|
Организация и методика вокально-хоровой работы с детьми на приходеДоклад доцента кафедры Музыкознания и музыкального образования Московского педагогического государственного университета, преподавателя Регентской школы при МДА, кандидата педагогических наук, Анны Сергеевны Стрельцовой на I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных соборов. 30 ноября 2016 года. 11 декабря 2016 г.
Уважаемые участники регентского съезда! Мне бы хотелось рассказать об организации и методике вокально-хоровой работы с детьми Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино города Москвы. Сначала немного истории. Наш коллектив был организован в 2005 году по инициативе родителей, чьи дети посещали Воскресную школу. Первые годы хор состоял из родителей и детей (около 15 – 17 человек) разного возраста и разной музыкальной подготовки или вовсе без нее. Главное требование к желающим петь в хоре было наличие музыкального слуха. Занятия проходили регулярно два раза в неделю по два астрономических часа. Изучали песнопения Литургии, колядки, духовные песни (знающие нотную грамоту – сольфеджировали партии, пели на слог; для певцов, не имеющих музыкальной подготовки, сразу при храме был организован курс сольфеджио и теории музыки). Первую Литургию на три голоса мы исполнили спустя три месяца. Через несколько лет численность хора заметно выросла и появилась необходимость разделить хор на группы. В настоящее время существуют три группы: первая группа – дошкольников состоит из детей в возрасте 5-7 лет в количестве 12 человек. Занятия проходят один раз в неделю в течение двух лет. Первый год обучения подразумевает развитие дыхания – с помощью дыхательных упражнений, развитие – звукового диапазона, артикуляции – с помощью различных распевок, изучение начальных молитв, детских песен к церковным праздникам. Во второй год обучения дошкольники изучают нотную грамоту. вторая группа - младшие школьники в возрасте 8-9 лет. Для этой группы обязательным является посещение занятий по сольфеджио и репетиций хора два раза в неделю по два академических часа. Хочу отметить, методика работы с младшей школьной группой и старшей – концертной выстроилась в процессе изучения наследия Школы Синодального училища, что явилось предметом моего диссертационного исследования, выполненного во время обучения в аспирантуре. Используя в своей практике с детским хором принципы и методы, а также опыт богослужебной и концертной практик, родилась методика, о которой кратко расскажу. Начну с сольфеджио как необходимого предмета в вокально-хоровой работе. Занятия по сольфеджио проходили по учебной программе с использованием специальных методов обучения Синодального училища – метода «внутреннего диктанта», хорового сольфеджирования: - метод «внутреннего диктанта». Его особенность состоит в том, что заранее выученная детьми мелодия записывается на уроке по памяти. Это способствует развитию музыкальной памяти, музыкального слуха, формированию навыка чтения с листа; - метод хорового сольфеджирования – способствует освоению интервалов в хоровом звучании – процесс подчинен требованиям хорового строя. На хоровых занятиях при изучении произведений широко используется метод поэтапного освоения хоровой партитуры. Он включает:
Для участия в храмовых концертах младшие школьники изучают детские песни, колядки, духовные стихи. Группа старших школьников составляет концертный вокально-хоровой ансамбль «Благовещение». Дети, совместно с родителями, регулярно поют ранние Литургии в воскресные и праздничные дни. За богослужением исполняются произведения композиторов московской школы: П. Чеснокова, А. Кастальского, С. Смоленского; песнопения из репертуара Свято-Троице Сергиевой лавры, дьякона С. Трубачева, а также А. Архангельского, Д. Бортнянского, А. Лядова и многих др. Многие воспитанницы ансамбля участвуют в праздничном профессиональном хоре за всенощной и Литургией, во время каникул поют во вседневном хоре, что для них является богослужебной практикой. Деятельность ансамбля не ограничивается только богослужебной практикой. Воспитанники принимают активное участие в мероприятиях района, города (ансамбль имеет благодарственное письмо от Правительства города Москвы), в общецерковных мероприятиях: в детском празднике «В гостях у Патриарха», во встрече Антиохийского Патриарха, а также регулярно участвует во многих всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, является обладателем Гран-При Международного хорового фестиваля «Рождественская песнь».Разумеется, к каждому из таких выступлений ансамбль готовит отдельную программу. Наряду с духовной музыкой, в репертуар входят детские, патриотические песни, песни о войне, хоровая музыка отечественных композиторов и духовные хоры западноевропейских классиков, например Дж. Перголези «Stabat Mater», Ф. Мендельсон «Veni Domine». Такой подход обусловлен основополагающим принципом профессиональной направленности Синодального училища. Изучение произведений разных эпох и стилей способствует духовно-нравственному и музыкально-эстетическому развитию воспитанников хора Воскресной школы. ФОТОАЛЬБОМ
См.также:
Методика преподавания гласового обихода. Читок как жестовый язык управления церковным хором. Из опыта Регентской школы при Московской духовной академии (+ видео) [Статья]
[30 декабря 2016 г.]
Образован Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения [Новость]
[28 декабря 2016 г.]
Священноначалие Русской Православной Церкви в деле сохранения и приумножения богослужебно-певческих традиций [Статья]
[13 декабря 2016 г.]
Фестивали православного музыкального искусства [Публикация]
[12 декабря 2016 г.]
Богослужебное пение в храме: апостольское служение, культурная традиция или развлечение? [Статья]
[09 декабря 2016 г.]
I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви [Новость]
[07 декабря 2016 г.]
|