АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Людмила Алексеевна Армеева. Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре: История и современность

Книга рассказывает об Иконописной школе при Московской Духовной Академии, находящейся в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Эта школа является сегодня одним из самых известных и значимых учебных заведений России в области иконописания.
От автора

Мне посчастливилось оказаться у истоков создания современной Иконописной школы при Московской Духовной Академии - первого учебного заведения начавшего подготовку церковных художников  в постсоветский период. Это было начало 1990-х годов. Иконописание, после долгих лет вынужденного подполья, становилось легальным и повсеместно востребованным занятием. Мы были первыми учащимися школы, ее первым набором. В те годы, под руководством наших преподавателей, уже имевших опыт иконописания, мы изучали технику и технологию древней иконы. Вместе с ними буквально по крупицам – из старых книг, мастеровиков, общения с опытными реставраторами, геологами, химиками и другими специалистами  –  восстанавливали старинные рецепты, изучали музейные собрания, проникались языком и духом древней иконы. В тот период времени было как-то не до истории, хотя от монастырских старожилов приходилось слышать отрывочные, подчас  противоречивые сведения о дореволюционной лаврской иконописной школе.

Спустя десятилетие, к середине 2000-х годов, когда техника и технология иконы были, в основном, изучены, мы вплотную подошли к решению более сложной задачи – осознания и освоения православной иконописной традиции во всей ее полноте, необходимости понимания  ее глубинной сущности, умения свободно говорить на языке древней иконы. Иными словами, подошли к проблеме свободного творчества в пространстве канонического церковного искусства. Но вопрос о том, как решать эту проблему на практике, как учить этому студентов (а к этому времени мы – шестеро выпускников первых лет – уже вошли в состав преподавательской корпорации Школы) стоял достаточно остро. Вот тогда мне и припомнились все мимолетные упоминания об Иконописной школе, существовавшей в Лавре до революции. Возникло непреодолимое желание заглянуть в историю,  посмотреть, а как же решались вопросы обучения и воспитания иконописцев раньше, каково было отношение к традиции у наших предшественников. Начались поиски – в архивах, в библиотеках, музеях. Большой удачей была встреча с потомками ведущего лаврского иконописца XIX века Ивана Матвеевича Малышева и знакомство с хранящимся  в их семье ценнейшим архивом. Кроме фотографий художника, сделанных в лаврской фотографической мастерской в середине XIX века, рисунков самого мастера и его учеников, учебных таблиц, иллюстрирующих методику учебного процесса, в архиве сохранился уникальный исторический документ - рукописная автобиография художника. В процессе исследования были также выявлены новые художественные памятники – иконы и рисунки из различных собраний и действующих храмов. Эта работа заняла несколько лет, накопился интереснейший фактический и иллюстративный материал, в результате оформившийся в кандидатскую диссертацию.Настоящее издание, посвященное двум юбилейным датам, подготовлено на основании этих материалов. Многие факты и документы, касающиеся внутренней жизни дореволюционной школы иконописания, дискуссии преподавателей о путях возрождения традиционного иконописания, различные проекты и предложения о методах обучения иконописцев, представляющие несомненный интерес для специалистов, не вошли в эту книгу и  готовятся к отдельной публикации.  

Считаю своим долгом поблагодарить всех, кто помогал в процессе исследования и сбора материалов: насельников Троице-Сергиевой Лавры – иеромонаха Сильвестра (Кучеренко), иеромонаха Николая (Павлык), игумена Андроника (Трубачева); преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии – епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима (Творогова), протоиерея Павла Великанова, иеродиакона Родиона (Ларионова), Е.Г. Колыванова. Благодарю научных сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника – Л.М. Воронцову, Л.А. Шитову, Г.П. Черкашину, О.И. Зарицкую, Н.В. Холодкову, Т.Ю. Токареву, К.А. Филимонова; преподавателя исторического факультета МГУ, доцента Н.А. Четырину  - за консультации и замечания; а  также научного сотрудника Государственного музея имени Андрея Рублева Я.Э. Зеленину, кроме прочего, любезно предоставившую редкие фотоматериалы. Моя особая признательность адресована доктору искусствоведения, профессору А.А. Рыбакову (Вологда) и доктору искусствоведения, профессору Н. А. Яковлевой (Санкт-Петербург) – моим многолетним мудрым и доброжелательным наставникам; заведующему Иконописной школой при МДА, доценту  архимандриту Луке (Головкову)  - за высокопрофессиональные консультации и помощь в подборе иллюстраций,  начальнику отдела кадров МДА Л.П. Зениной - за многолетнюю техническую помощь. Моя безграничная признательность адресована семье Н.Ю. Лазаревой за сотрудничество и предоставленную возможность работать с семейным архивом. Благодарю также свою маму – Анну Григорьевну Армееву, молитвенная поддержка которой все эти годы меня укрепляла.

Особая благодарность первому заместителю губернатора Московской области Лидии Николаевне Антоновой, без личного внимания которой не появилось бы это издание.

 

 

 

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.