наставника. Старший наставник руководит индивидуальными наставниками и осуществляет контроль за их деятельностью. В семинариях с небольшой численностью обучающихся функции старшего наставника может осуществлять один из проректоров, согласно распоряжению ректора.
1.5.Старший наставник осуществляет набор кандидатов в наставники из числа преподавателей, сотрудников духовной образовательной организации, а также из числа наиболее подготовленных выпускников с последующим их утверждением ректором.
1.6.Для кандидата в наставники желательно иметь образование не ниже магистратуры и достаточный научный и педагогический опыт. Кандидатов в наставники утверждает ректор учебного заведения.
1.7.Наставники осуществляют работу с обучающимися первых трёх курсов обучения.
2. Основные цели и задачи деятельности индивидуального наставника.
2.1.Цель работы наставников– повысить уровень духовного воспитания и образования обучающихся, привить им опыт научной работы, способствуя развитию индивидуальных особенностей.
2.2.Работа с обучающимися ведётся как индивидуально, так и в составе групп.
2.3.Состав групп определяет администрация исходя из количества обучающихся на курсе. Оптимальное количество обучающихся в группе – 7-10 человек. Состав группы может изменяться. Возможна работа одного наставника с двумя группами на разных курсах при указанном оптимальном числе обучающихся в группе.
2.4.Для достижения поставленной цели наставники:
1) помогают обучающимся адаптироваться к особенностям высшего образования в духовной образовательной организации;
2) прививают обучающимся навыки по правильной организации своего времени;
3) помогают обучающимся выявить и выстроить свой индивидуальный образовательный профиль;
4) прививают обучающимся начальные навыки владения следующими образовательными практиками:
- написание текстов научного и публицистического характера;
- чтение и анализ текстов;
- ведение дискуссии;
- аналитическая обработка информации.
3. Формы и режим работы индивидуального наставника.
3.1.К основным формам работы индивидуального наставника относятся:
1) контроль самоподготовки;
2) индивидуальное консультирование, в том числе при написании письменных работ;
3) занятия с группой;
4) подготовка к занятиям;
5) организация досуга обучающихся (экскурсии, паломничества, туристические походы и прочее).
3.2.Формы работы определяются требованиями учебного процесса и инициативой самого наставника. От соотношения между этими формами зависит количество времени, затраченное на выполнение своих обязанностей.
3.3.Типовая раскладка затрат рабочего времени:
1) Контроль самоподготовки - 12 часов в месяц (3 часа в неделю);
2) Занятия с группой - 12 часов в месяц (2 раза в неделю по 1,5 часа);
3) Индивидуальное консультирование - 14 часов в месяц (30 мин. в неделю с каждым обучающимся при 7 обучающихся в группе);
4) Подготовка к занятиям - 14 часов в месяц;
5) Методологическая и административная работа - 4 часа в месяц (совещание - 1 час в неделю);
6) Проверка письменных работ - 7 часов в месяц (15 минут на работу, 1 час 45 мин в неделю при 7 обучающихся в группе);
7) Решение личных, административных и дисциплинарных вопросов обучающихся - до 4 часов в месяц.
В соответствии с вышеприведенной нагрузкой общие временные затраты наставника в месяц составляют около 67 часов (без учёта организации и проведения мероприятий досуга).
3.4. Наставник должен воплощать методические разработки и рекомендации творчески, с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.
3.5. Для повышения результативности наставнику необходимо учитывать и анализировать не только положительный опыт, но и допущенные свои и чужие ошибки. С этой целью еженедельно проводятся организационно-методологические совещания.
4. Документация и отчётность.
4.1. В целях организации своей деятельности наставнику необходимо вести следующие документы:
1) план работы наставника (составляется на месяц, полугодие, год);
2) отчет о проделанной работе (составляется по итогам месяца и предоставляется старшему наставнику).
4.2. Старший наставник ведет табель учета рабочего времени наставников.
4.3. Старший наставник отчитывается о проделанной работе наставников дважды в год на заседаниях Ученого совета.
5. Специфика полномочий наставника.
5.1. Наставник должен являть собой пример веры и христианской нравственности.
5.2. Деятельность наставника не предполагает использование наказаний. Основой его авторитета должны являться: профессионализм, личные человеческие качества и, самое главное, – внимательное отношение к обучающимся.
5.3. Отношения наставника с обучающимися должны строиться на принципах взаимного уважения, доверия и доброжелательности.
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)
При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.