25 января 2018 года в Регентской школе при Московской духовной академии состоялась встреча с профессором кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватория имени П. И. Чайковского – Алексеем Максимовичем Рудневским и с известным дирижером и регентом из г.Чикаго (США) – Петром Николаевичем Ермиховым.
Профессор Алексей Максимович Рудневский посещает Регентскую школу уже в третий раз, а Петр Николаевич Ермихов – впервые. Они рассказали об интереснейшем совместном проекте, над которым сейчас работают. Этот проект, приуроченный к столетию революции, призван познакомить широкую аудиторию с духовной хоровой музыкой Русского Зарубежья. В рамках проекта планируется проведение выставок с уникальными нотными изданиями, а также панихида об усопших композиторах в храме св. муч. Климента в Москве. Итогом совместного проекта будет концерт, который будет представлен публике 29 января 2018 года в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории.
Основу программы предстоящего концерта составит выступление московского мужского камерного хора «Кастальский» – ансамбля, широко известного ценителям хорового искусства как в России, так и за рубежем. По соглашению с Московской консерваторией, а также в соответствии с пожеланием руководителя хора А. М. Рудневского, большая часть программы (которая будет исполнена расширенным составом, включающим женские голоса) прозвучит под управлением П. Н. Ермихова.
Также профессор А. М. Рудневский отметил, что место проведения концерта избрано не случайно. Когда-то Рахманиновский зал Московской консерватории принадлежал Синодальному училищу хорового пения – известному духовно-музыкальному учебному заведению, закрытому большевиками в 1918 году. Труды композиторов, произведения которых включены в программу – это воплощение родства с художественными воззрениями, которые формировались в стенах Синодального училища в десятилетия, предшествовавшие 1917 году. Среди них такие великие русские композиторы эмигрировшие из России, как Александр Гречанинов (1864–1956), Александр Чесноков (1880–1941), Николай Черепнин (1873–1945), Константин Шведов (1886–1954), Борис Ледковский (1894–1975), Андрей Ильяшенко (1884–1954), Иван (Иоганн фон) Гарднер (1898–1984), Михаил Константинов (1904–1982) и другие. Не менее интересны будут произведения композиторов, которые по своему происхождению не являются русскими, но, открыв для себя богатый мир русской духовной музыки, приняли православие и стали писать близкие по духу произведения. Многие из них будут исполняться в России впервые.
После рассказа о проекте гости перешли к практической части мастер-класса. П. Н. Ермихов показал интересные распевки и постарался добиться от хора легкости звучания. Также он предложил учащимся свои лаконично сформулированные три “золотых правила” дирижера. Во-первых, дирижеру необходимо услышать то, что реально исполняет хор, какие ошибки допускает. Во-вторых, он должен четко представлять, какого звучания хочет добиться. И, в-третьих, дирижер должен найти технические средства для понятной передачи своих идей другим. Когда хор Регентской школы под управлением учащейся 3-го курса, послушницы Агрипины Хромцовой исполнил произведение А. Архангельского “К Богородице прилежно”, Петр Николаевич предложил проанализировать работу хора и дирижера по этим трем параметрам. Он указал учащейся направления дальнейшего профессионального развития и конкретные упражнения для развития дирижерского аппарата, актуальные для каждого будущего регента. Ко всеобщему сожалению, из-за ограниченности во времени Петр Николаевич Ермихов не смог поработать с хором, но пригласил студентов и преподавателей Регентской школы на предстоящий концерт.
Мастер-класс оставил ощущение радостной свежести, которое всегда бывает после общения с людьми, влюбленными в свое дело. Гости показали нам высокую планку профессионализма, интеллигентности, духовного осмысления музыки.В ходе теплой личной беседы, носящей, по словам профессора Алексея Максимовича Рудневского, “профессионально-исповедальный характер”, были подняты многие животрепещущие темы. Среди них: границы отступления от классического эталона, критерии оценки дирижерского показа, допустимость эмоциональности в богослужебных песнопениях, ответственность дирижера за свой коллектив и многие другие.
Встреча получилась необычайно насыщенной по своему содержанию. Поэтому после обеденного перерыва учащиеся снова собрались уже без гостей, чтобы осмыслить увиденное и услышанное, а также обсудить это с педагогами. Наверное, у нас не скоро получится воплотить ценные полученные советы в жизнь. Но будем надеяться, что начало положено.
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)
При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.