Статья написана на основании материалов доклада, прочитанного на конференции VI Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений «Миссия Русской Православной Церкви в условиях изменения ценностных ориентиров» (23 марта 2010 года).
26 июля 2010 г.
Прежде всего я хотел бы поблагодарить Его
Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и
Рыльского, и помощника по научной работе проректора по учебной работе КурПДС,
руководителя миссионерского отдела Курской епархии иерея Тигрия Хачатряна, а также всех
организаторов VI Всероссийских научно-образовательных
Знаменских чтений, благодаря которым я имею возможность поучаствовать в этом
замечательном форуме. Для меня особенно радостно то, что я могу выступить в
стенах духовной школы, в которой еще совсем недавно учился, и рассказать о том,
что меня сейчас волнует.
Тема, заявленная в названии, была выбрана
мной не случайно. С одной стороны, поскольку конференция проходит в духовной
семинарии, мне хотелось затронуть вопрос, который был бы связан с духовным образованием.
С другой стороны, поскольку наша секция называется «Миссия Русской Православной
Церкви в условиях изменения ценностных ориентиров», необходимо было связать ее
с миссиологией. Тема доклада, на мой взгляд, наилучшим образом отвечает как
первой, так и второй задаче.
Образование вообще, и духовное образование в
частности, играет важнейшую роль в процессе формирования ценностных ориентиров
человека. В эпоху информации именно образование оказывает определяющее
воздействие на формирование мировоззрения человека, системы его ценностей и, в
конечном счете, его личности.
Сегодня образование становится одним из
главных инструментов процесса глобализации, которая может быть определена как
унификация всех форм человеческой жизни и деятельности, что, в конечном счете,
приводит к формированию нового типа человека, свободного от национальных,
религиозных, этнокультурных и прочих особенностей. Говоря языком современного
менеджмента, это формирование нового типа работника, способного одинаково успешно
и квалифицированно исполнять свои функции в любой точке земного шара. Средством
для подготовки «общемировых» рабочих кадров является т.н. «болонская образовательная
система».
Наименование «болонская система» связано с
декларацией, подписанной 19 июня 1999 г.
в старейшем университетском городе мира – итальянской Болонье – министрами
образования 29 европейских государств. Основной целью совместного заявления
было приведение в единообразие
национальных систем образования в рамках Европы, или создание единого общеевропейского
образовательного пространства. В 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась
Россия, и многие отечественные ВУЗы на сегодняшний день уже перешли на болонскую
систему. Совсем недавно по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха
Московского и Всея Руси Кирилла инициирован процесс перехода духовного
образования на болонскую систему.
Возникает вопрос, зачем нужна очередная
реформа духовного образования? На первый взгляд может показаться, что это всего
лишь попытка добиться государственной аккредитации. Безусловно, такая цель
преследуется, однако, на мой взгляд, она не является самой главной. Святейший
Патриарх Кирилл уделяет много внимания проблемам духовного образования и состоянию
духовных школ, поэтому основной целью предстоящей реформы будет, как мне кажется, качественное
повышение уровня отечественного духовного образования, которое поможет будущим
выпускникам духовных академий и семинарий
быть «для всех… всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»
(1Кор.9:22).
Несколько слов о самой болонской системе.
Болонская система подразумевает трехуровневую систему высшего образования:
бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Бакалавриат является самодостаточным
высшим образованием первого уровня, целью которого является подготовка
квалифицированных рядовых сотрудников, (говоря языком современного менеджмента,
«менеджеров первого и второго звена»). Магистратура готовит специалистов,
способных к решению сложных узкопрофильных задач. В докторантуре соискатель
занимается написанием научной работы – докторской диссертации.
Один из главных вопросов, которые возникают
при переходе на болонскую систему образования, – это проблема соотнесения
ученых степеней в отечественной системе образования и в болонской. В первую
очередь это касается степени доктора. Значение и объем этих понятий в болонской
и отечественной системах не совпадают. В отечественной системе образования
докторская степень подразумевает многолетнюю научную работу, результатом
которой должно стать открытие и разработка нового научного направления, создание
собственной научной школы учеников и последователей и т.д. В болонской же
системе докторская степень («PhD» – Philosophy Doctor – первая ученая степень в
порядке научной послевузовской аттестации гуманитариев по болонской системе)
хотя и подразумевает научное открытие, однако не предполагает того всеобъемлющего
синтеза, который необходим для получения степени доктора наук в России. В этом
смысле докторская степень в болонской системе не может рассматриваться как
аналог ученой степени доктора наук.
Теперь об отечественном духовном образовании.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это также ученые степени и их соответствие
степеням в болонской системе, поэтому речь пойдет в первую очередь о духовной
Академии. В дореволюционный период студент Академии, обучаясь на третьем курсе,
писал курсовую работу, которая именовалась «кандидатским сочинением». Кандидатским
оно называлось потому, что по уровню данного исследования определялось,
способен ли студент к написанию более серьезной научной работы – магистерской
диссертации, которая обычно защищалась после четвертого года обучения в
Академии. Чтобы не быть голословным, в качестве примера кандидатского сочинения
я привез с собой недавно изданный труд священноисповедника Амвросия
(Полянского) «Учение о Царствии Божием по сочинению блаженного Августина «О
Граде Божием» [1]. Как видите, это достаточно небольшое сочинение объемом около
пяти авторских листов.
Если
мы попытаемся найти соответствие дореволюционным степеням кандидата и магистра
в болонской системе, то с большой долей условности кандидатское сочинение по
уровню и объему можно соотнести с магистерской работой, а дореволюционную
магистерскую – с болонской PhD. Причем лучшие магистерские работы профессоров
дореволюционных духовных Академий по своему уровню не только соответствуют
болонским докторским, но даже их превосходят. Например, магистерская
диссертация выпускника Московской и профессора Санкт-Петербургской духовной
академии Николая Никаноровича Глубоковского, по мнению его научного руководителя
известного церковного историка А.П. Лебедева, заслуживала не только
магистерской, но даже докторской степени [2]. Для того чтобы понять, какое
значение имел данный труд в конце XIX – начале XX в., достаточно будет
упомянуть, что знаменитый немецкий теолог и историк раннего христианства Адольф
фон Гарнак специально учил русский язык, чтобы ознакомиться с этой работой в
подлиннике, и называл ее «самым важным научным явлением в области современной
патристики» [3]. Докторская же диссертация Николая Никаноровича Глубоковского «Благовестие
святого апостола Павла по его происхождению и существу» объемом 299 стр., по мнению
профессора МДА М.Д. Муретова, «по содержащимся в ней предметам представляет
такую полную энциклопедию новейшей литературы, какой до сих пор не имеет ни
одна из западноевропейских литератур» [4].
В дальнейшем диссертация переросла в монументальный трехтомный труд, общий объем которого превышает две тысячи
страниц [5]. Это непревзойденное по своей полноте исследование богословия апостола
Павла не утратило своего значения до сих пор.
Переходя к отечественному духовному
образованию в советский период, следует констатировать общее падение его
уровня, которое было обусловлено в первую очередь объективными историческими
причинами. Русская богословская наука в этот период была лишена возможности
нормально развиваться, и отечественным богословам XX ст. не удалось в полной мере продолжить великое дело своих
предшественников из столетия XIX-го.
Так, упомянутая выше фундаментальная докторская диссертация проф. Н.Н.
Глубоковского могла и должна была дать начало целому новому направлению в
отечественной библейской науке, и в частности, в отечественном исследовании
богословия апостола Павла. Однако, к сожалению, этого не произошло…
Среди прочих причин понижения общего уровня
богословского образования в России в советский период особо хотелось бы
отметить неправомерное переименование выше упомянутого кандидатского сочинения
в кандидатскую диссертацию. Называть кандидатские сочинения диссертациями в
духовных Академиях стали с середины 70-х гг. XX ст., между тем как эти работы по своему уровню не соответствовали
требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям в светских ВУЗах. Соответственно,
понизился уровень магистерских и докторских работ.
Нынешняя система духовного образования,
которую мы имеем после реформы 90-х годов, ориентирована прежде всего на
существующую отечественную светскую систему образования. Послереформенная
духовная семинария по своему статусу соответствует высшему светскому учебному
заведению, а Академия является обучающей аспирантурой, в период обучения в
которой студент занимается написанием научной работы – кандидатской
диссертации. Нынешние кандидатские диссертации выпускников МДА, по мнению членов
Ученого совета Академии, в который входит несколько докторов философских,
филологических и др. наук, не уступают светских кандидатским диссертациям по
гуманитарным дисциплинам и по своему уровню приближаются к требованиям,
предъявляемым к диссертациям на соискание степени Philosophy Doctor на Западе. Повышению уровня диссертаций,
защищаемых сегодня в Московской духовной академии, способствовало приведение
требований к диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия в
соответствие с требованиями к диссертации на соискание степени кандидата наук,
а также введение таких научно-аттестационных процедур, как предзащита на
кафедре, публикация автореферата и апробационных статей, обязательная
независимая внешняя рецензия, открытая защита с тайным голосованием и т.п.
После краткого обзора болонской и
отечественной духовной и светской систем образования настало время перейти к
главной части доклада, в которой на примере Московской духовной академии я
постараюсь показать, каким должен быть переход с ныне существующей системы
духовного образования на болонскую.
Прежде
всего необходимо определиться с соответствием уровней обучения. Бакалавриат в
рамках системы духовного образования должен быть высшим образованием первого
уровня, целью которого является подготовка рядовых богословски образованных
кадров и священнослужителей. При переходе духовного образования на болонскую
систему бакалавриат будет соответствовать традиционному курсу духовной
семинарии и давать базовую богословскую подготовку, необходимую для пастырского
служения или продолжения образования на следующей ступени. Здесь возникает
закономерный вопрос: продолжительность обучения в нынешней духовной семинарии –
5 лет, в то время как на обучение на первой ступени по болонской системе отводится
не более 4-х. Решить эту проблему можно с помощью выделения дисциплин,
непосредственно необходимых для осуществления практического пастырского
служения (напр., практическое руководство для пастырей, пастырское богословие и
т.д.), в отдельный блок, который будет изучаться на пятом курсе духовной
семинарии в рамках пастырского специалитета. Именно таким образом
осуществляется обучение в Смоленской духовной семинарии, которая одной из первых
начала переход на болонскую систему и ведет активную работу по получению
государственной аккредитации в рамках образовательного стандарта «Теология». При
этом подразумевается, что в будущем те выпускники, которые пожелают продолжить
свое богословское образование, после четырехлетнего бакалавриата смогут поступать
в магистратуру, минуя пастырский специалитет. Для этого им необходимо будет
сдать экзамены, аналогичные тем, которые сегодня сдаются при поступлении в Академию.
Узкая специализация, подразумеваемая
магистратурой, на сегодняшний день уже осуществляется в Московской духовной академии
в рамках обучения студентов на четырех отделениях: богословском, библейском,
церковно-историческом и церковно-практическом. Написание диссертации, для
которого согласно болонской системе отводится несколько лет в докторантуре, на
сегодняшний день также осуществляется в период обучения в Академии. Обучающиеся
в Академии студенты вынуждены совмещать написание диссертаций с изучением широкого
спектра специальных дисциплин, в результате чего многие соискатели по объективным
причинам не успевают за отведенные на обучение в Академии три года закончить кандидатские
диссертации. Таким образом, нынешняя духовная Академия совмещает в себе функции
как магистратуры, так и докторантуры по болонской системе. При переходе на болонскую
систему представляется необходимым отделить в составе духовной Академии магистратуру от докторантуры, что
может способствовать решению целого ряда проблем. Курс обучения в магистратуре
уже не будет растянут на три года, как в нынешней духовной Академии, когда
начиная со второго курса на лекционные занятия отводится три дня в неделю
(оставшиеся три дня студент должен использовать для написания диссертации), а
сократится до двух лет с ежедневными занятиями и обязательным для всех
написанием итоговой квалификационной работы – магистерской диссертации.
Наиболее способные выпускники магистратуры
смогут продолжить научную деятельность в докторантуре, в которой благодаря
отделению магистерской ступени от докторской они будут иметь возможность в
течение нескольких лет (предположительно 2-х) спокойно работать над
диссертацией, не будучи связаны необходимостью посещать лекции и т.п. Вместе с тем, хотя в докторантуре фактически
уже не будет обучения, представляется возможным проводить здесь регулярные
семинары, на которых ведущие преподаватели совместно с докторантами занимались
бы рассмотрением важных тем богословия, библеистики, церковной истории и т.п.,
в зависимости от специализации. В случае, если обучение в докторантуре будет
организовано таким образом, можно ожидать, что за несколько лет, свободных от
лекционной и прочей учебной нагрузки, докторант вполне сможет написать работу,
которая не только по своему уровню, но и по объему будет соответствовать западной
PhD.
Наконец, абсолютно необходимо сохранить
степень доктора богословия в ее традиционном для отечественной богословской
науки понимании. Для этого
представляется перспективным воспользоваться практикой докторантур при
отечественных ВУЗах. Докторантура в советской и нынешней отечественной системе
образования подразумевает, прежде всего, освобождение преподавателя – кандидата
наук – от части учебной нагрузки для написания докторской диссертации (ставка
при этом сохраняется). Таким образом можно будет создать необходимые условия
для написания докторских диссертаций, которые по своему уровню не будут
уступать как отечественным светским докторским, так и дореволюционным диссертациям
на соискание степени доктора богословия, или «Doctor of Divinity» в некоторых западных образовательных системах.
Проведенная таким образом реформа не только
позволит значительно повысить общий уровень отечественного духовного
образования, без которого невозможна плодотворная миссионерская деятельность,
но и в перспективе должна будет привести к формированию нового поколения
отечественных богословов, которые будут вести равный диалог как с отечественными
светскими учеными, так и со своими коллегами из-за рубежа.
[1] Амвросий (Полянский), священноисп.
Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием. –
Тверь: «Булат», 2003. – 94 с.
[2] Глубоковский
Н.Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная
деятельность. – М., 1890. Т. 1 – 2.
[3] Цит.
по: Юревич Д., свящ. Профессор Н.Н.
Глубоковский как экзегет Священного
Писания. // Глубоковский Н.Н. Лекции
по Священному Писанию Нового Завета. – Т.1. – М.: Кафедра Библеистики МДА;
Изд-во Свято-Владимирского братства, 2006. – С. 16.
[4] Цит.
по: Юревич Д., свящ. Профессор Н.Н.
Глубоковский: библеист, опередивший время. – URL: http://www.sinai.spb.ru/cor/glubok/glubokovsky140.html#sdfootnote3anc.
[5] Cм.: Глубоковский Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его
происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение.
Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и
иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. – СПб., 1905
– 983 с. (Эл. вариант: http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/glubokovsky-kerigma-1.djvu).
Кн. 2: «Евангелие» св. апостола Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право.
Заключение. – СПб., 1910. – 1314 с. (Эл.
вариант: http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/glubokovsky-kerigma-2.djvu).
Кн. 3: Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в
исследовании о нем. Дополнения и указатель содержания первых двух книг. – СПб., 1912. – 82 с. (Эл. вариант: http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/glubokovsky-kerigma-3.djvu).