АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

История лингвистических учений: Учебное пособие для студентов

Автор: В. Э. Будейко
2006 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 81г.я73
УДК: 800 (091(075.8))
300 стр.
ISBN: 5-9772-0013-7
Данная книга посвящена истории возникновения, формирования и развития принятых обществом лингвистических идей в государствах Старого и Нового Света, где языковедческая традиция сложилась на основе древнегреческих и позднее древнеримских философских, грамматических и логических учений. В книге особое внимание обращено на становление и развитие языкознания в восточных и западных культурах, которое шло, конечно же, своими путями, вбирая соответственно свои языковые и культурные особенности; хотя много общего в истории языкознания разных культур определяется внутренней логи¬кой собственно науки как одной из форм общественного сознания. Это учебное пособие с успехом может быть использовано студентами-лингвистами, филологами, работающими над языковедческими источниками, пишущими рефераты, курсовые и дипломные работы, готовящимися к семинарам и экзаменам по "Истории лингвистических учений" или "Истории языкознания".

Оглавление:

I.1 История лингвистических учении как важнейшая составляющая общего языкознания

I.2. Условия возникновения науки о языке

I.3 История языкознания как развитие лингвистической теории, методологии и методики лингвистического анализа

II   ФИЛОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ И ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

II.1. Веды и грамматика Панини

II 2. Древнегреческая философия и споры о природе названия

II.З. Вопросы языкознания в логике и поэтике Аристотеля

II.4. Вопросы грамматики в учении стоиков. Александрийские и пергамские грамматики

II.5. Учение Платона о языке и языковом знаке

II.6. Софисты и наука о языке

III.   ЯЗЫКОЗНАНИЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

III. 1. Вопросы изучения языка в раннем Средневековье

 III.2. Изучение языка в позднем Средневековье

III.3. Языкознание эпохи Ренессанса

Приложение. Из работы К.Г.Юнга «Психологические типы»

III.4.   Арабское языкознание в Средние века

 III.5.   Еврейское языкознание в Средние века

IV.   ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

IV. 1. Задачи изучения языка в Новое время

IV.2. Попытки создания Всеобщей универсальной грамматики

IV.З. Возникновение Академий, создание нормативных грамматик и словарей

V.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

V.1. Сравнительно-историческое языкознание как принципиально новый шаг в форми­ровании нововременного (научного) языкознания

V.2. Этапы становления и развития сравнительно-исторического языкознания

V. З. Основные тенденции современной компаративистики

VI.   СЛАВЯНСКОЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

VI. 1. Сравнительно-исторические исследования А.Х. Востокова

VI. 2. Вклад российских компаративистов в мировое языкознание

VI. 3. Современная отечественная компаративистика

VI.4. Сущность ностратической теории

VП.  НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ XIX ВЕКА

VII. 1. Сущность психологического направления в языкознании

VII.2. Философия языка В. Гумбольдта

VІІ.З. Младограмматизм

Приложение. Некоторые мысли из работ В. фон Гумбольдта

VIII.   ПОСЛЕДОВАТЕЛИ В.ГУМБОЛЬДТА В РОССИИ, ЕВРОПЕ И США

VПІ. I. Гумбольдтианство в России и Европе

VІІІ.2. Неогумбольдтианство в Европе

VІІІ.З. Неогумбольдтианство в США

IX.   ИСТОРИЯ ЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

IX. 1. Логическое направление Нового времени

IХ.2. Логическое направление в языкознании XIX века

IX.3. Логическое направление в языкознании новейшего времени

X.   ЯЗЫКОЗНАНИЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Х.1. Социологические направления в языкознании конца XIX века

Х.2. Языкознание конца XIX - начала XX века. Казанская и Московская лингвистические школы

Х.З. Основные концепции Казанской лингвистической школы

Х.3.1. Статика и динамика в языке

Х.З.2. Теория альтернаций

Х.3.3. Казанская лингвистическая школа о классификации лингвистических дисциплин

XI.   МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

XI.1. Диахронический аспект изучения языка

ХІ.2. Учение о форме слова

XI.3. Учение о словосочетании и предложении

XII.   ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Ф. ДЕ СОССЮРА. ЖЕНЕВСКАЯ И ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА

XII.1. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

XII.2. Женевская школа

XII.3.  Парижская школа

XIII.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРУКТУРАЛИЗМА. ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК. ТЕОРИИ И МЕТОДЫ

XIII.1. Система и функции языка

ХІІІ.2. Фонологическая теория

ХІІІ.З. Грамматические теории

ХІII.4. Учение о функциональных стилях и литературном языке

Приложение. Тезисы Пражского лингвистического кружка

XIV.ДАТСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ГЛОССЕМАТИКА Л.ЕЛЬМСЛЕВА

ХIV.1  Основные категории глоссематики

XIV.2.  Фигуры и функции

ХІV.З.   Метод описания

XV.  АМЕРИКАНСКАЯ ЛИНГВИСТИКА XX ВЕКА.

XV.1.    Американское языкознание и дескриптивизм

ХV.2. Дистрибутивный анализ

ХV.З.  Анализ по НС

ХV.4. Трансформационный анализ и генеративная лингвистика

XVI   ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М .М.БАХТИНА

XVI.1.  М.М. Бахтин и философия языка новейшего времени

ХVІ.2.  Методологический порядок изучения языка

ХVІ.З.  Предложения по созданию единой теории речевых жанров

ХVІ.4.  Идеи М.М. Бахтина в современном языкознании

XVII.   СОВЕТСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

XVII. 1. Задачи языкового строительства

XVII.2. Революционность советского языкознания и его основные формы. Типологическая концепция И.И. Мещанинова

XVII.3. Л.В. Щерба. Теория эксперимента в лингвистике. Классификация видов речевой деятельности

ХVІІ.4. В.В. Виноградов. Грамматическое учение о слове. Синтаксические теории. Стилистические теории

XVIII.5. "Новое учение о языке" Н.Я. Марра

ХVIII.   ЯЗЫКОЗНАНИЕ КОНЦА XX ВЕКА. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

XVIII. I. Появление новых лингвистических дисциплин

ХVІІІ.2. Место языкознания в структуре современного научного знания

ХVІІІ.З. Установочно-познавательные принципы новейшей лингвистики

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.