|
Интервью Архиепископа Евгения газете "НГ-Религии"На вопросы отвечает: Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников) 21 марта 2008 г.
В газете "НГ-Религии" от 19 марта 2008 года опубликовано интервью Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви Ректора Московской Духовной академии и семинарии Архиепископа Верейского Евгения. Ниже приводим текст этого интервью.
- Ваше Высокопреосвященство, само понятие «ученое монашество» в появилось в стенах Московской Духовной академии. Как сейчас продолжается эта традиция, много ли выпускников МДАиС, оставаясь в Академии, принимают постриг? - Как правило, академические монахи принимают постриг ещё во время обучения. При этом год на год не приходится: иногда мы постригаем одного человека, иногда - двоих. Бывают и постриги по пять человек. Студентов, принимающих постриг на академической скамье, ждут разные судьбы. Одни направляются на служение в региональные духовные семинарии, другие остаются при Московской Духовной академии, причем не только преподавателями, но и на хозяйственных, административных и других послушаниях. Впрочем, и здесь редко кто полностью оставляет науку. Сегодня зарождается новое поколение церковных ученых, воспитанных на основании реформированных образовательных программ. Убежден - ученые монахи, могущие не щадя время и силы посвятить себя научным исследованиям, должны сыграть важную роль в новом становлении богословской науки. Вместе с тем, убежден и в том, что немало наших ученых мирян не уступят ученым монахам в самоотверженном церковно-научном служении. - История Московской Духовной академии и семинарии неразрывно связана с известными представителями отечественной религиозной мысли: Розановым, Флоренским, Леонтьевым, Аксаковым. Проводятся ли в Академии и Семинарии вечера памяти или конференции, посвященные выдающимся мыслителям России? - Ежегодно в Московской Духовной академии проводится филаретовский вечер, приуроченный к памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского - одного из замечательных ученых иерархов XIX века. Тема этого вечера меняется из года в год, например, в истекшем году вечер был посвящен юбилейной памяти святителя Игнатия (Брянчанинова). В 2006 и в 2007 году совместно с Московским Государственным Университетом мы проводили конференции, посвященные священнику Павлу Флоренскому. Доклады, освещающие деятельность наших известных богословов и философов, звучат почти на каждой конференции, проводимой в академии. Подобные ученые встречи являются не только научными событиями, но и неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку позволяют студентам более внимательно подойти к творчеству того или иного ученого или церковного деятеля. Как истинное исповедание христианской веры немыслимо без твердой опоры на церковное Предание, так и изучение богословских наук немыслимо без обращения – правда порой критического - к академическому преданию, к наследию, оставленному нам нашими предшественниками. - В советское время приглашение преподавателя светского вуза в духовную академию было немыслимо. Однако сегодня ситуация изменилась. Работают ли в Московской Духовной академии и семинарии преподаватели из светских вузов? С какими высшими школами страны налажено сотрудничество? - Среди членов корпорации - выпускников академии - сегодня есть те, кто окончил светский вуз ещё до поступления в академию и, при этом, они нередко имеют опыт светской научной работы или преподавания в вузе. Кроме того, действительно, мы сегодня приглашаем в корпорацию преподавателей светских вузов. К примеру, уже не один год риторику нашим студентам преподает заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ профессор Александр Волков. Наличие у преподавателя светского высшего образования всегда является для студентов источником обогащения и расширения кругозора. Будущий церковный ученый приобретает навыки междисциплинарного мышления, без которого его научный потенциал едва ли реализуется. В декабре 2006 года мы подписали договор о научном и учебном сотрудничестве c философским факультетом МГУ, с которым мы поддерживаем активную связь. Добрые отношения сложились у нас также с другими вузами, например с МГИМО. Ситуация на мой взгляд очень показательна: между светской и церковной наукой нет принципиального противоречия, а может быть и действительно есть взаимодействие. Для будущих пастырей и богословов такой диалог особенно нужен, так как, встречая своих сверстников из светских вузов, они сталкиваются с необходимостью особенно тщательно обосновывать свои взгляды, учатся открытой дискуссии с внешним миром. Сегодня выпускник академии или cеминарии просто не имеет права пренебречь возможностью приобрести эти навыки. - Вы уже около 15-ти лет возглавляете Учебный комитет Русской Православной Церкви и являетесь ректором Московской Духовной академии и семинарии. За это время технический прогресс шагнул далеко вперед. Нам известно, что на сегодняшний день в академии есть свой компьютерный класс, выход в интернет, недавно создана пресс-служба МДАиС. Что нового за эти годы появилось в жизни и учебном процессе в академии и семинарии? - В позапрошлом году академия завершила переход на новые образовательные программы. Процесс реформы позволил существенно повысить уровень преподавания в академии и семинарии. Однако, если, меняя программы, мы не предоставим студенту возможность пользоваться современными информационными инструментами, то изолируем его от реальности. Мы дадим ему лишь некую сумму знаний, но лишим возможности стать полноценным ученым. Будущий священник тем более не может отрешиться от того, чем и как живет его будущая паства. Вместе с тем современные технологии, такие как интернет, таят в себе много соблазнов, будь то прямое распространение греха, или же - более тонкий соблазн - подмену ими самостоятельной мыслительной работы, научной дискуссии или даже просто живого человеческого общения. Ведь как просто, например, зайти на пару форумов, посмотреть, что люди говорят по заданной теме, и пересказать своими словами. Быстрота и доступность интернет-технологий могут помешать человеку приобрести такой простой навык, как «посидеть-подумать». Одна из задач академии, когда она предоставляет студенту доступ к современным технологиям, – научить его пользоваться ими правильно. Мы не пренебрегаем благами технического прогресса и в научной работе. В истекшем году при Московской Духовной академии был учрежден Центр информационных технологий. Впрочем, этот проект выходит за рамки Академии, поскольку в попечительский совет Центра, находящийся под моим председательством, входят не только представители Академии, но и Учебного комитета. Одним из первых результатов деятельности Центра стал научный богословский портал «Богослов.Ru», редакция которого состоит из преподавателей академии. Портал позволил привлечь к сотрудничеству многочисленных российских и зарубежных авторов и, в частности, что на мой взгляд особенно важно, - преподавателей различных духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Как председатель Учебного комитета вижу несомненную пользу в подобной консолидации богословских сил нашей Церкви. - Основное для студента семинарии и академии - учеба и богослужение. Однако в тени всегда остается вопрос о том, как семинаристы проводят свой досуг. Не могли бы Вы поделиться своими наблюдениями и рассказать читателям, что студенты делают в свободное от учебы время? - Прежде всего замечу, что помимо учебы и богослужения наши студенты ещё несут различные послушания - на кухне, в библиотеке, в составе группы Экскурсоводов... Это всегда было неотъемлемой частью студенческой жизни. Что касается собственно досуга студента, то каждый проводит его согласно своему характеру. Кто-то идет в открытый недавно у нас спортзал или на городской стадион, кто-то читает книгу, кто-то смотрит телевизор, кто-то просто общается с однокурсниками или знакомыми в городе... Периодически в актовом зале проходят культурные мероприятия: это может быть показ художественного или документального фильма, встреча с каким-либо гостем академии. Впрочем, жизнь студентов и воспитанников наших школ настолько насыщена, что на досуг остается не так много времени. Более того, немало студентов даже в свободную минуту возьмут в руки и прочитают лишний раз учебный материал или взятую в библиотеке книгу по заинтересовавшей его научной теме. По себе помню, как многое хочется узнать... и как быстро летят годы обучения. - Уделяется ли в академии и семинарии внимание физическому воспитанию и здоровью студентов? - Собственно физкультура не входит в наши учебные программы, однако как только что упоминалось, недавно в академии был открыт прекрасно оборудованный спортзал, пользующийся большой популярностью у студентов. Весной, если всё будет в порядке, будет оборудована спортплощадка. Ну а здоровьем студенчества у нас уже многие годы занимается собственный медпункт, в котором на постоянной основе работают врачи и медсестры, ведут прием врачи других специальностей. На самотёк вопрос здоровья учащихся мы не пускаем. - Вы явлетесь председателем Учебного комитета РПЦ. Каковы, на ваш взгляд, перспективы духовного образования в России на ближайшее будущее? - В 2004 году Архиерейский Собор в своем Определении о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, в частности, отметил необходимость «повышения уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях». На мой взгляд, в исполнении этого определения сейчас наблюдается вполне положительная динамика, хотя многое ещё впереди. В области собственно духовного образования нам сегодня предстоят две задачи. Первая - осуществление определения Священного Синода от 21 августа 2007 года, которым были утверждены Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви, а также два церковных образовательных стандарта (для семинарии и для академии). Священный Синод поручил Учебному комитету выработать ряд документов, например положение о Высшей Церковной Аттестационной Комиссии. Когда эта сложная работа завершиться, мы получим новые инструменты, которые позволят нам по-новому подойти к многим сторонам духовно-образовательной деятельности. Вторая задача определяется утвержденным недавно президентом федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)». Утверждение этого закона позволяет нам приступить к диалогу с Министерством образования и науки с целью дальнейшего получения нами государственной аккредитации и возможности выдавать дипломы государственного образца. Это важный шаг, свидетельствующий о признании со стороны государства ценности духовного образования, однако работы ещё много: предстоит ещё выработать приемлемые как для Церкви, так и для государства образовательные стандарты, на основании которых будет проводиться государственная аккредитация. ФОТОАЛЬБОМ
|