|
«Свидетельство от внешних...»24 июня 2013 г.
Церковно-археологический кабинет открывает ежегодно двери более 600 делегациям, которых знакомит не только с экспонатами музея и с многогранной деятельностью и историей Русской Православной Церкви, но также и с историей христианства. Необычный статус и положение музея определяет особое отношение людей к Церковно-археологическому кабинету. Музей обладает единственными и уникальными церковными ценностями: древнейшие иконы, рукописные и печатные книги, картины и реликвии, связанные с жизнью выдающихся подвижников Православной Церкви, которые со всей полнотой свидетельствуют о христианстве за 2000 лет. В определенном смысле музей - это лицо Русской Православной Церкви и Московской Духовной Академии. Для того, чтобы лучше понять, в чем заключается сам смысл существования Церковно-археологического кабинета, стоит процитировать слова одного из бывших хранителей музея — профессора протоиерея Алексея Остапова, который свидетельствовал: «Если общеизвестно, что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную церковность, служит делу христианского единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем все более постигают православную икону как явление исключительное и глубокое. Бережно хранимые в Церкви иконы вместе с нашим дивным Богослужением вещают о сокровищах православной церковности каждому, кто захочет узнать о духовной сущности нашей Церкви... Богатства церковного искусства, бережно хранимые в Лавре, в Церковно-археологическом кабинете Академии, помогают нашим учащимся глубже осмыслить своеобразие, священный характер этого искусства и его непреходящую ценность».[1] Справедливо заметить, что музей, как явление современное, давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Как один из самых современных проявлений нашей культуры Церковно-археологический кабинет, вместе с храмами, книгохранилищем, духовными школами, составляет основу духовной, культурной и нравственной жизни, являясь и хранилищем живого наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, художественной и духовной жизни. Он всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, воспитание духовности и нравственности не только среди учащихся Московской Духовной Академии, но и разновозрастной аудитории самых разных конфессий и национальностей. Церковно-археологический кабинет формировался в начале как учебная аудитория (отсюда и его название – Кабинет) при кафедре Церковной археологии. Его экспозиция расположена по принципу кругового обзора и последовательно раскрывает несколько тем: иконопись греко-восточных территорий и различных областей Древней Руси, русское искусство XVIII-XX веков и западная религиозная художественная культура. В настоящее время учебная функция музея сохраняется: в залах проходят лекции для студентов Академии и Семинарии, учащиеся Иконописной школы копируют иконы. На протяжении столетий музей постепенно, шаг за шагом превращался в особого рода школу, в которой человек учится быть человеком. Эту школу никогда не заканчивают, потому что и ребенок, и студент, и старец, придя в стены любимого музея каждый раз открывают для себя нечто новое - ведь с каждым днем общения мы учимся видеть и понимать Православное искусство, общение с ним становится постоянной душевной потребностью. И дело не только в том, что мы должны владеть информацией о мастерах и их творениях, которые можно выучить, чтобы поддержать «культурную» среду, а в сохранении способности улавливать самые тонкие нотки, идущие к нам порой через века, открывать свое сердце навстречу Богу и Его спасительному слову. Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл, выступая на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира, сказал о том, что «...сегодня действительно глобализация... бросает вызовы, прежде всего концепциям культурно-национальной идентичности. Представители различных культур поставлены перед выбором: примкнуть к этим мощным глобальным проектам и раствориться в них или же самим быть самостоятельными субъектами в формировании мироустройства....».[2] Эта проблема, действительно, очень ощутима в современном мире, но можно смело утверждать, что ЦАК не только самобытен среди многих музеев, но это сердце Московских духовных школ, носитель и хранитель духовно-нравственной жизни, прежде всего, преподавателей и студентов, которые живут и воспитываются в этих стенах. В современном мире Церковно-археологический кабинет как социальный институт приобретает новое место и назначение, он становится активным элементом общественной жизни. Благодаря современным информационным технологиям мы можем восполнять дефицит знаний и общения, вращаясь в виртуальном пространстве. Это очень важно на данном этапе, потому что такое виртуальное общение помогает, стимулирует и дает толчок для встреч в реальных стенах музея. Самой важной задачей Церковно-археологического кабинета является духовно-нравственное воспитание в лоне Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что «пока мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви, мы возрастаем духовно...».[3] Лидия Михайловна Мелешко, студенка 2 курса факультета зарубежного регионоведения МПГУ.
[1] Иннокентий Просвирин (Архимандрит), Троице-Сергиева Лавра, изд. Московской Патриархии, 1987, с.258, с.208 [2] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии 111 Ассамблеи Русского мира, 3 ноября 2009 года// http://www.patriarchia.ru/db/print/928446.html [3] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Рождественских чтений 25 января 2010 года.//http://www.patriarchia.ru/db/print/1048821.html ФОТОАЛЬБОМ
|