28 сентября 2017 года по приглашению Регентской школы при МДА, при содействии НП "Императорское русское музыкальное общество", Московскую духовную академию посетит и выступит с лекцией "Неизвестная история античной нотной системы и христианского богослужения" известный российский музыковед, автор ряда монографий и фундаментальных исследований, переводов и статей по истории и теории античной и византийской музыки ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГЕРЦМАН.
Лекция состоится в Большом актовом зале. Начало в 16:30. Приглашаются все желающиe.
Биографическая справка.
Е.В.Герцман родился в театральной семье: отец - дирижер Одесского театра оперы и балета, мать - балерина. В 1962 году окончил фортепианный факультет Одесской государственной консерватории (класс профессора Л.Н. Гинзбург). В 1970 году окончил музыковедческое отделение Дальневосточного института искусств. В этом же году поступил в аспирантуру теоретико-композиторского отделения Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных (научный руководитель - доктор искусствоведения профессор Ю.Н. Тюлин). С 1983 года живет в Санкт-Петербурге. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию «Античное музыкальное мышление» (в ЛГИТМиК). В 1991 году защитил докторскую диссертацию «Византийское музыкознание» (на основе монографии, изданной в 1988 году). С 1991 года ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург); с 1993 года профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Вклад Е.В. Герцмана в российское музыкознание общепризнан. Он известен как автор многочисленных монографий и первых переводов на русский язык античных музыкально-теоретических источников, которые до него не были представлены в отечественной науке. Среди них: «De institutione musica» Боэция, Κατατομὴ κανόνος Псевдо-Евклида, «De Musica» Кассиодора, фрагменты из трактата ᾿Ονομαστικόν Поллукса и др.
Е.В. Герцман включает в свою исследовательскую орбиту широкий круг работ европейских ученых-византинистов, чем существенно расширяет границы отечественного гуманитарного знания. Так в исследовании «Византийское музыкознание» впервые на русском языке были изложены представления Е.В. Герцмана об основных типах нотации, теории осмогласия и хирономии, периодизации византийского церковного пения. Публикация переводов на русский язык с комментариями памятников византийской церковной музыкально-теоретической мысли, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга («Петербургский теоретикон», 1994) стала важнейшим направлением в научной деятельности ученого. Его описание почти всех певческих греческих рукописей из собраний Санкт-Петербурга (1-й том - из РНБ, 2-й том - из БАН, Библиотеки Эрмитажа и других собраний) стало первым в российской науке систематическим трудом по греческой музыкальной палеографии.
Е.В. Герцман осуществил новую публикацию трактата известного церковного деятеля XVIII века архиепископа Евгения (Булгариса), посвященного музыкальному искусству. В отличие от публикации середины XIX века в новом издании текст снабжен квалифицированным переводом и комментарием.
Хронология основных публикаций Е.В. Герцмана:
Античное музыкальное мышление. Л., 1986;
Византийское музыкознание. Л., 1988;
Петербургский теоретикон. Од., 1994;
Музыка Древней Греции и Византии. СПб., 1994;
Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995;
Музыкальная Боэциана. СПб., 1995;
Античная музыкальная педагогика. СПб., 1996;
Греческие музыкальные рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1: РНБ; 1999. Т. 2: Библиотека РАН, Архив РАН, библиотеки Университета и Эрмитажа; В поисках песнопений греческой церкви: Преосвященник Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996;
Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. М., 1996;
«Синопсис музыки», или памятник агонии musica speculativa. М., 2000;
Пропавшие столетия византийской музыки. СПб., 2001;
Парафразы Евгения Вулгариса о музыке. М., 2002;
Пифагорейское музыкознание: Начала древнеэллинской науки о музыке. СПб., 2003;
24 января 2019 г. в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского состоялась Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Музыка и христианство».
22 января под председательством ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия прошло совещание преподавателей регентского отделения.
9 декабря 2018 года в Московской духовной академии состоялся концерт из цикла «Музыка как предстояние Богу», на котором прозвучали шедевры мировой музыкальной классики.
6 декабря в Большом зале Московской духовной академии прошел вечер памяти, посвященный 10-летию со дня преставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиепископ Амвросий и гости Академии поделились своими воспоминаниями о приснопамятном Патриархе Алексии II.
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)
При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.