11 ноября 2012 г.
Первым исследователем, обратившимся к иконографии «Явление иконы святителя Николая на Угреше», является З. Морозова (1983 г.)1. Ее работа посвящена прориси несохранившейся иконы «Явление Николы на древе князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой», хранящейся в фондах Государственного Исторического музея. Автор, благодаря бумаге и пейзажному изображению надстроенных кремлевских башен и колокольни Ивана Великого, датирует прорись 1680–1690-ми гг. Морозова З. Прорись иконы «Явление Николы на древе князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой» // Куликовская битва в истории и культуре. М.: МГУ, 1983. С. 209–215.
В следующей публикации по данной иконографии, в статье Е.Н. Егоровой (1998 г.)2, рассматривается эта же прорись. Автор справедливо соглашается с предыдущим исследователем относительно датировки и атрибуции прориси, подробно излагая его наблюдения и давая детальное описание сюжета3. Обращаясь к труду Д.Д. Благово4, Е.Н. Егорова замечает, что в монастыре было несколько икон «Явления Николы на Угреше».
Во-первых, это находившаяся в Никольском соборе хоругвь с изображением «Успения Пресвятой Богородицы», а на обороте – «Явления иконы святителя Николая»5. Сохранилось описание XIX в. хоругви, являющейся самым древним изображением этой иконографии: «На хоругви написан образ святителя Николая Чудотворца, перед которым изображен в молении великий князь Дмитрий Донской со своими боярами, вдали видна ставка». Во-вторых, в описании монастыря по состоянию на 1871 г.6 упоминается роспись со сценой «Явление образа Николы на Угреше» в часовне, находившейся в ограде близ Святых ворот. Иконография образа неизвестна.
Е.Н. Егорова упоминает и о современной иконе «Явление Николы на Угреше» в Спасо-Преображенском соборе, а также о том же сюжете в росписи Никольской часовни.
Образ той же иконографии, датируемый XIX веком, украшает и коллекцию икон святителя Николая в собрании Церковно-археологического кабинета (ЦАК), в которой представлены основные иконографические типы изображений Мирликийского святителя, дающие возможность проследить историю формирования его иконографии7. В среднике иконы слева изображено явление образа святителя Николая в лучезарном сиянии с 12 звездами на дереве. В центре – на берегу реки перед образом на древе припадают коленопреклоненные князь Димитрий Донской и 4 боярина. Справа вдали – шатры, конные и пешие воины. На нижнем поле золотая надпись: «Како явися икона святителя Николы Чудотворца Великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, на месте, называемом Угреша, в лете 6889 (1380) в походе на Мамая».
В основу иконографии легли известные исторические события. По пути на Куликово поле 9 августа 1380 г. войско московского великого князя Димитрия Донского направлялось вдоль реки Москвы, чтобы предотвратить готовящийся набег хана Мамая на Русь. Русское войско остановилось в 15 верстах от Москвы на отдых, ночью перед князем над сосной предстала в сиянии икона святителя Николая. Князь Димитрий с благоверными князьями и боярами молились чудесной иконе. И она сама сошла с высоты в честные руки князя, он же с радостью и умилением принял её на плечи свои (по- славянски «на рамы» - на плечи) и со слезами поцеловал; воодушевленный надеждой на победу, князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!») С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угреша. По возвращении князя Димитрия Донского в благодарность за победу был совершен молебен. Князь же повелел воздвигнуть храм и дал обет создать монастырь во имя святителя Николая.
Об образе, почитаемом чудотворным, известно, что он пребывал в Никольском соборе монастыря. На месте засохшей древней сосны, крону которой украшала икона Святителя Николая была возведена Никольская часовня, освященная 19 сентября 1893 года. До закрытия монастыря в часовне хранился фрагмент сосны. После революции и закрытия монастыря в 1919 году икона попала в музей «Коломенское», потом – в Русский музей в Ленинграде, в 1934 году передана в Третьяковскую галерею8, где хранится и сейчас. Икона дважды реставрировалась И. А. Барановым в 1936 и 1958 годах. На чудотворной иконе (Новгород, XV в.) – святитель Николай в архиерейском облачении имясловно благословляет правой рукой, а на левой покровенной держит кодекс Евангелия. Вокруг – девятнадцать сцен жития и чудесной помощи святого9.
Интересно, что на иконе из ЦАКа святитель Николай представлен с Никейским чудом, в то время как на прориси из ГИМа, на которую ориентируются современные изображения иконографии, святитель изображен один.
Иконографические сюжеты прориси и иконы из ЦАКа имеют и другие различия. Прорись из ГИМа представляет собой более развёрнутый сюжет, созданный по принципам изографического искусства, свойственным XVII веку. В этом чувствуется рука изографа, принадлежащего к кругу мастеров Оружейной палаты. Автор изображает не только момент чуда, но и шествие князя из Москвы, его ставку, поход, бегство ордынцев; привлечены архитектурные композиции Московского Кремля с реалистическим изображением его стен и колокольни Ивана Великого. Очень примечательны мельчайшие детали, данные изографом в сцене посещения князем Дмитрием Донским Угрешского монастыря в левом нижнем углу прориси. Монастырь воспроизведён исторически точно. В строящейся обители Дмитрия Донского встречает настоятель в монашеской рясе, игумен, князя сопровождают бояре, а трое каменщиков продолжают свои работы по возведению монастырских построек.
Икона из ЦАКа более цельна, в глубине иконы присутствует лишь один дополнительный сюжет – это воины, разбивающие шатры. Сюжет хоругви, упоминавшейся в описи 1763 г.10 ( Упоминалась в описи 1763 года, а описание хоругви сохранилось XIX века), очень схож с сюжетом иконы из ЦАКа. Насколько известно, лишь в ЦАКе сохранилась икона этой иконографии.
Итак, мы считаем, что икона из ЦАКа является (копией?) списком (это одно и тоже) с более раннего произведения, о чем свидетельствует простота, лаконичность и иконографическая цельность образа. Возникновение этой иконографии можно датировать более ранним временем, нежели прорись из ГИМа, созданная царскими изографами в 1680–1690-е гг.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Морозова З. Прорись иконы «Явление Николы на древе князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой» // Куликовская битва в истории и культуре. М.: МГУ, 1983. С. 209–215.
2 Егорова Е.Н. Старинная икона явления Николы на Угреше. http://www.proza.ru/2008/08/29/162.
3 Вверху изображен “мир горний”: Христос Спаситель в облаках с державой в правой руке и благословляющим жестом левой руки. Он него тянется изящная звездная гирлянда к иконе святителя Николая, который выступает тем самым провозвестником воли Божией.. Большая икона святителя прочно «сидит» в кроне высокой сосны, словно в гнезде, и связывает горний мир с “земной юдолью”, причем местность изображена во многом вполне реалистично и напоминает знакомые угрешские виды. Справа вверху в “земной юдоли” легко узнается Московский Кремль, прописанный очень обобщенно таким, каким он был в конце XVII века. Из Москвы по холмистой долине идет русское войско с развернутыми знаменами. Впереди великий князь со своими воеводами на конях. Надпись на обороте гласит: “Благоверный и великий князь Дмитрий Иванович поиде с Москвы с воинством своим противу безбожнаго царя Мамая”. Справа внизу иконы изображена собственно сцена явления Николы на Угреше. Ставка великого князя словно списана с натуры. Возле сосны стоит палатка, где устроена походная церковь с небольшой главой, увенчанной крестом. Далее расположены другие шатры лагеря. Возле первого шатра с открытым пологом стоит в молении князь Дмитрий Иванович в воинском облачении с двумя воеводами. Изумленно глядя на явленную икону святителя, они молятся. На обороте сцены написано: “И отыде пятнадцать поприщ от царствующего града Москвы и ста в шатрах на поле. И виде образ Святаго и великаго отца Николы над древом стоящъ”.
Дмитрий Донской изображен весьма реалистично в соответствии с летописными источниками, явно знакомыми художнику: “Беаше же сам крепок зело и мужествен, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власом черен, и взором же дивен зело”. Рядом с князем его сподвижники, но это не иноки Ослябя и Пересвет, поскольку на них нет островерхих головных уборов схимников. Художник не конкретизирует личности воевод. Это могли быть, например, очень близкие Дмитрию Ивановичу люди: талантливый и опытный воевода Дмитрий Боброк-Волынский и боярин Михаил Бренок, погибший на поле Куликовом и, по преданию, захороненный на Угреше.
Третья сцена, размещенная справа вверху, подписана такими словами: “Благоверный и великий князь Дмитрий Иванович побеждая безбожного царя Мамая”. Русское войско в едином порыве гонит ордынцев и словно уходит из плоскости листа, что создает иллюзию продолжения действия за его пределами. Развеваются знамена и хоругви. Дмитрий Донской изображен с мечом на коне, над его головой светится нимб. Хотя князь в XVII веке еще не был официально канонизирован, но за свою победу и за благочестие в Москве его почитали как святого практически сразу после смерти и изображали на иконах. Последняя сцена в левом нижнем углу прориси рассказывает о посещении великим князем Дмитрием Донским основанной им обители: “Егда возвратися по победе безбожнаго Мамая на то место монастырь созда во имя Святаго и великаго отца Николы Зовомый “Угри”. В строящейся обители Дмитрия Донского встречает настоятель в монашеской рясе. Князя сопровождают двое приближенных. Дмитрий Иванович — в великокняжеском облачении, напоминающем царское платье XVII века, выглядит он старше, чем в сцене явления образа Николы. В руках у него скипетр и держава, над головой — нимб. Сцена написана, вероятно, под впечатлением тогда еще недавних “Угрешских походов” царя Алексея Михайловича. Несмотря на всю торжественность момента, каменщики продолжают свои работы по возведению монастырских построек. Один из них отвлекся на минуту и с любопытством смотрит на происходящее, второй занят кладкой, а третий тащит на спине доски.
Особый интерес представляет собой изображение Николо-Угрешского монастыря, явно списанное с натуры. Это старейшее изображение обители ныне известных. Кровля древнего Никольского собора декорирована несколькими рядами кокошников — характерным архитектурным украшением церквей XVII века. Вероятно, такой вид собор приобрел при обновлении его в 1613–1616 годах. Первоначально он имел, скорее всего, позакомарное покрытие, типичное для храмов конца XIV — начала XV века.
Колокольня изображена на прориси лишь частично. Из описи, составленной архитектором Иваном Мичуриным в 1739 году, известно, что восьмигранная колокольня располагалась над церковью Спаса Нерукотворного и имела в диаметре 2,5 сажени (около 5 метров). На колокольне были башенные часы и 10 колоколов. Церковь и колокольня за ветхостью были разобраны во второй половине XVIII века. Службы там не велись с 1757 года, а в 1758 году было начато возведение новой колокольни по проекту Ивана Жеребцова.
На прориси иконы явления святителя Николая на Угреше отчетливо прописаны крытые тесом стены с высокими башнями. Из описи 1739 года известно, что стены были высотой более 4 аршин (около 3 метров), а в толщину — более сажени (2 метров). Виден на прориси и двухэтажный корпус братских келий, который был каменным длиною 39 саженей (около 80 метров) шириной — 6,5 сажени (около 13 метров). Этот корпус частично разобрали в 1828 году при нерадивом игумене Аароне, который присвоил себе деньги от продажи кирпича. Окончательно снесен этот корпус при архимандрите Пимене в начале 1850-х годов для освобождения места под новые братские корпуса.
Икона “Явление Николы на древе князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой” — это религиозно-поэтическое воплощение предания об основании Угрешской обители и одновременно вполне реалистичное изображение его героев и окружающего пейзажа. Специалисты полагают, что икона была создана художником, связанным с кругом мастеров Оружейной палаты. Вполне вероятно, что известная по прориси икона могла быть написана для Николо-Угрешского монастыря либо для кого-то из знатных почитателей обители. Нужно ли давать эту обширнейшую выписку из Егоровой? Можно не давать.
См.: Егорова Е.Н. Старинная икона явления Николы на Угреше. http://www.proza.ru/2008/08/29/162.
4 Благово Д.Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. М. 1872.
5 Хоругвь упоминается в описи, сделанной поручиком Вакселем в июле 1763 года. См.: Благово Д. Д. Ук. соч. С. 65.
6 Благово Д. Д. Ук. соч. С. 73.
7 Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии. КП–172, И–214. Дерево, левкас, темпера, ковчег, 31,3х26,8 см. На обороте надпись карандашом: «Была преподнесена // Николаю Николаевичу паломниками в 1914 г.// Из коллекции А. Сырейщикова».
8 В каталоге Третьяковской галереи помещено такое описание иконы: «Никола с житием из Угрешского монастыря содержит не только лирическо-созерцательные, но и экспрессивные мотивы. Об этом свидетельствует и лик средника, с печальным и вместе с тем внимательным, проникающим взглядом, и композиции житийных сцен – свободные, разреженные, с изысканно тонкой характеристикой пространства и несколько утрированной выразительностью поз и жестов». См.: Антонова И. // Воскресная школа. М., 2000. № 46.
9 В основе сюжетов – византийские тексты с русскими добавлениями.
1. Рождество Николы Чудотворца. На первом плане – омовение младенца.
2. Крещение: чудо в купели. Родившийся ребенок встал на ноги и простоял три часа.
3. Обучение грамоте и исцеление слепой женщины. По преданию, свт. Николай еще ребенком исцелил слепую женщину.
4. Изведение водного источника из горы. Иноком Никола Чудотворец помог жителям Кесарии найти в горах исчезнувший источник.
5. Инок Никола изгоняет беса из монастыря.
6. Поставление Николы Чудотворца в диаконы.
7. Поставление в епископы.
8. Явление Николы Чудотворца трем невинно осужденным в темнице.
9. Явление Николы Чудотворца во сне императору Константину с повелением освободить невинно осужденных.
10. Явление Николы Чудотворца во сне Евлавию, видному чиновнику (епарху), с тем же требованием.
11. Избавление от казни трех невинно осужденных. Никола, чудесным образом явившись на место казни, остановил рукою меч, поднятый палачом.
12. Исцеление слепого и бесноватого.
13. Изгнание беса из древа.
14. Спасение Димитрия. Никола Чудотворец извлекает из воды утопающего юношу Димитрия, лодка которого перевернулась в море.
15. Чудо о младенце в Киеве. Этот сюжет дал название одной из икон Софийского собора – Никола Мокрый. Двое супругов-киевлян, переправляясь через Днепр на лодке, уронили грудного ребенка в реку. Они стали молиться святому Николаю о даровании чуда – возвращении ребенка. Наутро в Софийском соборе Киева обнаружили невредимого плачущего младенца, лежащего перед иконой святого Николая. Чудо произошло в XI веке.
16. Чудо о ковре. В Константинополе Никола Чудотворец чудесным образом помог двум обедневшим старикам-супругам: он купил у мужа на рынке их последнее богатство – ковер, а затем вернул его жене. Последняя сцена изображена в клейме.
17. Возвращение Василия, сына Агрика, родителям. Мальчик, сын крестьянина с побережья Ликии, близ Мир, был захвачен в плен арабами (сарацинами), но по молитве родителей святому Николаю возвращен обратно.
18. Преставление (смерть) святого Николая.
19. Перенесение мощей свт. Николая из Мир в Бари.
Русские иконы святого Николая исключительно своеобразны по составу житийных сцен и отражают его особое почитание на Руси, специфику преданий. Сюжеты сцен 2, 3, 4, 5, 16, 19 встречаются только в русском искусстве. А сюжеты 4 и 5 даже в русском искусстве очень редки. Они подчеркивают иноческие подвиги святителя Николая и, по-видимому, помещены потому, что эта икона предназначалась для монастыря. См.: Антонова И. Ук. соч.
10 Егорова Е.Н. Ук. Соч.