|
О духовном восхождении21 августа 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня святая Церковь празднует праздник Преображения Господня. Это древний, монашеский праздник, праздник неотмирный и таинственный, праздник торжества молитвы, торжества благоговения. Праздник, который особо стал отмечаться на Афоне в XIV в., когда составляются в едином сборнике душеспасительные страницы Добротолюбия, когда монахи, продолжая древнюю традицию, учили о том что свет, который видели избранные ученики на горе Фавор, был божественным и нетварным. Преображение – это праздник восхождения на гору, это праздник духовного возвышения. Сам по себе он происходит один раз в человеческой истории, когда избранные ученики Пётр, Иаков и Иоанн восходят на Фаворскую гору Преображения, чтобы стать свидетелями того, как Господь – по мысли преподобного Иоанна Дамаскина – не становясь Тем, Кем Он не был, но раскрывая то, Кем Он был[1], без всякого посредства[2] являет свою Божественную славу. По слову одного свт. Григория Нисского: «Он преобразил Свое тело в Божество»[3]. Господь наш Иисус Христос являет апостолам Божественную славу, ту славу, осознав которую они падают ниц в страхе, а когда встают, то перед ними оказывается уже Господь, но с невидимой божественной славой. Но это событие, которое произошло один раз, произошло не с тем чтобы мы памятовали только о нём и оставались сами собой. Это событие происходит для того, чтобы вся наша жизнь изменилась, согласно выражению свт. Епифания Кипрского, Господь наш Иисус Христос «воскресает для того, чтобы мы преображались из славы в славу»[4]. “Преобразите нечестие на честность, печальных на радость, не имеющих дерзновение на дерзновение,” – получает свт. Григорий Нисский[5]. Если Господь приоткрывает нам то, Кто Он есть, то люди, стремясь к Нему, становятся теми, кем должны быть. Преображение это переход от малого к великому, от мрака ко свету, от греха к добродетели, от телесного к духовному. Но также от малой вершины к великой. Святые живут в постоянном поиске, обретении и сохранении в себе Бога. В 83 псалме говорится о том, дабы «восхождение в сердце своём полагать, восходя от силы в силу»[6]. Восхождение, которое мы должны положить в своём сердце, не исчерпывается каким бы то ни было моментом прошлого, настоящего или будущего. Восхождение на гору Фавор – это вся жизнь христианина, это неуклонное следование Божественной воле, это переполнение себя умилением и непрестанным Божественным плачем, это постоянное предстояние пред Богом и попытка вместить в себя невместимый свет Преображения. Можно восходить на гору телом, не восходя на неё душой, и в таком случае можно стать человеком внешним, лицемером, фарисеем, который внешне показывает то, что он высок, не будучи высоким внутренне. Можно восходить на гору душой, не восходя телом, и впасть в гордость и тщеславие. Но Господь призывает нас к подлинному восхождению, когда вне гордости и тщеславия, когда вне какого бы показного благочестия мы с вами в течении всей своей жизни совершали восхождение. И когда святые отцы толкуют псаломский стих «Восхождение в сердце своём положил», они добавляют «всегда». «Только всегда трудись над очищением, полагая восхождения в сердце»[7]. Мы призываемся к тому, чтобы восходить к Богу неустанно, восходить к Богу не памятуя ни о чём другом, слагать в своём сердце восхождения добродетелей и созерцания, восхождения подвига и молитвы, восхождения самоотречения и предстояния пред Богом. Святитель Григорий Нисский в одном из своих сочинений говорит о том, что все мы с вами, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что мы ещё не святые, несмотря на то что мы, может быть, даже не начинали восходить, но в силу нашего высокого христианского призвания, мы должны не просто взойти на гору, но мы должны облечься в святые ризы Спасителя, блистающие Божественным светом. “Вы кто по совету Павла совлекаются ветхого человека, как грязное окружение с его деяниями и похотями и облекаются в одеяния Господа, которые Он показал на горе Преображения, облекитесь через чистоту…”[8]. В Евангелии говорится о том, что лицо Спасителя стало как солнце, а ризы Его стали как свет. Ризы, которые испускают свет, и мы с вами дорогие братья и сестры, которые призываемся к «ризоношению» Спасителя. Мы призываемся к тому, чтобы облечься в светлые одежды света, которые нас обязывают ко многому. Обязывают нас к тому, чтобы мы не были никогда равнодушными и беспечными, обязывают, чтобы мы не имели право не только на невосхождение, но и не пребывали на одном и том же уровне или не пребывали внизу – в бездне своих страстей. Ризы Спасителя обязывают нас к тому, что мы не имеем право (только обращаясь к святым) говорить, что мы не святые и грешные, но стремится к святости. Ибо преподобный Симеон Новый Богослов, поучая братию монастыря святого Мамонта, говорит о том, что тот, кто не стремится к святости, является не просто даже еретиком, а «крайним еретиком»[9]. Так же преподобный Симеон Новый Богослов говорит о том, что многие восходили на Фавор, но не многие встретились там с преобразившимся Спасителем: “Сколькие люди восходили и восходят до сих пор на Фаворскую гору, но там преобразившегося Господа никогда не видели, и не из-за того, что Он там не присутствует, ибо присутствует, но из-за того, что они недостойные зрители Его Божества”[10]. Многие внешне совершают духовный подвиг, но не многие достигают результата. Многие восходят, но малое число людей становится сосвидетелями Божественного Преображения и участниками подлинной встречи с Божеством. Господь призывает нас к постепенному восхождению и восхождениям к Нему добродетелями, умом, созерцанием, безмолвием, рвением, старанием, усердием. За эти восхождения люди-подвижники удостаиваются на самой вершине кратко узреть Божественную славу. Господь преображается перед теми, кто “сопреображается” Ему. У апостола читаем ключевой стих, передающий смысл сопреображения: “видеть неприкровенным лицом Господа и, отражая Его образ, преображаться от славы к славе”[11]. Неприкровенным значит “отражать (яко в зерцале) Господа, дабы он сняв завесу разумения с наших очей, показал силу Божественных слов…”[12]. И мы с вами, дорогие братья и сестры, облекаясь в ризы преобразившегося Спасителя и храня в себе память о Преображении не как конец, ни как перерыв, ни как торжественный момент нашей жизни, но как важнейшую отправную точку, которая заставляет нас стать покорителями гор, заставляет нас совершать духовное восхождение и не оставлять его. Заставляет нас не только чуть-чуть коснуться той или иной добродетели, но вместить её во всей полноте. Трусливый человек, когда посмотрит на то, как убоялись трое избранных апостолов скажет: «Неужели я лучше их? Если убоялись самые избранные и пали ниц, неужели я устою? Если они упали ниц, неужели я останусь свидетелем?». Но преподобный авва Дорофей пишет, что следует научиться страху Господню: ««Научиться страху Божию», не значит прикоснуться этому страху чуть-чуть, не значит вместить его в половинную меру, но научиться страху Божию означает хранить этот страх всегда»[13]. И апостолы, которые убоялись, но которые услышали глас Божий: «Того послушайте» и которые предстали снова перед преобразившемся Спасителем, они – пример стойкости и того, что мы должны в своей жизни хранить божественные тайны и Свет Нетварный, чудодейственный свет Преображения, таинственный, непостижимый, оживотворяющий, относящийся к тем постижимым Божественным энергиям, которые постигаются при том, что сущность Божия остаётся непостижимой. Глубины богословия и вся христианская жизнь, и высота христианского созерцания – всё это не должно оставлять нас равнодушными. Но мы с вами, оставаясь неравнодушными, горящими и стремящимися, облекаясь в преображённые ризы Спасителя и начиная своё духовное восхождение, и совершая его всегда, будем молить у Бога, у всех святых, у тех, кто подвизался на Афонской горе, у преподобного Максима Кавсокаливита, современника преподобного Сергия – он был чудесно переносим с места на место и находился в близи вершины, где находится древний афонский храм Преображения – дабы по их молитвам наша душа стала лёгкой, невещественной и, оторвавшись от вещества мира сего, смогла достичь спасения. Аминь.
[1] Прп. Иоанн Дамаскин. Фрагменты на евангелиста Матфея. PG 96, 1408:34-35. «Преображается господь, не приняв то, чем Он не был, но показывая то, чем Он был…» ( Μεταμορφοῦται ὁ Κύριος οὐχ, ὃ οὐκ ἦν, προσ λαβόμενος, ἀλλ’ ὅπερ ἦν τοῖς μαθηταῖς ἐκφαινόμενος …) [2] Ср. Евсевий. Фрагменты на евангелиста Луку. PG 24, 549:25-26 «И тогда не облако закричит, ни через облако будет Отец свидетельстовать о Сыне, но Сам через Самого Себя без всякого покрова…» ( Καὶ τότε οὐ νεφέλη βοήσει, οὐδὲ διὰ νεφέλης ὁ Πατὴρ μαρτυρήσει τῷ Υἱῷ, ἀλλ’ αὐτὸς δι’ ἑαυτοῦ δίχα παντὸς ἐπισκιάσματος…). [3] Свт. Григорий Нисский. Похвала святому первомученику Стефану 2 PG 46, 732:23. [4] См. в Панарионе. [5] Свт. Григорий Нисский. На святую Пасху . [6] Пс. 83, 6.8. [7] Свт. Григорий Богослов. На святое крещение гомилия 40. PG 36, 408:42-43. μόνον ἀεὶ φιλοπόνει τὴν κάθαρσιν, ἀναβάσεις ἐν τῇ καρδίᾳ τιθέμε νος… [8] Св т. Григорий Нисский. На Песнь Песней. [9] См. 28 огласительное слово. [10] Прп. Симеон Новый Богослов. Огласительное слово 15, 1 :120-125. [11] 2 Кор. 3, 18 ἡμεῖς δὲ πάντες ἀνακεκα λυμμένῳ προσώπῳ τὴν δόξαν κυρίου κατοπτριζόμενοι τὴν αὐτὴν εἰκόνα μεταμορφούμεθα ἀπὸ δόξης εἰς δόξαν [12] Свт. Иоанн Златоуст. На 118 псалом PG 55, 680:20-22. [13] Авва Дорофей. Душеполезное поучение 4, 50.
|