31 марта 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Этот воскресный день четвертый в Великом посту. Прошла уже половина поста. И сегодня в день преподобного Иоанна Лествичника Церковь напоминает о подвигах святых мужей, которые не ослабевали в вере и ревностно исполняли святую волю Божью.
Жизненный подвиг преподобных отцов, отшельников, аскетов является для нас высоким и труднодостижимым идеалом. Но он убедительно учит нас, что рассеянность, расслабленность, беспечность и малодушие – это главный враг нашего спасения.
Среди всех греховных страстей есть у человека одна, которая делает религиозную жизнь пустой, бесплодной и бессмысленной. Это – страсть уныния. Слово "уныние" обычно воспринимается как тяжелая печаль или подавленное состояние духа. Но в сочинениях христианских подвижников оно имеет еще одно значение: лень, расслабленность, нерадение. В этом смысле уныние представляет себя не как полная пассивность, а как стремление к беспечной и беззаботной жизни, как неспособность сосредоточиться на главном, как нежелание выполнять свои обязанности. Такое праздное состояние души многим знакомо и даже привычно, и далеко не все расценивают его как грех.
От чего же рождается в душе уныние? Причиной уныния, по учению святых отцов, является самолюбие, т.е. самоугодие, саможаление, желание потакать и угождать себе. В этом состоянии человек зациклен только на себе самом. Самолюбивый человек видит себя в центре всего, а остальные люди должны, именно должны, любить его, угождать ему и постоянно думать о его благе. Но все эти высокие мысли о самом себе есть мир самообмана и иллюзий, который рано или поздно разрушается, и самовлюбленный эгоист оказывается наедине с собой. Отсюда происходят разочарование, подавленное состояние и ропот на окружающий мир, что и есть по своей сути уныние.
Уныние – это свойство падшей природы человека. Враг нашего спасения желает, чтобы мы были бессильны перед грехом, не трудились над собой, тяготились покаянным подвигом и обреченно соглашались с греховными прилогами. Действительно, духовно расслабленный и слабовольный человек не способен сопротивляться греху, а соглашается с ним и, как бы плывя по течению, исполняет свою неразумную волю. Такой человек, по словам апостола Павла, есть ветхий человек, который тлеет в обольстительных похотях плоти, т.е. духовно удаляется от Бога и постепенно сползает в пропасть грехов.
Уныние уподобляет христианина слабому и трусливому воину. Как малодушный воин, видя перед собой огромное войско противника, испытывает страх перед врагом и бежит с поля битвы, так и подверженный унынию христианин, испугавшись трудной и длительной борьбы с грехами, убегает от себя и от своих проблем по причине собственного малодушия и слабоволия.
Унылый человек – это духовно больной человек, который разуверился в возможности вылечиться, который никому и ничему не доверяет и не желает быть духовно здоровым, бодрым и сильным. Но от него требуется только один решительный волевой шаг к Богу, и он освободится от мрачного и тяжелого состояния духа. Во-первых, ему нужно побороть свое греховное самолюбие, нужно открыть свое сердце, преодолеть собственную замкнутость и выйти на свет Божьей любви. Во-вторых, нужно всем сердце поверить в Бога и молиться Ему как своему Спасителю, и Господь отзовется, Христос исцелит изнеможенную грехом и обессиленную душу, как некогда исцелил расслабленного, укрепил его и вернул ему жизненные силы.
Беспечная праздная жизнь противоположна самой сути христианской веры. Современный мир соблазняет человека пустым времяпрепровождением и всевозможными развлечениями, а Церковь, напротив, предлагает молитву, труд над самим собой, внутреннюю собранность и трезвение. Если человек в воскресный день идет в храм на богослужение, то своим выбором он преодолевает в себе внутреннюю расхлябанность и лень. Церковь, призывая регулярно участвовать в богослужениях, поддерживает в человеке внутреннюю динамику духовной жизни, не дает ему сломаться под натиском всевозможных искушений, а если и происходит падение, то призывом к покаянию Церковь врачует душевные раны и укрепляет духовные силы человека, чтобы он дальше жил по заповедям Божьим и совершал дела любви и милосердия.
Трезвение, усердие и твердая воля – это необходимые для христианина качества характера. Они делают душу стойкой против бесовских нападок. Борьба с грехами – это неотъемлемая часть жизни христианина, а борьба с унынием – это залог победы над греховными немощами. Ни при каких обстоятельствах нельзя потакать унынию, а, напротив, прилагая усилия воли, преодолевать все соблазны и с помощью всесильной благодати Божьей побеждать в себе расслабленность и безволие.
Противление греху необходимо и обязательно, как жизненно необходима борьба здорового организма с вредоносной инфекцией. Человек должен стараться по совести исполнять свои обязанности и помогать своим близким, оказывая им милосердие и сострадание. Это тот посильный труд, который не дает душе расслабиться и разлениться. Молитва и духовное трезвение от дурных мыслей и желаний – это необходимые условия, без которых душа легко погружается в беспечность. Чтение Священного Писания тоже духовно укрепляет человека, потому что слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. А Богослужение и Святые Таинства являются неиссякаемым источником божественной благодати, исцеляющей душевные немощи.
Великий пост призван укрепить волю, возродить бодрость духа, воскресить силу веры. Жизненный подвиг преподобных отцов является лучшим примером того, что любые испытания преодолеваются верой, терпением и усердием. Да поможет нам Господь Бог не ослабевать верой и ревностно исполнять Его волю. Аминь.