АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Святитель Филарет (Дроздов)


04 сентября 2012 г.

2 декабря (19 ноября по старому стилю) Русская Православная Церковь праздновала память святителя Филарета (Дроздова) (1782-1867), митрополита Московского. Его особо чтят в Московской Духовной Академии, преподаватели и студенты многое сделали для прославления великого иерарха в лике святителей.

Собрание Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии включает в себя богатейшую и уникальную коллекцию портретов и личных вещей святителя Филарета, которая была собрана заботой и трудами Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и передана после открытия Московской Духовной Академии в возрождённый, по его благословению, ЦАК.

Первое и единственное документальное свидетельство о некоторых, хранящихся в Академии, личных вещах митр. Филарета находится в каталоге выставки, которая состоялась в 1907 г. в Москве по случаю сорокалетия его преставления. В ее организации приняли участие архив Министерства иностранных дел, родственники святителя – протоиереи К. Богоявленский, П. Казанский, духовенство и его многочисленные почитатели. Выставка длилась всего неделю, и её документальные материалы очень скупы и непрофессиональны. Либеральная интеллигенция была недовольна и удивлялась этому «излишнему» почитанию «ортодоксально-гранитной личности» почившего митрополита.

Среди почетных гостей выставки упомянут архимандрит Алексий (Симанский). Известно, что духовное становление будущего Патриарха проходило под влиянием проповедей митр. Филарета, и именно они, еще в пору обучения в известном Катковском лицее в Москве, оказали глубокое воздействие на душу юного гимназиста Симанского и определили его жизненный путь. Промыслом Божиим многие экспонаты первой и единственной выставки оказались впоследствии в его руках и были им бережно сохранены.

Став Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси, владыка Алексий возобновил празднование дней памяти митрополита Филарета и благословил с 1951 г. проводить в Московской Духовной Академии «Филаретовские вечера».

В 1967 г., к 100-летию со дня преставления святителя, по благословению Патриарха, в залах ЦАКа состоялась юбилейная выставка.

Известно, что портреты и личные вещи приобретались Святейшим Патриархом у частных лиц, в антикварных лавках, или получены в дар от родственников и почитателей святителя. После смерти Патриарха Алексия I, весной 1971 г. представителями Московской Патриархии в музей был сделан крупный вклад личных вещей Святейшего из его кабинета, среди которых были портреты святителя Филарета.

В настоящее время в академическом музее имеется около 30-ти живописных портретов московского Митрополита, несколько скульптурных изображений, более 20-ти гравюр, богослужебные и келейные предметы.

Его параманный крест напоминает о начале монашеского пути. 16 ноября 1808 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры учитель Троицкой Семинарии Василий Дроздов был пострижен наместником архимандритом Симеоном в монашество с именем Филарет (в честь святого праведного Филарета Милостивого). Здесь же, в Лавре, в Духовском храме будущий святитель был рукоположен митрополитом Московским Платоном (Левшиным) в иеродиакона. Вскоре Комиссия Духовных училищ при Святейшем Синоде направила молодого иеродиакона преподавателем в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. После того, как он зарекомендовал себя в столице в качестве прекрасного педагога и даровитого проповедника, его возвели в сан архимандрита и назначили ректором Академии. В 1817 г. он ступил на стезю епископского служения, которая привела его спустя четыре года на московскую кафедру, где он (с 1826 г. в сане митрополита) прослужил почти полвека.

Одевался святитель очень просто и скромно. Хотя во время торжественных богослужений, официальных церемоний, не желая уронить достоинство архиерейского сана, он облачался в дорогие облачения, преимущественно в парчовые ризы.

В коллекции музея хранятся два неполных комплекта богослужебных облачений святителя: один из голубой парчи, а другой из голубого атласа имеют на старой подкладке домузейные инвентарные номера, по-видимому, ризницы какого-то храма.

Жители первопрестольной и ее многочисленные гости, всегда с большой любовью и усердием посещавшие богослужения, совершаемые святителем, разносили славу о нем далеко за пределы Московской епархии.

Но не только ученой и церковно-богослужебной деятельностью славился великий архипастырь. Известны и многие его заслуги перед Отечеством на поприще общественного служения. На опуши митрыСвятителя жемчужной надписью зафиксирована дата “10 марта 1831” – время прекращения в Москве эпидемии холеры. За усердные труды во время эпидемии Святителю была пожалована высшая награда Российской Империи — орден св. апостола Андрея Первозванного. Многие москвичи в то время бежали из города, но Святитель, несмотря на призывы Государя приехать в Петербург, не бросил свою паству. Он благословил устраивать особые моления об избавлении народа от смертоносной язвы. В переполненные страждущими больницы святитель Филарет посылал священников для исповеди и причащения больных. Около ста священников в течение шести недель посещали десятки больниц, принося утешение недугующим, и никто из них не заболел.

Скуфья с жёлтым галунным крестом, чёрная муаровая ряса, два пояса с вышивкой «виноградными листьями и цветами», воскрешают в памяти еще одну сторону его жизни. Святитель был ревнителем монашества и благоволил ко многим монастырям. Особенно же он любил родную Троице-Сергиеву Лавру и выстроенный, по его благословению, наместником архимандритом Антонием (Медведевым) Гефсиманский скит с Черниговским пещерным отделением. Святитель Филарет сам освятил “новую Гефсиманию” 28 сентября 1844 г. Примечательно, что во время освящения и совершения Литургии он был облачен не в архиерейские одежды, а в скромные ризы преподобного Сергия. Его стремление к монашеской простоте и смирению проявилось и во всей скитской обстановке. Скитские постройки, внутренняя облицовка храмов и келий митрополита, церковная утварь – все было сделано из самых простых, недорогих материалов.

Но особо всеобщее уважение, почет и любовь духовенства и мирян Русской Церкви к Святителю проявились в день празднования 50-летия его архиерейского служения. Священный Синод заблаговременно оповестил все учебные заведения и духовенство о дне предстоящего торжества, но сам святитель, узнав о приготовлениях, смутился и хотел уклониться от празднования. Лишь воля Государя заставила его подчиниться всеобщему желанию. Наиболее известное воспоминание оставил Ф. И. Тютчев: «Маленький, хрупкий, сведённый к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него. Когда он отвечал, слышался как бы голос призрака. Губы его шевелились, но слова, вылетавшие из уст, были только веянием. Пред своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является. Это было прекрасно! Воистину то был праздник духа”.

В тот день в числе прочих многочисленных приношений Святителю был преподнесен архиерейский орлец, находящийся сейчас в собрании нашего музея. Надпись золотом на чёрном коленкоровом обороте гласит: «1867 год августа 5-го в пятидесятилетие епископского служения преосвященнейшаго митрополита Филарета. Хиротонисанъ 1817 год. Приношение Д.И. Хлудова». (Хлудов был представителем московского купеческого рода, на щедрые пожертвования которого были построены и украшены многие церкви и монастыри).

Теперь обратимся к коллекции портретов святителя. Его глубокая скромность и большая занятость исключали возможность длительных натурных работ над портретами. Портреты святителя условно можно разделить на три иконографических типа: «парадные», в богослужебном облачении и «домашние».

«Парадные» портреты составляют самую многочисленную группу и показывают заслуги митр. Филарета перед Церковью и Отечеством. На них святитель изображён сидящим у стола с книгами, письменным прибором и книгой в руке (интерьер с большими или меньшими подробностями), в белом клобуке, на груди – лента и ордена св. Андрея Первозванного и св. кн. Владимира, кресты и панагии (по наградам можно определить время написания портрета). Такой тип получает широкое распространение. Именно «парадный» портрет явился образцом для многочисленных гравюр.

Среди «парадных» портретов из собрания ЦАКа особо следует выделить работы уже упомянутого Николая Даниловича Шпревича, титулярного советника, учителя рисования, получившего редкую возможность написать портрет митрополита Филарета «в живую». Он создал много авторских повторений портрета для многочисленных почитателей святителя Филарета, с них же делались копии художниками-любителями. На работах Н.Д. Шпревича есть авторские подписи, указывающие дату создания портретов, благодаря которым можно чётко определить, где оригинал, а где авторская копия. В собрании ЦАКа шесть портретов кисти Н.Д. Шпревича: два портрета молодого святителя Филарета в сане епископа с орденом и лентой св. Анны I степени являются авторскими копиями Н.Д.Шпревича предположительно с оригинала 1818 г.; и пять портретов, на которых святитель изображён уже в сане митрополита Московского.

Портреты второго типа, на которых святитель Филарет представлен в богослужебном облачении, обычно большого формата. Особо следует отметить портрет Святителя 1840-х годов, являющийся парным к портрету митрополита Платона (Левшина), являвшегося его учителем и покровителем. Обе работы, вероятно, предназначались для митрополичьих покоев Лавры или Духовной Академии. Оба иерарха облачены в мантии с образами преподобных Сергия и Никона на скрижалях, в левой руке держат жезл, а правой “иконно” благословляют.

И третий тип портретов великого иерарха, когда он изображён в скуфье и домашней рясе, – «келейные» портреты. На большом, в натуральный рост, портрете, запечатлевшем святителя в обстановке скромной келии Гефсиманского скита владыка облачен в домашнюю рясу и скуфью. Особо заметна та замечательная простота, которую любил Святитель: тесовые стены, синее и красное сукно на скамье и неизменный письменный набор. Быть может, именно здесь, в монастырской глуши, из-под его пера вышли многие духовные сочинения, принёсшие ему неувядающую славу и всенародное почитание.

Портреты и личные вещи свт. Филарета являются неотъемлемой частью экспозиции ЦАКа. Они позволяют преподавателям, студентам и гостям Академии переноситься в ту эпоху, в которой жил и творил смиреннейший и умнейший деятель Русской Православной Церкви.

Е. Суворова

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.