АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Нравственное действие христианина

Автор: Ливио Меллина
2007 г.
Книга в библиотеке МДА
336 стр.
ISBN: 5-94270-049-4
Ливио Меллина, Теодор Герр, Игнасио Карраско де Паула, Альберто Бонанди, Карло Брешиани под общим руководством Ливио Меллина.
Пер. с итальянского — Г. Вдовина, научный редактор — Е. Гейнрихс.

Оглавление:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ОТ НОРМЫ К НОРМАМ: ВВЕДЕНИЕ В НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ (Ливио Мелина)

 

Предисловие

Глава первая

Мораль предписаний или мораль добродетелей?

I. Вопрос систематики: исторический обзор

1.1  Этика добродетелей у св. Фомы Аквинского

1.2 Этика предписаний в дидактической литературе Нового времени

1.3 Учебник альфосианского типа

1.4 Схема заповедей и схема добродетелей

1.5 В поисках новой формы

II. Методологический вопрос: современная дискуссия

2.1  Недостижимость конкретного посредством всеобщих норм

2.2 Принципиализм

2.3 Возрождение казуистики

2.4 Этика добродетелей

III. Обобщение предложений, выдвинутых в ходе дискуссии, и варианты систематизации

3.1 Христоцентричная антропология

3.2 Персонализм и естественный закон

3.3 Динамика отношений

3.4 Добродетели и предписания

Глава вторая

Фундаментальные методологические вопросы

I. Богословская герменевтика:

От фундаментальной христологической нормы к специфическим нравственным нормам

1.1  Повествовательная христология

1.2 Богословское измерение христологии

1.3 Христоцентричная антропология

II. Рациональная герменевтика: от фундаментальной нормы к специфическим нормам

2.1  «Блага для личности»

2.2 «Благо личности»

2.3 Отношение между «благом личности» и «благами для личности»

2.4 «Блага для личности» и нравственные нормы

2.5 Нравственное благо в христологическом контексте

III. От универсальной и специфической нормы — к конкретному действию

3.1  Ограниченность науки этики перед лицом конкретного действования и необходимости благоразумности

3.2 Понятие «приложения»

3.3 Польза казуистики и ее ограниченность

3.4. Христианская благоразумность

Глава третья

Частные методологические вопросы

I. Священное Писание и оригинальность христианской специальной этики

1.1 Необходимость герменевтического подхода

1.2 Нравственные нормы, обладающие непреходящим значением

1.3. Субъект герменевтического начинания

II. Вклад позитивных наук в нормативную этику

2.1  Познание позитивных наук

2.2 Познание нормативной этики

2.3 Элементы, способствующие установлению отношения взаимодополнительности между позитивными науками и нормативной этикой

III. Обращение к опыту в рамках специальной этики

3.1 Множественность значений термина «опыт»

3.1.1  Опыт как непосредственное и личностное познание

3.1.2 Опыт как требование индуктивного метода

3.1.3 Квалифицированный нравственный опыт

Библиография

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИР (Теодор Герр)

 

Глава первая

Понятие справедливости и мира

I. Справедливость как предпосылка мира

II. Необходимость изменений в поведении и в сознании

III. Понятие мира и утопия

IV. Справедливость как процесс

Глава вторая

Библейская весть о справедливости и мире

I. Мир в Ветхом Завете

III. Мир посредством примирения

Глава третья

Мир и права человека

I. Мир, справедливость, права человека

II. Идея прав человека и ее история

III. Церковь и права человека

Глава четвертая

Государство как институция мира

I. Общественное благо и баланс интересов

II. Правовая система

III.  Социальная стабильность и собственность

IV. Государственная власть

V. Нагорная проповедь и отказ от насилия

VI. Исключительное право государства на применение насилия

VII. Границы государственной власти

Глава пятая Мир и война

I. Право государства на ведение войны

II. Отказ от насилия

III. Доктрина справедливой войны

IV. Запрещение оружия массового уничтожения

V.  Стратегия ядерного запугивания

VI. Военная служба и альтернативная служба

Глава шестая

Мир как результат развития

I. Глобальный вызов

И. Ответственность Церкви

III. Павел VI: Populorum progressio

IV. Иоанн Павел И: Sollicitudo rei socialis

V. Расовая дискриминация и апартеид

VI. Национальные меньшинства

VII. Неоколониализм

VIII. Новый мировой экономический порядок

IX. Проблема внешнего долга

X. Защита окружающей с реды

Глава седьмая

Необходимость международной властной инстанции

I. Совместность развития народов. Процесс глобализации

И. Позитивная оценка со стороны Церкви

III. Основные причины необходимости учреждения мировой властной инстанции

Библиография

I. Источники и документы Учительства Церкви

II. Трактаты

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

БИОЭТИКА. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

И ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Игнасио Карраско де Паула)

 

Глава первая

Биоэтика и нравственная теология

I. Богословский подход к жизни и целостности личности

И. Диалог между теологией и медициной

III. Биоэтика: ее происхождение и понятие

IV. Связь и различие между биоэтикой и нравственной теологией

 

Глава вторая

Основные понятия

I. Природа жизни

1.1 Телесная жизнь. Тело

1.2 Взаимоотношение между жизнью, телом и душой человека

II. Личностное измерение человеческой жизни

III. Нравственное измерение человеческой жизни

IV. Достоинство жизни и ценность личности

Глава третья Богословские основания

I. Урок Ветхого Завета

1.1  Целостное видение

1.2 Сотворение человека

1.3 Первое убийство и его нравственные следствия

1.4 «Не убий»

II. Призвание к жизни, данное во Христе

Глава четвертая Нормативные принципы

I. Общий принцип биоэтики

И. Святость человеческой жизни

2.1. Формулировка принципа

2.2. Анализ содержания

III. Неприкосновенность невинной человеческой жизни

3.1. Формулировка принципа

3.2. Прямое намерение, или преднамеренность

3.3. Невинное человеческое существо

3.4. Анализ содержания

IV. Право на жизнь

4.1. Формулировка принципа

4.2. Анализ содержания

Глава пятая

Защита зарождающейся жизни

I. Начало человеческой жизни

1.1  Зародыш человека и христианская традиция

1.2 Сегодняшняя дискуссия

1.3 Позиция Учительства относительно статуса эмбриона

И. Вопросы, связанные с внутриутробным периодом существования человека

2.1. Пренатальная диагностика

2.2. Экспериментирование с плодами и зародышами

Глава шестая

Аборт

I. Природа аборта и нравственное суждение

И. Частные аспекты

2.1  Различение прямого и косвенного аборта

2.2 Медицинский аборт

2.3 Внематочная беременность

2.4 Эмбриональная редукция

Глава седьмая

Забота о жизни и здоровье

I. Забота о здоровье

1.1  Профилактика

1.2 Лечение

1.3 Применение анальгетиков в случае смертельной болезни

II. Целостность тела

2.1  Фармакологические испытания на людях

2.2 Трансплантация

Глава восьмая

Защита человеческой жизни

I. Ненависть к жизни и любовь к врагам

1.1 Прегрешения против жизни

1.2 Любовь к врагам

II. Защита жизни

2.1. Законность защиты жизни

2.2 Условия и границы насильственного оборонительного действия

Глава девятая

Принятие смерти

I. Констатация смерти

1.1  Определение и диагноз смерти

1.2 Смерть мозга, глубокая кома, вегетативное состояние

II. Достоинство смерти

III. Бунт против смерти

3.1  Эвтаназия и помощь при самоубийстве

3.2 Врачебная жестокость

Библиография

I. Общие работы

a) Документы Учительства

b) Словари

c) Теологические работы

d) Работы по биоэтике

Глава 1: Биоэтика и нравственная теология

Глава 2: Основные понятия

Глава 3: Богословские основания

Глава 4: Нормативные принципы

Глава 5: Защита зарождающейся жизни

Глава 6: Аборт

Глава 7: Забота о жизни и здоровье

Глава 8: Защита человеческой жизни

Глава 9: Принятие смерти

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

(Альберто Бонанди)

 

Глава первая

Вызов

I. Наука бьет тревогу

И. Кризис современной цивилизации развития

III. Урок восточной мистики

Глава вторая

Фундаментальная трактовка темы экологической этики

I. Природа

II. Символический смысл понятия жизни

III. Окружающая среда и экологическая этика

Глава третья

Богословская трактовка темы экологической этики

I. Некоторые гипотезы

II. «Theatrum gloriae Dei»

III. Земля, труд, культура

IV.  Евхаристический подход

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

СЕКСУАЛЬНОСТЬ, БРАК, СЕМЬЯ

(Карло Брешиани)

 

Введение

I. Сексуальность, науки о человеке, этика и теология

И. Актуальные проблемы сексуальной этики

Глава первая

Библия и сексуальность  

I. Основы библейской теологии человеческой сексуальности

II. Антропология и теология сексуальности в Библии

2.1 Теология тела в первых главах книги Бытия

2.1.1  Антропологическое значение «изначального одиночества» человека

2.1.2 Изначальное одиночество и сексуальность

2.1.3  От изначального одиночества — к онтологической данности тела и сексуальности

2.1.4  Тело, сексуальность и общение личностей

III. Подчиненность человеческой сексуальности задаче деторождения

IV. Человеческая сексуальность, ограниченность человека и необходимость искупления

V. Сексуальность во Христе

VI. Заключение: человеческая сексуальность как призвание к трансцендентности и любви

Глава вторая

Антрополого-богословский подход к сексуальности

I. Различные измерения человеческой сексуальности

И. От двойственности — к внутренней направленности человеческой сексуальности 

2.1  Классический подход

2.2 Подход с позиций герменевтики сексуального желания

III. Антропология человеческой сексуальности

3.1 Опыт эротического влечения: постановка проблемы человеческой сексуальности

3.2 Эрос и откровение другого

3.3 Благость и границы эроса

IV. Мастурбация

4.1  Мастурбация: обращенность эроса на самого себя

4.2 Некоторые статистические данные относительно мастурбации

4.3 Нравственная оценка

4.3.1 Подростковая мастурбация

4.3.2 Мастурбация взрослых

4.4 Оценка субъективной ответственности

5. Межличностная направленность сексуального влечения и эроса

6. Гомосексуальность: отсутствие сексуальной двойственности

6.1  Некоторые различения внутри гомосексуальности

6.1.1  Необходимость различения между псевдо-гомосексуалъностъю, преходящей и устойчивой гомосексуальностью

6.1.2 Дальнейшее различение между гомосексуальностью и транссексуальностью

6.1.2 Различение между гомосексуальной ориентацией и гомосексуальной активностью

6.2 Происхождение гомосексуальности

6.2.1  Генетическая гипотеза

6.2.2 Психологическая гипотеза

6.2.3  Травматическая гипотеза

6.3 Количественные данные о людях с гомосексуальными склонностями

6.4 Психологический опыт гомосексуальной личности и терапевтические возможности

6.5 Сегодняшнее значение библейских текстов

6.6. Этическая рефлексия о гомосексуальности

6.7 Антропологический и пастырский аспект гомосексуализма

VII. Репродуктивная цель сексуальности

VIII. Девственность и безбрачие

8.1  Благость сексуальности в девственности и безбрачии

8.2 Девственность для Царства

8.2.1  Скопцы «для Царства» со Христом

8.2.2 Учение Павла

8.3 Девственность и сексуальность

8.4 Девственность и брак

IX. Добрачные отношения: отсутствие супружеских уз

9.1 Актуальные социальные тенденции и мотивации

9.2 Нравственная рефлексия

X. Свободное сожительство и «пробный брак»

Содержание

 

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.