|
В Регентской школе при МДА прошел вечер Бортнянского04 марта 2008 г. 2 марта 2008 года в стенах Московской Духовной академии под руководством заведующего Регентской школой архимандрита Макария (Веретенникова) прошел очередной музыкальный вечер, посвященный на этот раз памяти великого русского композитора Д. С. Бортнянского (1751-1825). Проведение таких вечеров является давней традицией Регентской школы ещё со времени её существования в качестве регентского кружка при Академии. За театральным костюмированным представлением, в котором были не только исполнены самые знаменитые произведения композитора, но и разыграна вся та эпоха, в которой протекала жизнь Д.С.Бортнянского, - стоял огромный труд воспитанников и воспитанниц Регентской школы, студентов Семинарии и Академии. Перед глазами зрителей предстали и малороссийская глубинка, где в Глухове, в семье казаков родился Дмитрий Сергеевич, и Болонская Академия, где под руководством Б.Голуппи он обучался музыке, композиции, и, наконец, Санкт-Петербург, где при императорском дворе великий русский композитор служил капельмейстером, а затем был назначен и главным цензором нот, и где были написаны его величайшие произведения. Произведения Д. С. Бортнянского впитали в себя все лучшее в музыке конца XVIII – начала XIX вв. В ней отразились самые громкие события этого времени, в частности – Отечественная война 1812 года. Так появились на свет «Марш всеобщего ополчения», кантата «Певец во стане русских воинов». Будучи автором большого числа кантат и хоровых произведений, Дмитрий Сергеевич являлся также церковным композитором. Лучшими церковными концертами Д.С.Бортнянского считаются: «Гласом моим ко Господу воззвах», «Скажи ми, Господи, кончину мою», «Вскую прискорбна еси, душе моя», «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», «Коль возлюбленна селение твоя, Господи». Будучи цензором нотной печати, Бортнянский ходатайствовал перед Синодом о печатании древних напевов, записанных еще крюками. Великий композитор оставил огромное наследие, прежде всего, для церковной музыки. Несмотря на сильное влияние итальянской школы, в его духовных произведениях мы находим замечательную для конца XVIII – начала XIX вв. попытку передать молитвенное настроение православного богослужения. и смысл богослужебных текстов. Пресс-служба МДА (А. Грибов; фото: Е. Матвеев) |