Проповедь произнесенная
в Покровском академическом храме
за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года.
02 апреля 2010 г.
Во
имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Братья
и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и
сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней
назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь
Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой
град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел
в Иерусалим – совершилось. Совершилось!
– с такими словами предал дух Своему Отцу
Божественный Страдалец[1].
Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и
мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из
ближайших учеников; другие ученики,
оставив Его, бежали[2];
под крики народной толпы Иисус Назорей,
Царь Иудейский[3], как
последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и
лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние
почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста,
помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе[4].
Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и
недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою
свыше[5],
то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью
«галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах
«сыновей века сего». Именно так надлежало
пострадать Христу и войти в славу Свою[6].
Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое
служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на
Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого[7].
Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого[8],
уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников[9].
Искупление проданного под грех человечества совершилось[10].
Потому
нет, братья и сестры, среди дней года времени, равного дням этой святой Седмицы
Страстей нашего Спасителя. Но и все дни Страстной Седмицы превосходит величием
чудес и дел, воспоминаемых ныне, Великая и поистине благословенная Суббота. Как
повествует пророк Моисей, при творении мира Бог, создав в шестой день человека,
совершил к седьмому дню дела Свои, и
почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил седьмой день, и освятил
его, ибо в этот день Он почил от всех
дел Своих[11].
Этот день и был назван «субботой», что на еврейском языке означает «покой». Все
ветхозаветное Писание является указанием на тайну Христа, так и древняя суббота
стала образом празднуемого нами дня. Совершив все дело искупления, воссоздав в
шестой день истлевшего грехом человека и обновив его живоносным Крестом и
смертью, Бог Слово в седьмой день упокоился от Своих дел[12].
После трудов и болезней, воспринятых ради нашего спасения, почивает
таинственным и спасительным сном «лев от Иуды»; ныне субботствует Господин
субботы[13].
И вместе с этим телесным упокоением начинается новая и великая деятельность
почивающего во гробе Спасителя[14].
Христос, Солнце правды, зашел под землю; Он оставил во мраке Своих ослепленных
злобой врагов, но и для живущих на земле, и для находящихся в преисподней
воссияло спасение. Воссияло спасение всему миру, видимому и невидимому: Бог,
сошедший с неба на землю, снисходит и в
дóльнейшие страны земли[15].
Ныне совершается незримое для плотских очей и страшное торжество: Господь
являет Свою долгожданную победу, обнаруживает Свое могущество над темными
силами ада, свет Его Божества озаряет преисподнюю. Христос, связав сатану,
высвобождает из-под его власти души тех, кто с верою ожидал Его пришествия,
души ветхозаветных праведников. И это решительное
изменение в мире невидимом отзывается и в видимом мире глубоким покоем,
благословенным миром и тишиною на небесах и на земле, каковой благодатью и
отличается эта преблагословенная Суббота[16].
Сегодня,
братья и сестры, мы вплотную прикасаемся к таинству будущего века. В этой
необычайной торжественной тишине уже узнается та Вечная Суббота, то Небесное
Царство, которое Бог уготовал любящим Его. Эта тишина бесконечно далека от
обманчивого мирского утешения и покоя. Сейчас, когда остается совсем немного
времени до светлой пасхальной утрени, обратимся к тому, чем назидалась наша
душа в эти великие и святые дни. Христос
пострадал за нас, нам оставив образ, чтобы мы последовали стопам Его[17].
Вошел в Свой покой Начальник и Совершитель нашего спасения; вошли в этот покой
все святые, возненавидевшие мир и то, что
в мире[18], и
сами возненавиденные лукавым и прелюбодейным миром. Постараемся и мы войти в
оный покой[19]. Входим в этот покой мы, уверовавшие[20],
но со знамением веры надо нам вступать и в подвиги самоумерщвления, в борьбу с
живущим в нас грехом. Грех еще сохраняет для нас свою силу и свою лесть. Пусть
же никого не соблазняет временная
сладость греха[21].
Сладость эта – слишком мимолетна; то, что теряется при этом – безмерно; то, чем
это угрожает эта потеря – ужасно и непоправимо. Вспомним о нашем последнем дне:
не окажемся ли мы по приговору Праведнейшего Судии там же, где будет Его
предатель, где будут Его распинатели? Христос
оставил нам образ, чтобы мы последовали
стопам Его, а последователю Христа не к лицу угождать своим страстям,
искать утешений, искать дружбы с враждебным Богу миром. Христос пострадал за нас плотью, значит и нам следует вооружиться той же мыслью; ибо страдающий плотью
перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим
похотям, но по воле Божией[22].
И хотя с подлинной христианской жизнью неизбежно соединены лишения и скорби,
добровольные и невольные[23],
есть истинное блаженство и в этом веке: добрая совесть, не омрачаемая и не
возмущаемая злыми делами, словами и помышлениями. Стоит в покое, как в тихой
гавани, душа, постоянством в подвиге и терпением укрепившая себя на пути
евангельских заповедей. Вот это превожделенное субботство еще остается для
народа Божьего[24];
это субботство, братья и сестры, можем праздновать и мы, если захотим, и не
только в этот день, но и на всякий день и час[25].
Если здесь, на земле, мы достигнем такой субботы, если мы войдем в этот покой,
тогда и в час нашей кончины мы бестрепетно предадим свою душу в руки Божии, а
последний день мира станет для нас не днем гнева, но началом вечной
неизреченной пасхальной радости, чего да сподобит всех нас Христос Бог, наш
Господь и Искупитель, возлюбивший нас и предавший Себя за нас[26].
Аминь.
[1] Ин. 19, 30
[2] Мф. 26, 56
[3] Ин. 19, 19
[4] Свт.
Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу // Сочинения. Т. 8. СПб.,
1901. С. 41–42.
[5] Лк. 24, 49
[6] Лк. 24, 26
[7] Свт. Игнатий
Брянчанинов. Слово 1-е в неделю цветоносную // Полное собрание творений.
М., 2002. Т. 6. С. 107.
[8] Кол. 1, 15
[9] Ср. Мф. 17, 24–27. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Луки // PG 72, 504.
[10] Свт.
Филарет, митрополит Московский. Слово в Великий Пяток // Слова и речи. Т.
1. М., 2003. С. 124.
[11] Быт. 2, 2–3
[12] Синаксарь во Святую и Великую Субботу // Триодь
постная. М., 1992. Л. 483.
[13] Свт. Феофан
Затворник. Слово в Великую Субботу // Любовью назидая. Слова и проповеди.
М., 2002. С. 219.
[14] Свт.
Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу. С. 42.
[15] Еф. 4, 9. Син.: в преисподние места земли. Свт.
Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего
Иисуса Христа // Святоотеческие поучения на дни Страстной Седмицы. СТЛ., 2001.
С. 219–220.
[16] Прот.
Артемий Владимиров. Проповедь в Великую Субботу.
[17] 1 Пет. 2, 21. Син.: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
[18] Иак. 4, 4
[19] Евр. 4, 11
[20] Евр. 4, 3
[21] Евр. 11, 25
[22] 1 Пет. 4, 1
[23] Свт. Феофан
Затворник. Слово в Великую Субботу. С. 225–226.
[24] Евр. 4, 9
[25] Схиархим.
Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 2000. С.
732.
[26] Гал. 2, 20