20 сентября 2009 г.
О празднике Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до
таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже
невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог
должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода
человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое
естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и
воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот
светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная
Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне
воплощения Бога Слова— явиться Матерью Спасителя мира. Господа нашего Иисуса
Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.
Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из
рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была
неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость
Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны
даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха
Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме
дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе
наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели
несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников
старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но
первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия.
Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о
даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме,
горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою
семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги
достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к
высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа
Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы
их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет
даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и
добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом
Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной
Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира
на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление
времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божий о
спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле
благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и
бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по
благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с
сыновним дерзновением.
Из «Настольной книги
священнослужителя»
Тропарь Рождеству Богородицы, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из
Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде
благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДАиС под управлением архимандрита Матфея (Мормыля)
«Царице моя Преблагая...» (напев Зосимовой пустыни)