Книга рассказывает об Иконописной школе при Московской Духовной Академии, находящейся в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Эта школа является сегодня одним из самых известных и значимых учебных заведений России в области иконописания.
Мне посчастливилось оказаться у истоков создания современной Иконописной школы при Московской Духовной Академии - первого учебного заведения начавшего подготовку церковных художников в постсоветский период. Это было начало 1990-х годов. Иконописание, после долгих лет вынужденного подполья, становилось легальным и повсеместно востребованным занятием. Мы были первыми учащимися школы, ее первым набором. В те годы, под руководством наших преподавателей, уже имевших опыт иконописания, мы изучали технику и технологию древней иконы. Вместе с ними буквально по крупицам – из старых книг, мастеровиков, общения с опытными реставраторами, геологами, химиками и другими специалистами – восстанавливали старинные рецепты, изучали музейные собрания, проникались языком и духом древней иконы. В тот период времени было как-то не до истории, хотя от монастырских старожилов приходилось слышать отрывочные, подчас противоречивые сведения о дореволюционной лаврской иконописной школе.
Спустя десятилетие, к середине 2000-х годов, когда техника и технология иконы были, в основном, изучены, мы вплотную подошли к решению более сложной задачи – осознания и освоения православной иконописной традиции во всей ее полноте, необходимости понимания ее глубинной сущности, умения свободно говорить на языке древней иконы. Иными словами, подошли к проблеме свободного творчества в пространстве канонического церковного искусства. Но вопрос о том, как решать эту проблему на практике, как учить этому студентов (а к этому времени мы – шестеро выпускников первых лет – уже вошли в состав преподавательской корпорации Школы) стоял достаточно остро. Вот тогда мне и припомнились все мимолетные упоминания об Иконописной школе, существовавшей в Лавре до революции. Возникло непреодолимое желание заглянуть в историю, посмотреть, а как же решались вопросы обучения и воспитания иконописцев раньше, каково было отношение к традиции у наших предшественников. Начались поиски – в архивах, в библиотеках, музеях. Большой удачей была встреча с потомками ведущего лаврского иконописца XIX века Ивана Матвеевича Малышева и знакомство с хранящимся в их семье ценнейшим архивом. Кроме фотографий художника, сделанных в лаврской фотографической мастерской в середине XIX века, рисунков самого мастера и его учеников, учебных таблиц, иллюстрирующих методику учебного процесса, в архиве сохранился уникальный исторический документ - рукописная автобиография художника. В процессе исследования были также выявлены новые художественные памятники – иконы и рисунки из различных собраний и действующих храмов. Эта работа заняла несколько лет, накопился интереснейший фактический и иллюстративный материал, в результате оформившийся в кандидатскую диссертацию.Настоящее издание, посвященное двум юбилейным датам, подготовлено на основании этих материалов. Многие факты и документы, касающиеся внутренней жизни дореволюционной школы иконописания, дискуссии преподавателей о путях возрождения традиционного иконописания, различные проекты и предложения о методах обучения иконописцев, представляющие несомненный интерес для специалистов, не вошли в эту книгу и готовятся к отдельной публикации.
Считаю своим долгом поблагодарить всех, кто помогал в процессе исследования и сбора материалов: насельников Троице-Сергиевой Лавры – иеромонаха Сильвестра (Кучеренко), иеромонаха Николая (Павлык), игумена Андроника (Трубачева); преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии – епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима (Творогова), протоиерея Павла Великанова, иеродиакона Родиона (Ларионова), Е.Г. Колыванова. Благодарю научных сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника – Л.М. Воронцову, Л.А. Шитову, Г.П. Черкашину, О.И. Зарицкую, Н.В. Холодкову, Т.Ю. Токареву, К.А. Филимонова; преподавателя исторического факультета МГУ, доцента Н.А. Четырину - за консультации и замечания; а также научного сотрудника Государственного музея имени Андрея Рублева Я.Э. Зеленину, кроме прочего, любезно предоставившую редкие фотоматериалы. Моя особая признательность адресована доктору искусствоведения, профессору А.А. Рыбакову (Вологда) и доктору искусствоведения, профессору Н. А. Яковлевой (Санкт-Петербург) – моим многолетним мудрым и доброжелательным наставникам; заведующему Иконописной школой при МДА, доценту архимандриту Луке (Головкову) - за высокопрофессиональные консультации и помощь в подборе иллюстраций, начальнику отдела кадров МДА Л.П. Зениной - за многолетнюю техническую помощь. Моя безграничная признательность адресована семье Н.Ю. Лазаревой за сотрудничество и предоставленную возможность работать с семейным архивом. Благодарю также свою маму – Анну Григорьевну Армееву, молитвенная поддержка которой все эти годы меня укрепляла.
Особая благодарность первому заместителю губернатора Московской области Лидии Николаевне Антоновой, без личного внимания которой не появилось бы это издание.