АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Константин Ефимович Скурат. Новые исповедники Святой Руси о вечном

Новая книга доктора Церковной истории Константина Ефимовича Скурата, заслуженного профессора Московской духовной академии, почетного члена Минской духовной академии, почетного профессора Ярославской духовной семинарии, посвящена трем великим подвижникам Русской Церкви двадцатого века — святителю Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому, святителю Макарию (Невскому), митрополиту Московскому и Коломенскому, и епископу Можайскому Стефану (Никитину). Их письма — это живое свидетельство Истины и отеческий призыв следовать Правде Господней.
Предисловие

Чудна дела Твоя, Господи (Пс. 138, 14) — так еще за одиннадцать столетий до Рождества Христова воспел ветхозаветный Псалмопевец величие Всеблагого и Всемогущего Триединого Бога — Его Творение и Промысл. Видим это во всей красе, во всем великолепии окружающего нас мира, в нашей собственной жизни... Оглядываясь назад, я вижу, как Господь вразумил меня в расцвете моих сил заняться изучением творений славного святого отца Церкви четвертого века Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (см.: К. Е. Скурат. Наставления великих Учителей Церкви. Том II. Троицкий собор, Яхрома, 2008. С. 11-370)[1].

А сегодня — в последний час земного пути — мне подается благословение на новый труд — и какой? Представить содержание писем канонизированного на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году нашего современника, носившего то же святое имя, что и Александрийский иерарх. Два светлых Афанасия в моей жизни: один — в дни мужества, второй — на закате!!!

Хочу отметить, что я, хотя и писал что-то всю трудовую жизнь, но никогда не занимался специальными поисками тематики для работы — темы приходили одна за другой следом. Не успевал закончить одно — уже назревало другое... Поистине, «возьмись за дело, а оно возьмется за тебя еще лучше!»

Так было и сейчас.

Семнадцатого декабря 2010 года заведующий библиотекой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Анастасий (Казмирчук) подарил мне «Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова)» (2 июля — ст. ст. — 1887 г. — 28 октября — н. ст. — 1962 г.) и сказал: «Теперь есть благословение вам потрудиться над изучением писем святителя». Я с благодарностью принял ценный дар и попросил у отца Анастасия святых молитв перед преподобным Сергием Радонежским и святителем Афанасием об их Небесной помощи, при этом заметил, что родители моей жены Марии — Константин Константинович Апушкин († 1965) и Елена Владимировна Апушкина († 1999 г.) — хорошо знали владыку Афанасия, и что я тоже был с ним знаком — однажды вместе с женой встретился с ним в святой Лавре и имел беседу. Эта беседа была краткой, но запомнилась на всю жизнь. До сих пор мы оба сожалеем, что поторопились уйти на какое-то, не помним, мероприятие, проводимое в Московской Духовной Академии. Мы, увы! — не подумали, что эта встреча первая и может стать последней, что и случилось...

Святитель Афанасий был велик своей твердой верой в Бога, несомненной надеждой на Него и примерной любовью к Нему, ко всему святому. Потому и его наставления, размышления захватывают своим живым свидетельством радости о Господе при любых обстоятельствах — даже среди беспросветной тьмы лихих дней, вернее — десятилетий. Его жизненный путь особый — трудный-претрудный. Он описан свидетелями, современниками (см. в конце список: «Источники и литература») — повторять я не буду. Немало сообщает о себе и сам святитель. Эти сообщения, по мере необходимости, будут мной представляться. А сейчас приведу лишь обобщающие его слова.

В 1954 году: «О себе скажу только то, что в июне сего года я справил тридцать три года архиерейства, из них я только меньше трех лет был на церковном делании и столько же был в разных местах не у дел. Остальное время — узы и изгнания. Но, Богу помогающему и за молитвы молящихся обо мне, не унываю и искренне глаголю: «Слава Богу чрез (за) все — 1:181[2]. А год спустя святитель более точно подытоживает: «В Петушках с 24 октября 1955 г. 27 июня (ст. ст.) 1954 года исполнилось тридцать три года архиерейства. За это время на епархиальном служении два года, девять месяцев, два дня. На свободе, но не у дел два года, восемь месяцев, два дня. В изгнании шесть лет, семь месяцев, двадцать четыре дня. В узах и горьких работах двадцать один год, одиннадцать месяцев, двенадцать дней. Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовью, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые два года четыре месяца мне было прислано семьдесят две посылки (в среднем около тридцати в год), то в последний 1954 год их было уже двести. Да не оставит Господь Своею милостию моих благодетелей. Верю: изречет Он им во оный день: Приидите, благословенный... В темнице был Я и вы посетили Меня... своею любовию, своими заботами и попечением» (5:93).

Кончина и погребение нового Российского исповедника описаны мной со слов Е. В. Апушкиной (см.: К. Е. Скурат. Святость Руси. Том IV. Троицкий собор, Яхрома, 2011. С. 643 — 645).

Для меня дорог святитель Афанасий уже потому, что он был близок к любимой всеми нами святой Лавре: во Святом Крещении наречен именем преподобного Сергия, окончил Московскую духовную академию (мы называем ее по родному: «Большой кельей богоносного Радонежского чудотворца»), здесь же пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха... Находясь в изгнании, преследовании, угнетении, он продолжает считать «себя послушником обители... нашего общего аввы» (1:51); еще не получив освобождения от уз, а тем паче реабилитации, просит в 1951 году Святейшего Патриарха Алексия I: примите «меня на покой в число братии Троице-Сергиевой Лавры, где я мог бы работать в любимой и более или менее известной мне области богослужения и богослужебных книг под вашим наблюдением и руководством» (1:4). Или немного позже, уже на свободе: «... мое сердечное желание принять участие в богослужении в родной мне Лавре... Прошу вас только сделать распоряжение, чтобы было сообщено отцу наместнику о вашем соизволении на мое служение в Лавре» (1:9)[3]. Все время претрудного пути «Христов исповедник и праведник» (из «кондака») своим бессмертным духом тянулся к святой Лавре и невидимо для других, но реально для себя, пребывал в ней! (см. о сем в отдельном параграфе).

Эту близость святителя к великой обители подчеркнул и ее наместник, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков). Так, когда преподнесли ему вскоре после кончины приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля, †2009), — также дорогого нам и регента, и профессора, — из его духовного собрания портрет исповедника со словами: «Это владыке-наместнику», Его Высокопреосвященство ответил: «Это не наместнику, это в келью наместника!» Может быть, владыка-наместник в эту минуту услышал тихое слово святого, обращенное через его предшественника (архимандрита Федорита Воробьева, † 1973 г.) и к нему и к славным сослужителям: «Потрудитесь передать мой сердечный привет отцу наместнику... и благословение отцам Тихону (Агрикову, † 2000 г.) и Кириллу (Павлову)... Да хранит Вас Господь... Призываю на Вас Божие благословение... Да хранит всех вас Господь и да благословит...» (1:169, 170).

 

Метод к моему данному труду подсказывает сам святитель. Обращаясь к духовному писателю Сергею Иосифовичу Фу-делю (| 1977), он делает замечания к книге писателя «Путь отцов» (опубл. М.: Сретенский монастырь, 1997). Отметив ее достоинства, он тут же заявляет: «Ваша книга — прекрасная мозаика из отеческих писаний. Но очень жаль, что Вы совсем не делаете цитат. Указания только имен отцов, из писаний которых Вы собираете или выбираете камешки для Вашей мозаики, — не всякого удовлетворят. Иной захотел бы сам в творениях того или иного отца прочитать то место, которое Вы приводите, а Вы не даете на этот счет точного указания» (1:432). Следуя доброму совету Святителя, больше буду уделять внимания передаче его слов с соответствующими — точными ссылками на источники.

Приступаю к труду, берусь за дело со страхом и трепетом — идет девятый десяток моего земного странствования; уже за пределами Библейского возраста (см.: Пс. 89, 10). — С января 2011 года здоровье мое заметно стало слабеть, силы убывать — и мы летим (Пс. 89, 10)... Как же верно, истинно — богодухновенно возвестил Псалмопевец срок нашего бытия в этом мире! Но я помню, что святитель Афанасий постоянно звал — верю и зовет — всегда, везде, во всем надеяться на милость Божию и трудиться.

Святителю отче Афанасие! Укрепи меня своими святыми молитвами, чтобы я смог сделать все, что послужило бы к духовной пользе, ко спасению, помогло бы непостыдно, мирно перейти в Вечность!

 


[1] Написан труд в 1970 г.

[2] Первая цифра, стоящая перед двоеточием, указывает на порядковый номер источника в разделе «Источники и литература» (см. в конце монографии), а цифра после двоеточия — на страницу. Так будет и дальше.

[3] Орфография и пунктуация сохраняются без существенных изменений. Но обращения к адресату (вы, вам...), если адресат не назван по имени, в данной монографии пишется с малой буквы. Допускаются подобные расхождения и в других случаях — например, у святителя Афанасия слово «богослужение» пишется с прописной буквы, здесь же — с заглавной («Богослужение»)...

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.