|
Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 325-летия Московской духовной академии
15 октября 2010 г. Своими размышлениями о пройденном историческом пути и о современных задачах старейшего высшего учебного заведения России Святейший Патриарх Кирилл поделился в видеообращении к преподавателям и учащимся, которое вошло в фильм, снятый киностудией МДА к юбилею Московских духовных школ. Я хотел бы вас поздравить с замечательным юбилеем. 325 лет тому назад была создана Славяно-греко-латинская академия, которая стала родоначальницей Московской духовой академии. Действительно, мы празднуем юбилей старейшей школы — если принять во внимание всю историю образования в России, то история Московской духовной академии представляет собой наиболее продолжительный и даже, быть может, наиболее важный участок всей панорамы исторического развития высшего образования в нашей стране. Московская духовная академия сегодня является ведущим богословским учебным заведением, которое воспитывает будущих архипастырей, пастырей, церковных руководителей, церковных работников, богословов. Перед школой стоят очень важные задачи, которые необходимо решать в контексте замечательной традиции, сформировавшейся за 325 лет. Вообще, высшая школа сильна традицией, без традиций высшей школы не существует, и в этом смысле Московская духовная академия обладает огромным потенциалом. Как в прошлом, так и сегодня школа не только дает богословское образование, но и воспитывает. Для готовящихся к служению алтарю Господню это измерение образовательного процесса, связанное с воспитанием личности, является самым важным. Но воспитывая молодого человека духовно, приобщая к литургической, аскетической традиции Церкви, очень важно также развивать его интеллектуально. Сегодня мы переживаем особый период жизни Московской духовной академии, как и особое время во всей системе богословского образования Русской Православной Церкви. Реформа, задуманная уже много лет назад, входит в свою завершающую, практическую фазу, что накладывает огромную ответственность, в первую очередь, на те учебные заведения, которые призваны осуществить намеченные преобразования и таким образом явить Церкви и обществу плоды реформы богословского образования в XXI веке. Все вы хорошо знаете о том, что школа, в частности, реформируется в соответствии с требованиями Болонского процесса. Относительно Болонского процесса не прекращаются дискуссии, и весьма часто — критические. Я бы хотел выразить свое мнение по этому вопросу. В конце концов, процесс, будь то Болонский или Берлинский, который привел к формированию классической системы высшего образования в России в XIX веке, есть некая совокупность параметров осуществления воспитательного и образовательного процесса, есть некая форма. Форма важна, но решает не форма, а содержание. Мы можем построить все богословские школы по принципам Болонской системы и ничего не достичь — если внутри школ не будет развиваться живая, активная, творческая работа, если преподаватели будут безответственно относиться к своему делу, если между преподаванием и научным поиском по-прежнему будет пропасть. Очень важно, чтобы новая модель, необходимая для того чтобы вписать нашу систему церковного образования в общую картину высшего образования в России и во всем мире, помогла раскрытию творческого потенциала, существующего в нашей Церкви и в нашем обществе. Поэтому на первом месте должно быть качество — качество преподавателя, качество профессора, качество студента. А сам по себе Болонский процесс призван лишь все это упорядочить и, как я уже сказал, вписать в существующую во всем мире систему высшего образования. Успех или неуспех реформы будет зависеть от всех нас. Как мы молимся на Литургии, от учащих и учащихся. Именно здесь и находится центр всей реформы; именно сюда и направлены все наши усилия. Поэтому я хотел бы от всего сердца обратиться ко всем зде начальствующим, учащим и учащимся, всем, кто сегодня работает над воспитанием нашей церковной молодежи, всем, кто готовит пастырей XXI века, богословов, которым придется воспринимать многие и многие проблемы современного мира и находить на них пастырский и богословский ответ, проистекающий из нашего церковного Предания. Я желаю всем вам творческой энергии, внутренней силы. Я хотел бы призвать каждого из вас с огромной ответственностью и интересом относиться к тому, чем вы занимаетесь в стенах духовной школы. Живая творческая мысль, стремление к совершенству, обретение новых знаний, формирование своего внутреннего богатого мира — все это и является задачей, которая перед вами стоит. Если вы будет справляться с этой задачей, то вторично, в какой системе все это осуществляется, — первичны будут результаты. А Церковь ждет этих результатов, как ждет их мир, с интересом, с осторожностью взирающий на возрождение Русской Православной Церкви. Хотел бы пожелать всем вам помощи Божией в осуществлении того служения, которое каждый из вас несет сегодня в Московской духовной академии. Патриархия.ru/Пресс-служба МДА См.также:
Под знаком 325-летия академии [Статья]
[03 августа 2011 г.]
Традициям верны [Издание]
[06 декабря 2010 г.]
Состоялся концерт с участием Русского камерного оркестра
[Новость] [19 октября 2010 г.]
Протоиерей Павел Великанов: «Наша задача – повысить ценность книги в глазах студента...»
[Интервью] [19 октября 2010 г.]
«Свободными науками
целость Академии составляется быти»: 325 лет служения Богу, Церкви, России,
науке и просвещению [Статья]
[15 октября 2010 г.]
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в престольный праздник Покровского храма Московских духовных школ [Новость]
[15 октября 2010 г.]
Состоялся
торжественный акт, посвященный 325-летию Московской духовной академии [Новость]
[14 октября 2010 г.]
|