|
Мерная икона царя Алексея Михайловича из сокровищницы Московской Духовной Академии04 сентября 2012 г.
Известный русский историк И. Е. Забелин, работая в архиве Оружейной палаты, создаёт свой труд «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»,[1] публикуя в нём ценнейшие сведения о царских указах, в которых говорится о написании мерных икон для царских детей. Лучшие иконописцы Оружейной палаты писали «мерные» или «родимые» образы на доске, которая передавала «долготу роста и ширину объёма»[2] новорождённого.
В собрании Музеев Московского Кремля находятся несколько мерных икон. Впервые, опираясь на описи Архангельского собора Московского Кремля, о них упоминает А. Лебедев в своей работе.[3] К истории возникновения традиции написания мерных икон на материале трёх «родимых» икон рода Рюриковичей обращается искусствовед Т. Е. Самойлова.[4] Она возводит традицию к моменту написания иконы преподобного Иоанна Лествичника [иллюстрация 1], предположительно принадлежавшей старшему сыну Ивана Грозного, Ивану Ивановичу, самой ранней из сохранившихся мерных икон. Автору, проведя исследование, не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции».[5] Поэтому она выдвинула предположение о том, что традиция мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. Однако, невзирая на кажущуюся привлекательность данной гипотезы, на первый взгляд удачно входящей в общеизвестную тему прославления царского рода, нам она представляется ошибочной. На самом деле происхождение мерных икон прозрачно и более естественно. Оно напрямую связано с материнской любовью – женщина, ставшая матерью, окружая новорождённого заботой, и понятным образом беспокоясь за его жизнь и здоровье, склонна к поиску защиты для своего чада. Мерная икона помимо своей прямой функции молитвы перед ней святому покровителю младенца, несёт в себе некую духовно-соматическую связь, подчёркивает идентичность именно с определённым ребёнком, применительно к размерам тела, которого и создаётся пространство иконы. Это очевидное тождество органично подтверждается глубинным материнским инстинктом – с любовью запечатлеть внешними формами явление в мир нового человека через его фотографии, описания, записей детских афоризмов, через сохранение младенческих аксессуаров: локонов волос, клеёнчатых бирок из роддомов с указанием роста и веса малыша, серебряных ложечек «на первый зуб» и т.п. У верующей матери в этот список логично добавляется и выражение её веры в то, что дитя рождается по благословению Божиему и имеет тем самым особую близость к Богу, символами чего являются нательный крестик, иконка, крестильная рубашка. Об этом может свидетельствовать эпизод из жизни матери писателя А. КупринаЛюбови Алексеевны (в девичестве Кулунчаковой, ведущей своё происхождение от татарского князя Кулунчака). В воспоминаниях М. К. Куприной-Иорданской отмечено: «В 1861 г. у Куприных родилась дочь Софья, в 1863 – Зинаида. За ними последовало трое мальчиков, но все они умерли в младенчестве. Как водится, супруги мечтали о сыне. «Когда я почувствовала, что вновь стала матерью, – рассказывала Любовь Алексеевна сыну и будущей невестке, Марии Карловне, – мне советовали обратиться к одному старцу, славившемуся своим благочестием и мудростью. Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила – в августе. “Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней – точно по мерке новорожденного – образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь его над изголовьем ребенка. И святой Александр Невский сохранит его тебе”». [6] В собрании Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии[7] представлена мерная икона конца XVII в., изображающая святителя Алексия, митрополита Московского[иллюстрация 2].[8] Высказывалось мнение, что данная икона была написана для будущего царя Алексия Михайловича и на ней изображён его небесный покровитель.[9] В ходе исследования жизнеописания Алексея Михайловича, удалось выяснить, что его крестили в честь Алексия, человека Божьего (1629 г.)[10] и в собрании Музеев Московского Кремля сохранилась его мерная икона [иллюстрация 3]. Это приводит нас к заключению, что икона из собрания Церковно-археологического кабинета не является «родимой» иконой царя Алексея Михайловича. Исследуя данный экспонат, мы отмечаем некоторые важные детали. Так, размеры иконы (57х19 см) предполагают «богатырское» сложение новорождённого. В то время, как размеры мерных икон из собрания Музеев Московского Кремля и Исторического музея в среднем 46х16 см. Кроме того, на всех мерных иконах Рюриковичей и Романовых из Архангельского собора и царевен Милославских, сводных сестёр Петра I из Новодевичьего монастыря в верхней части в небесном сегменте изображена Троица Ветхозаветная, а на иконе из ЦАКа – Спас Эммануил. Характерным отличием является также отсутствие на образе из ЦАКа оклада и следов от его крепления, в то время как царские мерные иконы традиционно обрамлялись ризами. Учитывая, что традиция мерных икон существовала не только в царском доме, но и в княжеской среде, (это также подтверждается наличием в Русском Музее 2-х мерных икон князей Строгановых), мы можем предположить, что икона из собрания Церковно-археологического принадлежала отпрыску одного из княжеских родов.
[1] Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях. М. 1915. Ч. 2. С. 51. [2] Там же. С. 51. [3] Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М. 1880. С. 300. [4] Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. СПб. 2003. С. 360 – 366 (далее – Самойлова, 2003). [5] Самойлова, 2003. С. 360. [6] Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости. М. 1966. С. 25. [7] Суворова Е. Ю. История Церковно-археологического кабинета МДА. // Московская Духовная Академия. М. 2010. С. 54. [8] КП-149, И-1, I а 554, 484. [9] Моисеев А. От Византии до Палеха. Путеводитель по церковно-археологическому кабинету МДА. // Встреча. Сергиев Посад. 2000. № 3 (13). С. 32. [10] «Почитание святого было особенно заметным в царствованиеАлексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 г. ко дню памяти святого был приурочен выпуск в свет 4-го издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексия человека Божиего. В правление Алексея Михайловича была написана и издана (1671-1674) служба Алексию человеку Божиему. (Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI – XVII вв. М., 1958. № 339)». См.: Муравьёв А. В., Турилов А. А. Алексий, человек Божий. // Православная энциклопедия. Т. 2. С. 10. Приложенные файлы:
ФОТОАЛЬБОМ
См.также:
В ереванском музее Русского искусства проходит художественная выставка «Мерная икона: история и современность» [Новость]
[27 ноября 2013 г.]
Россия и Армения – народы, объединенные христианской верой! [Анонс события]
[18 ноября 2013 г.]
|