25 октября в день памяти диакона Сергия Трубачева в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника священник Владислав Дзюбинский совершил Божественную литургию, за которой выпускники Регентской школы и учащиеся Московской духовной академии исполнили песнопения известного церковного композитора. И это совсем не случайно: жизненный, творческий и духовный путь последних лет жизни диакона Сергия был тесно связан с Регентской школой. Именно здесь, в семинарском храме, 15 октября 1995 года отец Сергий отслужил свою последнюю Литургию. Через десять дней, 25 октября, он преставился ко Господу.
На Литургии в день памяти отца Сергия присутствовали его ближайшие родственники, среди которых – его дочь, Мария Сергеевна Трубачева. За богослужением пел объединенный хор учащихся Московской духовной академии и выпускников Регентской школы 2018 года, а также второй академический хор под управлением игумена Лазаря (Гнатива).
После запричастного стиха было исполнено песнопение отца Сергия – Ежечасная молитва святителя Иосафа Белгородского «Буди благословен день и час... ».
Диакон, церковный композитор и активный деятель, регент и автор многочисленных статей по богослужебному пению... Известный в церковной среде именно с этих сторон своей деятельности, отец Сергий на самом деле прошел гораздо более обширный жизненный и творческий путь.
Окончив с отличием в 1950 году историко-теоретический и композиторский факультет Музыкального педагогического института им. Гнесиных, а в 1954 году, также с отличием, оперно-симфоническое отделение Московской государственной консерватории, он был приглашен на работу в Петрозаводск главным дирижером симфонического оркестра Карельского радио и телевидения (1956 — 1961). Под его непосредственным руководством была создана Петрозаводская народная хоровая капелла, для которой Сергей Зосимович создал хоры на слова русских поэтов. В 1961 году С.З. Трубачев возвращается в Москву, где начинает вести преподавательскую деятельность на кафедре оркестрового дирижирования в институте им. Гнесиных, а вскоре становится и заведующим этой кафедры. В 1973 году Сергею Зосимовичу было присвоено ученое звание доцента. За годы своего преподавания С.З. Трубачев воспитал многих оркестровых дирижеров, а также внес ценный вклад в теоретическое обобщение педагогического опыта. Ему принадлежит целый ряд статей, посвященных дирижерскому мастерству, теории и истории дирижерского искусства, а также учебных программ и методических пособий по дирижированию. Однако, несмотря на свою многогранную и обширную деятельность, Сергей Зосимович оставляет все и в 1980 году, на 61 году своей жизни, переезжает на постоянное жительство в Сергиев Посад и поселяется недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Как человек глубоко верующий и больше не связанный служебным положением, но переживший и помнящий гонения на Церковь, он только теперь смог свободно реализовать свои музыкальные способности и дарования и внести достойный вклад в церковно-музыкальную сокровищницу.
В Троице-Сергиевой лавре Сергей Зосимович много сотрудничал с архимандритом Матфеем (Мормылем). Он создал для хора отца Матфея огромное количество переложений, а также писал собственные сочинения, которые тут же исполнялись.Работал отец Сергий и с Регентской школой. Для нее от также делал переложения и сочинил одно песнопение – «Ангел вопияше» для женского хора и квартета. В последний год жизни о. Сергий особенно тесно сотрудничал с Регентской школой — он приходил на хоровой класс и работал с хором.
Тонкий по натуре, отец Сергий воплощал это и в своем творчестве. Музыкальное полотно его песнопений дышит, льется. Необыкновенные по своей напевности партии песнопений, каждая из которых самостоятельна по своему наполнению, переплетаясь, образуют неповторимый единый музыкальный ансамбль. Музыке отца Сергия характерна особая гибкость, выразительность и тонкость организации.Все эти качества, присущие как музыке, так и самой натуре Трубачева, характеризуют и его работу с хором. Как вспоминают педагоги Регентской школы, работавшие в то время, когда отец Сергий сотрудничал с ней, в работе с хором он добивался от исполнителей точности в передаче замысла композитора, особенно когда работал над своими сочинениями. Отец Сергий всегда долго и тщательно работал над произведением: он детально выверял нюансы и характеристики каждой партии, требовал безукоризненности произнесения ритмического текста, добивался тонких переходов. Звучание хора у отца Сергия было очень своеобразным, только ему присущим. Причем каждый раз он мог исполнять одно и то же произведение по-разному, находя каждый раз новые краски.
Но самым главным достоинством его работы с хором было особое отношение к слову, это была особая (именно его) интонация подачи слова.
Следует заметить, что, всегда предельно мягкий в жизни, перед хором отец Сергий становился требовательным художником, знающим, чего он хочет добиться от исполнителей, но оставался при этом всегда очень деликатным. Певчие отмечали, что с отцом Сергием было настолько радостно работать, что не замечалось, сколько времени шла спевка. Те, кто сталкивался с отцом Сергием в работе или просто в жизни, всегда очень тепло и с любовью отзывались о нем…
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)
При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.