Вниманию читателя предлагается Триптих, посвященный духовной эгзегезе умовения ног учеников Спасителем. Автор – заведующий библиотекой иг. Дионисий (Шленов).
11 апреля 2015 г.
1.
Чистота через малое
Спаситель, умывая ноги,
Апостолов-учеников,
Им показал, что в них немногих
Дух к очищению готов.
Для чистых духом умовенье -
Всей подтвержденье чистоты.
Недаром в сердце Божье рвенье
Сильнее мрака и тщеты.
Увы, нечистому бессильно
То омовение помочь.
Пусть изливается обильно -
В пути давно застлала ночь.
Нет нужды чистому трудиться
И омывать главу с лицом.
Христу достаточно открыться,
Чтоб оказаться под венцом!
Венец Божественного крова -
Господней милости чертог.
И воспаряет сердце снова
Туда, где пребывает Бог.
Немногим станет чист, кто много
Уже понес земных трудов.
И в сердце затаил тревогу,
Что весит несколько пудов.
И потому омыться мало,
Чтоб Божий урожай созрел,
Дабы, очнувшись, сердце стало
Бежать от всех житейских дел!
2.
Омовение ног: Петр и Иуда
Омыть стопы ученикам,
До бесконечности смириться
И преподать урок векам,
Как нужно трепетно молиться.
«Да будет воля не Моя -
Твоя да будет воля в жизни!»,
Чтобы поднять из мрака "я"
В служеньи неземной Отчизне.
А те, кто ближе ко Христу,
Его избранная триада, -
Склонились к Божьему кресту,
Который сам в себе награда.
Сказал им пастырски Христос:
«Дух бодр, а плоть слаба безмерно!»,
Оставив для души вопрос,
Как чисто послужить и верно.
Коль пересилит в схватке дух,
Что подчиняет немощь плоти,
Я более не буду глух
Пчелою, затаенной в соте.
Дух бодр и значит, что идти
Вперед, оставивши усталость,
По бесконечному пути,
Дабы была великой малость.
Так Петр, который был так слаб
И трижды от Христа отрекся,
Как самый неключимый раб
Вновь в покаяние облекся.
Да торжествует дух, что плоть
Преодолеет Божьей силой.
И значит к нам придет Господь
Исполнить, что душа просила.
Но если немощь нападет
И победит в сраженьи диком,
Тогда законом станет гнет,
А дух забудет о великом.
Иуда – тот, кому был дан
Удел апостолов на веки,
Вдруг ангельский покинул стан,
В измены погрузившись реки.
О немощь плоти, что сильней
И крепче оказалась духа,
Так трудно жить бездумно с ней,
Когда кругом царит разруха.
Пришел Спаситель вразумить
Учеников, омыв им ноги,
Сказал, что подобает быть
Во всем смиренными: «Вы боги
По благодати. Каждый день
Свое призванье проверяйте
А если одолеет лень,
То только ревность лечит. Знайте!»
Омыл стопы ученикам.
Чисты они предельно были
Один Иуда, словно Хам,
Был омрачен в греховной пыли.
Кто чист, тот умовение ног
Заполучив, сияет светом.
Поможет Жизнодавец Бог
Для всех стать подлинным ответом.
А кто нечист, тот утерял
К себе Христа прикосновенье.
О лучше бы во век молчал,
Чем рушить ангельское пенье.
«Ты чист - во всем умыл себя, -
Сказал Петру Христос, - о чудо!».
И ученик бежит, любя,
А сзади падает Иуда...
3.
Золотая середина
Омытый пусть не алчет продолженья -
Умоет Сам Христос, если пора омыть,
Избавить от греха. И наши все движенья
Да будут именно, чем надлежало быть.
Просить прощенье и искать подмогу
Пытаться преумножить Божий дар
Но скорбь излить со всей любовью Богу,
Каким бы ни был - болен или стар.
Сначала Петр пытался отказаться.
Потом миг просветления настал.
Выходит нужно до конца сражаться,
Хотя б себе казался слаб и мал.
Весь между отреченьем и гореньем
В стремленьи приумножить то, что есть,
Господь предстал - с невиданным смиреньем
Подать Своим примером Божью весть!
Путь царский для души. Умытый Богом знает.
Омытый чист, коли стопы чисты.
Но до поры святую цель скрывает,
Означенную ревностью мечты...
9.04.2015