|
История библиотекиСм. фотоэкскурсию по библиотеке Библиотека существует при академии с момента ее основания в 1685 году братьями Софронием и Иоанникием Лихудами. Наполнению библиотеки с самого начала придавалось особое значение – без нее было бы немыслимо научно-богословское образование. Изначально библиотеку составляли книги Священного Писания, житийная литература, творения святых отцов и учителей Церкви, толкования Писания, собрания поучений, речей, сочинения классических авторов, учебные пособия по грамматике, истории, географии, праву и другие. Авторами некоторых книг являлись сами основатели академии. С увеличением числа воспитанников Академии и развитием богословской науки количество и тематика книг академической библиотеки неуклонно возрастали. Фонд библиотеки пополнялся благодаря многочисленным пожертвованиям частных лиц и других библиотек, причем библиотеки порой переходили в Академическую библиотеку целиком. Особую роль формировании фонда библиотеки сыграл митрополит Московский Платон (Левшин). Он не только прилагал большое попечение о процветании библиотеки, но и пополнял ее на свои личные пожертвования. С переводом Академии в Троице-Сергиеву Лавру 1 октября 1814 года открывается новая страница в жизни библиотеки. Библиотека снова пополняется новыми книгами. Большую заботу о ней проявили митрополит Московский Филарет (Дроздов), профессор протоиерей А. В. Горский и профессор протоиерей Ф. А. Голубинский. Составляется систематический каталог библиотеки. После трагических событий 1917 года Академическая библиотека становится достоянием советского государства, прилагавшего старание о запрещении пользования библиотекой для бывших сотрудников Академии. Временем ее закрытия можно считать 1933 год, когда библиотека была передана в Москву. Общее количество книг библиотеки Московской духовной академии и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, переданных в фонды Румянцевского музея (ныне – Российская государственная библиотека), составило около 500 тысяч томов. Современный период истории библиотеки Московской духовной академии начался в 1944 году, когда в Москве был открыт Православный Богословский институт и Богословско-Пастырские курсы. Одновременно воссоздавалась и библиотека, пополняемая из личных фондов. Часто это были пожертвования бывших преподавателей и сотрудников МДА. Ко времени переезда Московских духовных школ в октябре 1948 года в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в библиотеке насчитывалось около 20 тысяч экземпляров книг. К 1955 году книжное собрание библиотеки насчитывало более 43 тысяч экземпляров – это было время интенсивного пополнения новыми книжными поступлениями. Особую заботу об этом проявил Святейший Патриарх Алексий I. В последнее десятилетие ежегодные пожертвования исчисляются сотнями и даже тысячами экземпляров книг. Множество книг приобретается библиотекой в книжных магазинах, а также у частных лиц. С 1974 году при Библиотеке действует переплетная мастерская. В настоящее время книжные фонды библиотеки Московской духовной академии содержат свыше 250 тысяч книг. В их числе небольшое, но весьма существенное в научном отношении собрание рукописных и старопечатных книг. Фонды библиотеки содержат книги более чем на ста иностранных языках. Широко представлены современные периодические издания. Библиотека имеет научно-справочный аппарат, состоящий из каталога, картотеки, указателей, энциклопедических справочников и словарей. Ведется работа по составлению электронного каталога библиотеки. Библиотека Академии пользуется межбиблиотечным абонементом, предоставляемым Российской государственной библиотекой и Государственной исторической публичной библиотекой. В настоящее время библиотекой проводится комплекс организационно-методических мероприятий, включающих: структурные изменения, редактирование систематического и алфавитного каталогов и составление новых картотек и указателей, аналитическая роспись изданий, информационные сообщения о новых поступлениях, комплектование фонда библиотеки посредством Коллектора массовых библиотек и Центрального коллектора научных библиотек. Возрожденная библиотека Московской духовной академии, создававшаяся постепенно, в основном благодаря пожертвованиям и поступлениям из других духовных учебных заведений, а также иным приобретениям, сохранила и продолжила лучшие традиции предыдущих столетий своего исторического бытия. |