Оглавление:
А. Аржаковский. Предисловие
О. А. Седакова. Оправдание права
РУССКАЯ
НАУКА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ПОИСК МЕТОДОЛОГИИ
Введение
Глава
1. Русская дореволюционная наука церковного права и «возвращение к канонам» в
предсоборный период
§
1. «Возвращение к канонам» и изменение канонического сознания (конец XIX - начало XX вв.). Значение и
проблемы науки церковного права в контексте нового канонического
сознания
1.1.1. «Возвращение к канонам» и изменение
канонического сознания. Проблема понимания канонов
1.1.2. Значение науки церковного права в контексте
нового канонического сознания. Трудности, с которыми столкнулась наука
церковного права в этот период
1.1.3. Философско-правовые элементы в науке церковного
права. Ситуация теоретико-правового плюрализма и ее последствия для
церковно-правовой науки
1.1.4. Плюрализм правопониманий как выражение кризиса правосознания
и церковное отношение к нему. Критический диалог каноники с правоведением
§
2. Методологические поиски русских канонистов в конце XIX - начале XX вв. Юридический подход
и попытки его преодоления. Экклезиологический подход
1.2.1. Апология церковного права в связи с правовой методологией
и общественной организацией Нового времени
1.2.2. Католическая школа церковного публичного права (Ius Publicum Ecclesiasticum) и ее влияние на
русских канонистов
1.2.3- Юридический подход в русской науке церковного
права и попытки его преодоления. Русские канонисты о церковной власти в
юридическом понимании
1.2.4. Утилитарный подход. В.Ф. Кипарисов
1.2.5- Полемика Н.П. Аксакова с еп. Антонием
(Храповицким). «Догматизирование канона» у еп. Антония.
Каноническое
предание в свете догматического учения о Церкви у Аксакова
1.2.6. Принципы отношения к каноническому преданию. Наметившееся
направление – экклезиологический подход
Глава
2. Поиски новых путей решения проблемы церковного права в русской послереволюционной церковной
мысли
§
1. Прот. Сергий Булгаков как канонист
2.1.1. Курс церковного права о. Сергия Булгакова на Русском
юридическом факультете в Праге в 1923 г. Новые задачи церковного права в
постконстантиновский период
2.1.2. Проблема церковного права и ее решение у
Булгакова. Критика Булгаковым церковно-правовой теории
Рудольфа Зома
2.1.3- Новое литургическое вдохновение
(Пшеровский
съезд РСХД). Канонические темы в «Невесте Агнца». Итоги
§
2. Прот. Николай Афанасьев как канонист
2.2.1. Критика о. Николаем Афанасьевым принципа
права в церкви
2.2.2. О. Николай Афанасьев о каноническом предании.
Афанасьев и протестантский подход
2.2.3. Обновление научной и учебной дисциплины «Церковное
право» о. Николаем Афанасьевым.
Судьба
его канонических идей. Итоги
§
3. Русская религиозная философия о праве
2.3.1. Предыстория спора о власти права и власти любви:
западники и славянофилы
2.3.2. Общество, нормы и право.
Теория
нормоустановительного и правоустановительного социального
регулирования Н.Н. Алексеева
2.3.3. Смысл права и место права в церкви. Право и послушание.
Право
и свобода в церкви (по Н.А. Бердяеву). Право и эсхатология
Заключение
ОЧЕРКИ
О ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ И КАНОНИЧЕСКОМ ПРЕДАНИИ
1. Различение церковного права и канонического
предания
в постконстантиновскои
парадигме
2. Каноническое предание и канон в
«неконстантиновском» понимании
2.1. Богословское обоснование канона и закона
2.2. Основные вехи истории «юридизации» канона
3. Диалог как способ поиска церковью канонической нормы
своей жизни (на примере предсоборного движения Русской церкви начала XX в.)
4. Церковная собственность: церковно-имущественное право
и канонические принципы и нормы. Церковная собственность и церковное право:
частное, корпоративное или публичное?
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проф. прот. С.Н. Булгаков
Церковное
право и кризис правосознания (вступительная лекция, прочитанная на Русском юридическом
факультете в Праге)
<Христианство перед современной социальной действительностью>
(речь
в открытом собрании Религиозно-Философской Академии)