АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

История античной эстетики. Кн. 2

2000 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 87.8
688 стр.
ISBN:
966-03-0944-9 (ФОЛИО)
5-17-003187-4 (ООО «Изд-во ACT»)
Издание является второй книгой заключительного, восьмого тома ка­питального труда выдающегося философа А. Ф. Лосева по истории антич­ной эстетики. В ней выявляется особый тип эстетического мышления клас­сической и поздней античности. Автор демонстрирует в потоке истории движение таких эстетических категорий и принципов, как единое, число, ум, душа, материя, идея и т. д. Особо представлено учение о структурных элементах сознания в природе, искусстве и человеке, раскрывается взаимо­действие космоса, хаоса и судьбы, понимание жизни как драматической игры и мифа.

Оглавление:

Часть седьмая

СТРУКТУРНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

I. Что такое структурно-дифференциальная терминология

§ 1. Основа

§ 2. Состав гармоний

§ 3. Общее разделение структурно-дифференциальной терминологии

II. Гармония (harmonia) в целом, или гармония как принцип

§ 1. Доклассическое представление

§ 2. Ранняя и средняя классика

§ 3. Высокая и зрелая классика

§ 4. Поздняя классика

§ 5. Послеклассическое представление

III. Подражание (mimesis)

§ 1. Основная установка

§ 2. Классическое представление

§ 3. Послеклассическое представление

§ 4. Заключение

IV.  Очищение (catharsis)

§ 1. Классическое представление

§ 2. Послеклассическое представление

V.  Синтетически-структуральная терминология

§ 1. Элементарно-конструктивная терминология

§ 2. Зрелая классика (Платон)

§ 3. То же. Поздняя классика (Аристотель)

§ 4. То же. Эллинизм

§ 5. Композиционно-конструктивная терминология. Симметрия

§ 6. То же. Пропорция

§ 7. То же. Ритм

VI. Завершительная синтетически-конститутивная терминология

§ 1. Пифагорейское учение о музыкальной гармонии как обобщенная совокупность   всей синтетически-структуральной   терминологии античности

§ 2. Совершенство

VII. Итог структурно-дифференциальной терминологии

§ 1. Сводка предыдущих подразделений

§ 2. Смысл предлагаемой сводки и переход к дальнейшему

Часть      восьмая

СУБСТАНЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

 Вступление

§ 1. Принцип

§ 2. Развитие принципа

§ 3. Понятие Софии

II. Примат выражаемой предметности, или учение об элементах

§ 1. Античная специфика

§ 2. Доплатоновская семантика термина (общая характеристика)

§ 3. Отдельные элементы

§ 4. Платон и Аристотель

§ 5. Эллинизм. Стоики и Плотин

§ 6. То же. Прокл

§ 7. Античный эфир и общеэстетическая природа античного элемента

ΙΙΙ. Примат выражающего осмысления, или софийная терминология вне термина «софия»

§ 1. Софийно-понятийные термины

§ 2. Софийно-процессуальные термины

IV. Термин «софия»

§ 1. Общее значение термина

§ 2. Ранняя и средняя классика

§ 3. Зрелая и поздняя классика

§ 4. Эллинизм

§ 5. План дальнейшего исследования

V.  Природа

§ 1. Обзор главнейших общеантичных пониманий

§ 2. Доклассическое представление (Гомер и Гесиод)

§ 3. Ранняя и средняя классика

§ 4. Зрелая и поздняя классика

§ 5. Эллинизм

§ 6. Заключение

VI.  Искусство

§ 1. Доклассическое представление (Гомер и Гесиод)

§ 2. Ранняя и средняя классика

§ 3. Зрелая классика

§ 4. Поздняя классика

§ 5. Эллинизм. Стоики

§ 6. То же. Неоплатонизм

VII. Человек

§ 1. Доклассический человек

§ 2. Классический человек (до Платона)

§ 3. Платон

§ 4. Аристотель

§ 5. Послеклассический человек

§ 6. О так называемых добродетелях

§ 7. Некоторые отдельные человеческие способности

§ 4. Поздняя классика

§ 5. Эллинизм. Стоики

§ 6. То же. Неоплатонизм

VII. Человек

§ 1. Доклассический человек

§ 2. Классический человек (до Платона)

§ 3. Платон

§ 4. Аристотель

§ 5. Послеклассический человек

§ 6. О так называемых добродетелях

§ 7. Некоторые отдельные человеческие способности

VIII. Космос, хаос и судьба

§ 1. Доклассическое представление

§ 2. Ранняя классика

§ 3. Зрелая классика

§ 4. Поздняя классика

§ 5. Эллинизм

§6. Хаос

§ 7. Судьба

IX.  Миф

§ 1. Вступительное замечание

§ 2. Эстетика хтонизма

§ 3. Эстетика героизма

§ 4. Красота как материальная субстанция

§ 5. Краткие историко-текстовые сведения

§ 6. Платон

§ 7. Философия мифа в специфическом смысле слова. Общая картина

§ 8. Систематические выводы из этой картины

X.  Термин «красота»

§ 1. Специально о термине «красота» (до эллинизма)

§ 2. Эллинизм

XI. Терминологическое окружение

§ 1. Синонимика

§ 2. Модификации

§ 3. То же. Калокагатия

§ 4. То же. Трагическое

§ 5. То же. Ирония

§ 6. То же. Риторика

§ 7. Семиотика. Термин «символ»

Часть      девятая

ОБОБЩЕННО-ЗАВЕРШИТЕЛЬНАЯ КАРТИНА АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ

I. Обзор текстов

II. Выводы

§ I. Вещь

§ 2. Живая вещь

§ 3. Структура живой души

§ 4. Красота структуры живой вещи

III. Значение термина «soma» («тело», «человек», «личность») в связи с театральным представлением космоса

§ 1. До трагиков и прозаиков включительно

§ 2. Платон и его эпоха

§ 3. Эллинизм

§ 4. Общий вывод

Дополнительная библиография

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.