АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Духовное образование: Шаг в правильном направлении


22 марта 2011 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был принят ряд решений о реформировании системы духовного образования. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, ответил на вопросы корреспондента интернет-издания «Татьянин день» о том, способны ли реформы изменить отношение к духовному образованию в России и войдет ли теология в реестр одобренных ВАКом дисциплин.
02 апреля 2011 г.

Владыка Евгений, насколько адаптация высшего духовного образования к международным образовательным стандартам, в частности, принятие бакалаврской и магистерской учебной программ, способно изменить отношение к высшим духовным заведением со стороны светской науки?

Благодарю за интересный и важный вопрос. Хотел особо отметить, что развитие диалога Церкви и светской науки — это важный императив, который четко прозвучал в постановлениях прошедшего в феврале Архиерейского Собора. Что же касается духовного образования, то его реформа, осуществляемая на протяжении последних лет, одной из своих главных целей ставила формирование полноценной научной составляющей образовательной сферы. Когда было принято решение об интеграции нашей системы в пространство европейского образования и использовании для этого методологии Болонского процесса, эта цель стала особо актуальной. Дело в том, что сами принципы Болонского процесса формировались под активным воздействием академической среды и научного сообщества Европы. А европейское образование, в особенности немецкое и английское, традиционно славилось воплощением классического университетского принципа — единство передовой науки и образовательного процесса под сводами учебного заведения. К счастью, в современных условиях этот принцип был сохранен и большинство европейских университетов сохраняют статус передовых научных центров. Другой важной традицией европейского образования является присутствие практически в любом университете богословского факультета. И общий высокий уровень университетской науки не мог не сказаться на уровне богословского образования. Таким образом, если мы стремимся к интеграции в области образования и научных богословских исследований и можем использовать при этом мировой опыт и апробированный инструментарий, то, безусловно, это должно привести к росту уровня отечественного богословского образования и церковной науки. Для того, чтобы разработать квалификационные рамки бакалаврских и магистерских программ по богословию Учебный комитет проделал большую работу. Мы взяли то лучшее, что существовало в нашей системе духовного образования — именно это стало фундаментом новых программ. В Русской Церкви традиционно всегда был высокий уровень образования в духовных семинариях и академиях, особенно до революции, и мы стараемся это сохранить. Также был активно использован европейский опыт — особенно опыт Поместных Православных Церквей, чьи высшие учебные заведения интегрированы в европейское образовательное пространство. Также мы принимали во внимание достижения светского образования в России и других странах, находящихся в нашей канонической юрисдикции. Однако, несмотря на всю важность проделанной работы, следует помнить, что мы находимся только в начале пути. Новое поколение образованных священников и богословов появится только через несколько лет, тогда мы и узнаем ответ на Ваш вопрос. Тем не менее, у нас есть все основания для оптимизма, поскольку один из принципов, заложенных в новые программы, — научная ориентированность.

Повлияет ли адаптация высшего духовного образования к международным образовательным на то, что в духовных школах, наконец, будут выдаваться дипломы государственного образца?

Мы очень надеемся, что многолетняя дискриминация отечественного духовного образования будет рано или поздно преодолена,  и наши дипломы получат признание со стороны государства. Сейчас мы сделали шаг в правильном направлении. В процессе работы мы проводили много консультаций с представителями европейских университетов и экспертов по высшему образованию, и наши инициативы всегда воспринимаются с огромным энтузиазмом. Европейское образовательное сообщество видит в нас полноценных партнеров и готово к крупным совместным проектам. Одним из следствий этих проектов, как мы надеемся, станет признание нашего образования со стороны европейских университетов и международных агентств по контролю качества образования. Полагаю, здесь есть над чем задуматься нашим чиновникам из Министерства образования.

Способны ли проводящиеся реформы в итоге повлиять на то, что "паспорт" теологии наконец будет внесен в реестр ВАК?

Как я уже отметил, в Европе богословие является неотъемлемой частью науки и образования, что самым ярким образом проявляется на примере университетов. И это не только дань традиции, на богословских факультетах в Европе решаются важные для общества задачи — Православная Церковь готовит работников социальной сферы, преподавателей, искусствоведов, специалистов в других гуманитарных областях. Мы надеемся, что наши усилия не останутся бесплодными, ведь Русская Церковь фактически делает то же самое, но только абсолютно без государственной поддержки. То, что богословие до сих пор не внесено в реестр научных специальностей в России, очень сильно тормозит развитие пространства научно-богословских исследований и самой системы духовного образования. Это непреодоленное советское наследие. Сейчас мы вплотную приблизились к систематическим совместным научным проектам с европейскими университетами, а это — свидетельство признания уровня отечественной богословской мысли. В этом плане принятые документы являются индикатором успешного развития церковной науки, и мы надеемся, что на это обратят внимание те, кому положено на это обращать внимание.

Приведут ли реформы к повышению статуса духовного образования внутри самой Церкви?

Настоящая реформа должна привести к повышению статуса духовного образования как в Церкви, так и в обществе, поскольку в рамках используемой нами методологии Болонского процесса присутствует мощный регулирующий инструмент — система обеспечения и контроля качества. Вырастет качество образования, вырастет и его статус, а это, в свою очередь, создаст дополнительные мотивации для наших будущих абитуриентов и студентов. В принятых документах эта система представлена только несколькими своими элементами, например, возможностью проведения конкурсов на штатные должности профессоров и доцентов. Но это только начало. По замечанию Святейшего Патриарха Кирилла качество духовного образования должно стать краеугольным камнем новой системы, и Учебный комитет разрабатывает конкретные механизмы контроля и гарантий качества в духовных учебных заведениях. Все это дело недалекого будущего. У нас впереди много работы.

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.